Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

Вывод. Изучая деревья, дети узнали о них много интересного для себя.

У детей    стал формироваться познавательный интерес и познавательная активность. Дети узнали много о деревьях, их строении, свойствах древесины  и предметов, которые можно сделать их них. Научились сравнивать, обобщать и анализировать. Дети стали видеть природу вокруг себя, т. е. получили навык наблюдения. У детей появилось умение работать вместе, одной командой, появились навыки общения, коммуникации, объединения для выполнения опытов, согласовании действий, т.е.  образовалась детская общность.

   Мы помогали детям решать возникшей проблемы, отвечать на возникшие вопросы, обучали выдвигать гипотезу.  Дети  обращались за помощью  к  взрослым: родителям, педагогам для получения информации, совместного работы для подтверждения гипотезы, накопления материалов, т. е. возникла детско – взрослая общность. В доступной им  форме дети поняли необходимость сохранять деревья, леса, растительного мира – наше богатство и источник жизни, т. е. вооружились первичными экологическими навыками.

Карта№3 Мини-проект «Ветер».

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. С детьми послушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

Подвижная игра. «Пузырь».

Цель: продолжать учить детей становиться в круг, делать его шире, уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Дети встают в круг со словами: «Раздувайся, пузырь,/Раздувайся большой,/Оставайся такой,/да не лопайся./Пух!»  Увеличивают его, на последние слова  разрывают круг и приседают.

Труд на участке. Воспитатель предлагает детям собрать разлетевшиеся от ветра листья.

Цель: прививать детям желание заботиться о своем участке для игр.

Индивидуальная  работа. Упражнение «Не задень». Цель: развитие ловкости. Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в один ряд длиной 3м.

Карта №4Мини-проект «Подарки Осени».

Цель: Развивать у детей наблюдательность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности; удовлетворение потребностей в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых впечатлениях как с природным, так и с выносным материалом.

Дети выходят  на улицу.

Из-за угла выбегает чучело.

Чучело: Привет, ребята, пошлите купаться на речку. Посмотрите, какая замечательная погода! Вот будет здорово – босиком в одних трусиках разбежимся и в речку. Скорей пойдемте.

Дети высказывают  свое мнение.

- Ведь сейчас  осень.

- На улице вода  холодная.

- Мы одели уже  теплую одежду.

Чучело: А вот и не осень: солнце светит- раз; шубы не носим - два; листья на полу – три.

Дети спорят, доказывают свою правоту.

Воспитатель: Какие приметы у осени вы знаете?

- Ребята, а вы  знаете, какой сейчас месяц? (Октябрь.)

- Да, ребята, у осени  свои месяцы: первый-сентябрь, теплый. Последний - ноябрь, холодный, солнце  не так уж прогревает землю.  Особенно холодно вечерами и  ночью. Листья на деревьях опали. 

Воспитатель: Каждый день, гуляя на участке, мы с вами смотрели, что у нас есть интересного на участке. Давайте посмотрим, что нам осень подарила? Посмотрите вокруг. (Тепло, солнышко светит.)

- А теперь посмотрите  на небо, какое оно? А оболочка  есть? На что оно похоже?

- И солнышко, и  синее небо, все нам осень подарила.

Воспитатель: Ребята, что у нас под ногами шуршит? (Листья.) Каким цветом они?

Выбегает чучело и говорит: «Ребята, вы знаете стихотворение об осени?»

Дети рассказывают стихи.

Чучело: Как жалко, что лето прошло, а то любовался цветочками, а осень приходит и поэтому скоро будет холодно.

Воспитатель: Осень – тоже замечательное время года. Чем можно осенью любоваться? (Ответы детей.)

Воспитатель читает стихотворение об осени А.С.Пушкина  «Унылая пора очей очарованья». Затем  воспитатель предлагает поиграть в  подвижную игру «Лети, листок, ко мне  в кузовок».

Чучело: - Телеграмма, телеграмма!

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Тогда мы с вами должны поделиться на две команды: «зеленые листики» и «красные листики». Дети, давайте прочитаем телеграмму.

«Привет, ребята. Я, Чепухарь, так сильно хотел попасть  к вам на прогулку, но не смог. Я  оставил для вас сюрприз. Если хотите его найти, следуйте моим указаниям.

  • Команда «красные листики» идет путешествовать в песочницу.
  • Команда «желтые листики» остается на месте.

На листочках  показаны схемы стрелочками, как  добраться до сюрприза.

- Молодцы, вы  справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, а это что? (Шишки.)

- Посмотрите внимательно,  какие это шишки? (Сосновые, кедровые, еловые.)

- А давайте шишки  разложим по корзинкам. 

- Чем шишки отличаются  друг от друга? (Размером, цветом, формой.)

Рассматривают шишку: каким цветом, на что похожи, какая  форма чешуек.

- А у вас в  кармане какая шишка? (Сосновая.)

- Почему она открытая? (Лежала в тепле.)

- Кто питается  семечками шишек (клест), а орехами (человек, белка).

Чучело: Как с вами интересно. Я не хочу теперь на речку, боюсь простудиться. Пойду потеплей оденусь. Пока, ребята!

Вывод. Анализируя выполненную работу, отмечая её положительные стороны, нужно сказать и о некоторых проблемах. Был один ребёнок, интерес которого почти не проявился(Коля Ч.). Он оставался при всей работе сторонним наблюдателем. На вопросы: «Тебе интересно? Ты сам хотел бы что-то  сделать? А ты рассказывал маме об опытах?». Мальчик отвечал: «Ну, не очень интересно. Я это всё уже знаю, маме не рассказывал. Ей это не интересно…». Мы не смогли достучаться до эмоций ребёнка.

Некоторые дети теряли интерес, не доведя дело до конца(София И., Саша У.). У некоторых детей полученные знания не переходили в продуктивную деятельность, не отражались в ней(Антон А., Сева А).

Намечено  продолжить работу для достижения целей мини- проектов. В ходе комплексной работы мы получили и положительные результаты: все дети увлеченно заняты в поисково-познавательной деятельности, в играх, видна положительная динамика в развитии компонентов познавательного интереса.

 

2.3. Результаты  экспериментальной деятельности

 

После проведенной работы нами был сделана повторная оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77.

 Цель  контрольного  этапа - определить эффективность использования прогулки для  развития  познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Для определения эффективности  работы  по развитию познавательного интереса   в деятельности на прогулке, мы, на контрольном этапе исследования,  использовали  диагностические методики те,  что и на констатирующем этапе.

Результаты представлены в сводной таблице №7, рис №2  и №3.

Рис2. Уровень развития познавательного интереса дошкольников подготовительной к школе группы

(контрольный   этап исследования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Сравнительная таблица 

результатов выполнения заданий

диагностических методик  дошкольниками подготовительной группы МДОУ №77

(%)

 

Уровень

Методика № 1

д/и «Отгадай предмет»

Методика № 2 «Два домика»

 

Методика № 3 Логическая задача «Что будет, если…»

Методика №4

«Опиши картинку»

Методика № 5

проблемная ситуация «Придумай»

Средний %

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Высокий

28,6

35,7

21,4

28,5

50

57,2

50

57,2

35,7

35,7

37,1

42,8

Средний

50

57,1

28,5

42,8

42,8

42,8

21.4

35,8

50

57,2

38,5

47,1

Низкий

21,4

7,2

50

28,4

7,1

0

28,6

0

14,3

7,2

24,3

8,5


 

 

 

Рис 3. Сравнительная характеристика уровня развития познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы МДОУ №77

Приводим сравнительные данные развития познавательного интереса некоторых детей на начало и конец эксперимента.

Сравнительные данные развития познавательного интереса на момент окончания эксперимента Маши У. демонстрируют позитивные изменения по всем измеряемым критериям:

• «позитивное  отношение к окружающему миру» (со среднего уровня до высокого), причем улучшились все три показателя: «эмоциональное благополучие» (со среднего уровня до высокого), «эмоциональный отклик на познавательную задачу» (со среднего до очень высокого) и «адекватность реакций на успех, неудачу» (со среднего до высокого);

  • «увлеченность процессом познания» (с уровня среднего до высокого). Все четыре показателя данного критерия значительно улучшились: «сосредоточенность внимания» (с низкого уровня до высокого),
  • «инициативность» (со среднего до высокого), «эмоциональный подъем познавательной деятельности» (со среднего до высокого), «познавательная активность, самодеятельность» (со среднего до высокого).

Сравнительные данные развития познавательного интереса на начало  эксперимента и его окончание демонстрируют позитивные изменения по всем измеряемым критериям у большинства дошкольников:

  • «позитивное отношение к окружающему миру» (с уровня среднего до уровня высокого -2 человека: Альбина О., София И. ), причем улучшились все три показателя: «эмоциональное благополучие» (со среднего уровня до высокого), «эмоциональный отклик на познавательную задачу» (со среднего до высокого) и «адекватность реакций на успех, неудачу» (с низкого до среднего);

• «увлеченность  процессом познания» (с низкого уровня до высокого). Все четыре показателя данного критерия«сосредоточенность внимания» (с низкого уровня до высокого), «инициативность» (с низкого до очень высокого), «эмоциональный подъем познавательной деятельности» (со среднего до высокого), «познавательная активность, самостоятельность» (с низкого до очень высокого) значительно улучшились у Коли Ч., Антона А., Севы А., Олега Н.

В ходе экспериментальной работы мы получили результаты: все дети увлеченно заняты познавательной деятельностью на прогулке. Видна положительная динамика в развитии познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

Для  того чтобы  доказать эффективность развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами прогулки нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ№77 г. Оренбурга. Опытно-экспериментальная работа состояла состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В экспериментальной работе принимали участие дети подготовительной группы в количестве 14 человек. Длительность эксперимента: 7 месяцев(октябрь-апрель 2012г.)

Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника