Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

Интерес трактуется как «избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие»[40;11].

Развитие интереса обеспечивает эмоциональную окрашенность осваиваемых представлений, интеграцию эмоционально-образного и когнитивного отражения информации, более эффективное присвоение личностью приобретенного опыта. Своеобразие познавательного интереса заключается в направленности на познание нового содержания, стремлении к выявлению свойств осваиваемого предмета, причин, связей, осуществлении активного поиска информации. Интеллектуальные (активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач), эмоциональные (познавательные эмоции, чувство ожидания нового, прекрасного, чувство интеллектуальной радости, успеха), волевые (инициатива поиска, самостоятельное добывание знаний и стремление к исследовательской деятельности, выдвижение и постановка задач на пути познания) и творческие проявления в единстве составляют компонентную структуру познавательных интересов [36;16].

В работах Е.В. Коротаевой, A.M. Матюшкина, Н.Н. Поддьякова, В.А. Филипповой, Г.И. Щукиной выявлены направления развития интереса: изменение цели (интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам), динамика устойчивости (длительность и сохранность), широты (многосторонность), глубины, динамичности, действенности, содержательной стороны (направленности) интереса.

Относительно дошкольного  периода актуальность развития познавательного интереса несомненна[29]. Сложность развития познавательных интересов в дошкольном возрасте вызвана рядом моментов: доминирование игровой мотивации, недостаточный уровень развития познавательной деятельности ограничивает возможности в освоении детьми связей, причинно-следственных и логических отношений; особенности развития памяти, внимания, мышления определяют специфику в применении некоторых методов и приемов (ограничения и особенности применения эвристических методов, проблемных ситуаций, детской проектной деятельности); относительный (и недостаточный) уровень развития самостоятельности определяет зависимость детей от содержательного общения со взрослым[19].

Понимая специфику проявления познавательных интересов к различному содержанию, можно отметить некоторые общие черты[6].

Отмечается, что познавательный интерес старших дошкольников характеризуется ситуативностью. Как правило, дети обращают внимание на яркие, «броские» предметы, чем-либо отличающиеся от остальных (очень большие или маленькие, похожие на что-либо ранее увиденное, имеющие «неожиданное» проявление свойств), и, как правило, близкие детскому опыту. В процессе освоения содержания интерес чаще направлен на детали, вызывающие эмоционально-образные ассоциации.

Исследователи данного феномена считают, что для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо создание следующих педагогических условий[6]:

  • отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного для современных дошкольников содержания;
  • определение направлений согласования стихийного (получаемого в семье, через общение со сверстниками, вне стен детского сада) и целенаправленно формируемого познавательного опыта;
  • единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащения представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;
  • развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса;
  • соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий и совместной со взрослым деятельности, что позволит создать ситуацию «ближайшего развития» и «развивающей интриги»;
  • вариативность используемых методов и приемов активизации интереса и изменение стратегии содержательного общения педагога с детьми (ориентированность на расширение кругозора, развитие критичности и системности мышления, освоение исследовательских умений);
  • «погружение» детей в процесс познания мира посредством веера различных дидактических средств (развивающих игр, познавательной литературы, информационных ресурсов), организации экскурсионных выездов (в музеи, выставки, галереи, библиотеки, театры), привлечения других заинтересованных субъектов (педагогов дополнительного образования, музейный педагогов) к данному процессу;
  • включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развития умений ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы и достигать успехов в познании; формирование позиции субъекта исследовательской деятельности, активизация творческих проявлений, инициативы, самостоятельности, предпочтений, проявления индивидуальности;
  • насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к познанию мира, а также активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей.

Соблюдение данных условий  позволяет обогатить познавательный опыт детей, способствует развитию познавательных интересов современных старших  дошкольников.

Структура познавательного  интереса. Рассматривая ее, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, что иллюстрирует рис.1.

Ядром познавательного интереса, - пишет Г.И.Щукина, - являются мыслительные процессы[40]. Познавательный интерес придает мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает ее продуктивность. Человек оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость в случае разрешения задачи - создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

 

 

Рис.1.Структура  познавательного интереса

 

Познавательный интерес  ребенка проявляется в стремлении узнать новое, узнать непонятное, о  качествах, свойствах предметов, явлений  действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между  ними отношения и связи[6].

Между уровнем развития познавательного  интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря  познавательному интересу у ребенка  значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший «строительный материал», который является фундаментом развитая познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности.

Под влиянием познавательного  интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес  активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего  мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его  воспроизводит. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более  развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения  последнего является установление связи  между имеющимся опытом и вновь  приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений[3].

Обладая огромной побудительной  силой, интерес заставляет ребенка  активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует  дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В  вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится  к получению новых знаний, сведений, проявляется его пытливость, любознательность. «Возникновение вопроса», - пишет психолог С.Л.Рубинштейн, - есть верный признак  начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания»[33].

По свидетельству ученых, нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. Для старшего дошкольника характерна активная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усиление связей, отношений  между предметами и явлениями  действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в  них аналогии, общего и различного.

Все вышесказанное дает основание  сделать вывод о том, что формирование познавательного интереса является актуальной задачей умственного  восприятия детей дошкольного возраста.

 

 

1.2. Специфика деятельности старших дошкольников   на прогулке

 

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности  для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной  работы с детьми в условиях прогулки[23].

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший  режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них  навыки в основных движениях; развивается  ловкость, быстрота, выносливость; формируется  самостоятельность, активность, положительные  отношения со сверстниками, развиваются  познавательные интересы[13].

 Для того, чтобы дети охотно  оставались на прогулке положенное  по режиму время, необходимо  им создать условия для разнообразной  деятельности.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают  обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется  мышечная система, повышается жизненный  тонус.

Прогулка способствует умственному  воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и  знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они  узнают об особенностях сезонных изменений  в природе, подмечают связи между  различными явлениями, устанавливают  элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти  ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение  детей[16].

Прогулки дают возможность  решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с  родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют  его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги[22]. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Дошкольники трудятся в цветнике: сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту[13]. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно  организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов  и возраста[37. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания[37].

Выбор игры зависит от времени  года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно  начинать прогулку с игр большей  подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные  игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую  погоду (особенно весной и осенью) следует  организовать малоподвижные игры, которые  не требуют большого пространства[23].

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в  теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут  быть широко использованы бессюжетные  народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в  старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В  жаркую погоду проводятся игры с водой[23].

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и  представления детей об окружающем[37].

Помимо подвижных игр  и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и  спортивные развлечения -(упражнения). Летом — это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или  водоема), зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным  дорожкам, ходьба на лыжах[30].

Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника