Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы
При оказании поддержки вхождению маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику ребенка, его мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса[31].
Начать работу по развитию познавательного интереса средствами прогулки можно с записи вопросов, задаваемых детьми группы о природе[34].
Все вопросы, необходимо разделить на несколько групп, в зависимости от их смысла.
Вопросы, касающиеся определения и идентификации объекта (Чаще всего о незнакомых до сих пор объектах – кто это ? (о жуке), здесь же можно выделить вопросы-предположения – А это человек или нет? Это специальный хвост у него? (о насекомом на прогулке).
Вопросы, касающиеся выделения всевозможных признаков и свойств объектов, определения временных и пространственных характеристик.
- Почему эти все цветы желтые, а там разные по цвету?
- Что опять начинается лето? (в теплый погожий день)
- Как червяк идет, если у него нет ног?
Причинно-следственные вопросы
- Сегодня холодно, потому что дует ветер?
- Если мальчики раздавили лягушку, значит скоро пойдет дождь?
Вопросы-гипотезы
- Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут?
- Завтра наступит, когда мы поспит, а потом еще раз поспим?
- У нас в садике все заболели, потому что на улице было холодно?
- Если по луже колесом проехать, то ее не станет?
- У человека сердце – самое главное, а оно есть и у паука, змеи?
Для развития у детей наблюдательности, любознательности, формирования обобщенных представлений о природе, установления простых связей между этими явлениями можно использовать методы и приемы ознакомления детей с природой[25].
Широко используются в практике наблюдения. Главная задача наблюдения состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Наблюдениям детей необходимо придавать активный характер - учить, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление.
Воспитатель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Дети замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что– это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.
Наблюдения за состоянием погоды, которые необходимо проводить ежедневно, помогают закрепить у детей знания о признаках наблюдаемых времен года.
Содержанием познавательных интересов на прогулке могут быть разные области окружающей действительности, в том числе мир неживой природы и социальный мир. (И.С.Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М.Кларина, О.Р.Галимов, Г.И.Петку, М.Ю.Бурыкина, Л.А.Григорович). Мир взрослых изначально привлекателен для ребенка. На протяжении всего дошкольного детства взрослый является призмой, через которую ребенок смотрит на явления окружающей действительности (Р. Штейнер). Взрослый остается постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь дошкольника [6]. При этом ребенок не только воспроизводит отдельные действия взрослого, но и подражает его взаимоотношениям с другими людьми, его поступкам и сложным формам деятельности.
Знакомство на прогулке с деятельностью взрослого необходимо, так как, с одной стороны, именно она отражает творческое начало в личности человека, которое понимается нами как проявление инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости. С другой стороны, деятельность является потенциалом всестороннего развития интересов человека, способствует его самодеятельности и творчеству (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов).
Вывод по первой главе
Анализ литературных источников в первой главе нашего исследования показал: познавательный интерес это избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Познавательные интересы рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности их к обучению в школе.
Изучение литературных источников показало, что существуют последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство - любознательность - познавательный интерес - теоретический интерес, которые помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ребенка к предмету и степень влияния его на личность. Первые две стадии развития познавательного интереса встречаются в дошкольном возрасте.
Сложность развития познавательных интересов в дошкольном возрасте вызвана рядом моментов:
Для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников, как показало изучение литературно - методических источников, необходимо создание следующих педагогических условий:
Глава2.Опытно-
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Для того чтобы проверить возможность прогулки в развитии познавательных интересов старшего дошкольника нами был проведен эксперимент на базе дошкольного образовательного учреждения №77 г.Оренбурга.
Цель экспериментальной работы: доказать эффективность процесса развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью разнообразной деятельности на прогулке.
Наша опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов:
- констатирующий,
- формирующий,
- контрольный.
В экспериментальной работе принимали участие дети подготовительной группы в количестве 14 человек. Длительность эксперимента: 7 месяцев(октябрь-апрель 2011г.)
Констатирующий этап исследования.
Констатирующий эксперимент
был направлен на определение
уровня развития у детей старшего
дошкольного возраста интереса к
окружающему социальному и
Выявление уровня познавательного интереса к окружающему миру осуществлялось в соответствии с показателями, выделенными Э.А.Барановой:
Критерии оценки уровня развития познавательного интереса дошкольников
Измеряемые критерии |
Показатели |
1.Позитивное отношение к окружающему миру |
-эмоциональное благополучие -эмоциональный отклик на познавательную задачу -адекватность реакций на успех, неудачу |
2.Увлеченность процессом познания |
-сосредоточенность внимания -инициативность -наличие вопросов познавательного характера -эмоциональный подъем познавательной деятельности; сочетание эмоционального и интеллектуального в восприятии; - проявление инициативы и активности в познании, самостоятельности - наличие умений, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). |
Выявление уровня развития познавательного интереса к окружающему миру у старших дошкольников осуществлялась с помощью следующих методик:
1)Д/и «Отгадай предмет»
2) Д/и «Два домика»
3) Задание «Опиши картинку»
4)Логическая задача «Что будет, если…»
5)Проблемная ситуация: «Придумай».
Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком участвующем в эксперименте.
Методика № 1 д/и «Отгадай предмет»
Цель: выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца. Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, холодильник, телефон, грузовой автомобиль, троллейбус).
Ход исследования.
Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.
Оценка уровня познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям:
Высокий уровень: 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его задал не менее 5 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.
Средний уровень: 3 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его задал не менее 2-3 вопроса познавательного характера ;рассказывая о предмете не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.
Низкий уровень: 2 балла ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его не задавал вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете не выделяет его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.
Результаты исследования по первой методике представлены в таблице №1
Таблица1
Оценка уровня развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы МДОУ №77
(методика №1«Отгадай предмет»)
№ п/п |
Имя ребенка |
Диагностируемые показатели |
Общий балл |
Уровень | ||||
Знание объекта |
Наличие вопросов познавательного характера |
Выделение функционального назначения предмета |
Выделение своиств объекта |
Знание сферы применения | ||||
1. |
Олег Н. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
с |
2. |
Маша У. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2 |
н |
3. |
Антон А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
4. |
Света П. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
с |
5. |
Алина С. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
с |
6. |
Костя А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
с |
7. |
София И. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
2 |
н |
8. |
Лера А. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
2 |
н |
9. |
Коля Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
10. |
Женя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
11. |
Кирилл М. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 |
с |
12. |
Саша У. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
с |
13. |
Сева А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
с |
14. |
Альбина О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
в |
Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника