Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы
Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника
Содержание
Введение |
|
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке 1.1.Психолого-педагогическое
обоснование понятия «познавательный
интерес» |
|
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке |
|
1.3.Развитие познавательных
интересов старших |
|
Глава2.Опытно- 2.1.Определение уровня развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста |
|
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста |
|
2.3. Результаты экспериментальной
деятельности |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
Приложение |
Введение
Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность нашего исследования определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
В состоянии интереса человек
(ребенок, взрослый) всегда более или
менее активен, успешен. Познавательный
интерес, его проявление связано
с преобладанием особых форм активности
и положительного аффективного состояния,
возникающего из потребности во внешних
впечатлениях, взаимодействия с окружающим
миром и избирательной
Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В.Запорожца, Т.А. Куликовой и др.) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира.
Проблема развития интереса явилась предметом многих психологических исследований. Психологи признают интерес сложным и значимым для личности образованием. Общая теория интереса, разрабатываемая отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), раскрывает материалистический подход к данной проблеме. Развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию об окружающей действительности, является деятельность дошкольника в процессе прогулки. Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы к происходящему в окружающем мире.
Проблема исследования организация деятельности дошкольников на прогулке, обеспечивающей эффективность развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру сейчас наиболее актуальна.
Таким образом, актуальность названной проблемы послужила основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие у старших дошкольников познавательного интереса к окружающему миру на прогулке.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что оптимизация процесса развития познавательных интересов дошкольников на прогулке будет осуществляться при создании следующих педагогических условий:
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1.Охарактеризовать сущность познавательного интереса, его психолого-педагогическую структуру.
2.Изучить природу
3.Экспериментально доказать эффективность процесса развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью деятельности на прогулке
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические (наблюдение игровой деятельности, трудовой деятельности, наблюдения на прогулке); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 77 г. Оренбурга. В опытно-экспериментальной работе участвовали дошкольники подготовительной группы:14 человек.
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия
«познавательный интерес»
В современных исследованиях, пoсвященных проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности, формирование познавательных интересов.
Под познавательным интересом мы понимаем интегративное свойство личности, которое объединяет в себя эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную характеристики. Данное определение дополняет определение Г.И. Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности; такую направленность, которая характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого и распространяться на другие области[40].
Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.М. Кларина, Н.Н. Поддьяков). В этой связи развитие познавательной активности, становление познавательной мотивации, интересов определяется как приоритетная задача предшкольного образования.
Многие исследователи (А.В.
Петровский, А.И. Зимняя и др.) в зависимости
от отношений к выполняемой
1.Репродуктивный нижняя границы его характеризуются пассивностью, инертностью, отсутствием интеллектуальной инициативы, обращающиеся остаются в основном в рамках первого начального наблюдения;
2.Эвристический:
характеризуется стремлением
3.Креативный (высший уровень
интеллектуальной активности):
характеризуется инициативой в постановке
задач, в стремлении выяснить
причины и связи
за наблюдаемыми природными явлениями[4;
125].
Другие ученые (Щукина Г.И., Кириллова Т.Д.) в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности познавательного интереса[40,18]:
Существуют последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство - любознательность - познавательный интерес - теоретический интерес [40], которые помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ребенка к предмету и степень влияния его на личность.
Раскроем первые две стадии развития познавательного интереса, встречающиеся в дошкольном детстве.
Любопытство, потребность в впечатлениях — это своего рода фундамент интереса, его биологическая предпосылка — ориентировочный рефлекс. И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». «Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом или, как я его называю, рефлексом «что такое?»... И мы, и животное при малейшем колебании окружающей среды устанавливаем соответствующий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого колебания. Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске. А у нас этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире».
Любознательность, активный поиск предмета или явления - интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом[28]. На этой стадии обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательный ребенок не ищет легких задач. Это выражается в стремлении знать больше, чем дается обычно на занятии, найти ответы на вопросы, возникшие, например, во время наблюдений.
Обострение проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связано с рядом моментов. В XXI веке часто используются термины «информационная эпоха», «информационная картина мира». Увеличение осваиваемой человечеством в целом и человеком в частности информации диктует переосмысление роли и значения знаний, изменение отношения к ним, необходимость развития на качественно более высоком уровне умений, обеспечивающих успешное освоение, преобразование информации. Развитие познавательных интересов является одним из значимых показателей информационной культуры личности[40].
Требует переосмысления проблема соотношения дифференциации и индивидуализации в современных технологиях развития познавательной активности, самостоятельности и интересов старших дошкольников (изучение индивидуальных проявлений детей, разработка оснований построения индивидуальных образовательных маршрутов, моделей педагогического сопровождения интеллектуально одаренных дошкольников[35]. Сформированность познавательных интересов выступает своего рода новообразованием старшего дошкольного возраста, но следует понимать, что невозможно «интересоваться всем на одинаковом уровне», направленность, глубина интересов различна в зависимости от близости содержания ребенку, имеющегося опыта, установок, предпочтений, развития определенных способностей[18].
В современных исследованиях, методических разработках наблюдается неоднозначность в понимании соотношения между понятиями «познавательная активность», «познавательная мотивация», «познавательный интерес», некоторая идентичность в определении критериев их оценивания[36]. С этим связана «сложно - фиксируемость» проявлений познавательных интересов.
На основе идей мыслителей прошлого (И.И. Бецкого, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского) о роли интереса к учению и формировании познавательных интересов учащихся определены основные методологические подходы к изучению и развитию познавательной активности и интересов (Д.Б. Богоявленская, Т Д. Годовикова, А.В. Запорожец, Н В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Н.А. Менчинкая, Н.Г. Морозова, Н.Н. Поддьяков, ч А. Пономарев, С.А. Рубенштейн, И. Шамова, Г.И. Щукина).
Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника