Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников на прогулке.
Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Оглавление

Введение
Глава1.Теоретические основы развития познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
1.1.Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
1.2. Специфика деятельности старших дошкольников на прогулке
1.3.Развитие познавательных интересов старших дошкольников на прогулке
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
2.1.Определение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментальной деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

3ВКР познавательного интереса и прогулки.docx

— 196.35 Кб (Скачать)

2 балла - находит варианты нетрадиционного, но реального использования  предмета.

0 баллов - не находит варианты использования предмета.

 

Высокий уровень-8-10 баллов

Средний уровень: 4-7 баллов

Низкий уровень:0- 3 балла 

Общий результат  исследований представлен нами  в таблице№ 6  и на рис№1.

 

Таблица 6

Сводная таблица оценки уровня  развития познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы МДОУ №77

Уровни

Диагностические методики

Средний

%

Методика № 1

д/и «Отгадай предмет»

Методика № 2 «Два домика»

 

Методика № 3 Логическая задача «Что будет, если…»

Методика №4

«Опиши картинку»

Методика № 5

проблемная ситуация «Придумай»

(%)

Высокий

28,6

21,4

50

50

35,7

37,1

Средний

50

28,5

42,8

21,4

50

38,5

Низкий

21,4

50

7,1

28,6

14,3

24,3


Средние результаты исследования дошкольников по всем диагностическим  методикам  показывают, что уровень  развития познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы достаточно высок.

Почти 75 % детей ( Кирилл М., Саша У., Альбина О., Олег Н., МашаУ., Антон  А., Сева А., Алина С., София И., Света  П. ) от общего числа участвующих  в эксперименте имеют высокий  и средний  уровень развития познавательного  интереса. И только  приблизительно 24,3% детей имеют низкий уровень. Это  достаточно хороший показатель, если сравнения делать  в среднем  по всем диагностическим исследованиям. 

 У Олега Н. и Маши  У. отмечается наличие направленности  на реализацию знаний об окружающем  мире при решении поисковых  задач. Достаточно высок уровень  такого показателя как «эмоциональное благополучие»  и «эмоциональный отклик на познавательную задачу», а  «увлеченность процессом познания»  находится на среднем уровне.

 У Софии И., Саши  У., Антона А.  присутствует в  познавательном интересе такой  показатель как «инициативность». Уровень этого показателя достаточно высок.

Общие результаты диагностического исследования по группе дошкольников, участвующих в исследовании  представлены нами на рис.№1.

 

 

Рис1. Уровень  развития познавательного интереса  дошкольников подготовительной к школе  группы

(констатирующий  этап исследования)

 

Вывод:  у детей подготовительной группы, участвующей в нашем исследовании, отмечается в основном средний и  высокий  уровень  развития познавательного интереса(эвристический и креативный). По нашему мнению,   работа  с дошкольниками должна продолжаться, так как успехи ребенка в  учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям во многом зависят от уровня развития познавательных интересов.

Доступным средством  формирования интереса дошкольников может стать деятельность на прогулке.

 

 

 

 

 

 

2.2.Экспериментальная деятельность по включению прогулки в процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

 

Осознавая важность проблемы формирования у дошкольников познавательного  интереса к окружающему миру, на формирующем этапе эксперимента мы разработали комплекс  прогулок (см.Приложение №2).

Наша работа началась с  составления прогулочных карт, содержание которых соответствует возрастному  развитию, отвечает потребностям ребенка  в физической активности, в познавательном, эмоциональном развитии. Этот материал был апробирован в учебно-воспитательном процессе. Условием успешного развития и воспитания детей на прогулке является одновременное сочетание необходимых компонентов:

  1. Наблюдение за живой/неживой природой.
  2. Игровая деятельность.
  3. Трудовая деятельность.
  4. Индивидуальная работа.
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность составных  частей зависит от предыдущей деятельности, от времени года, от познавательных интересов детей. В ходе работы мы могли дополнять или заменять содержание частей, дорабатывать прогулочные карты.

Всю нашу работу  с дошкольниками мы разделили на несколько этапов

1.Постановка проблемы до выхода на прогулку.

2.Определения источников  получения информации.

3.Осуществление познания  посредством разнообразного содержательного  общения со взрослыми  и с объектами на прогулке.

4.Систематизация и обобщение  полученного опыта.

Вся деятельность с дошкольниками  осуществлялась нами в форме мини- проектов, где все компоненты прогулки были объедены по комплексно –тематическому принципу. Приведем пример организации прогулок в октябре и ноябре.

Карта № 1 Педагогический мини-проект «Дерево».

Первый этап реализации педагогического проекта возник после чтения детям сказки А. Астрецова «Дерево» при изучении лексической темы «Деревья осенью». Эта сказка вызвала большой интерес к окружающим деревьям.

Дети стали обращать внимание на деревья, растущие на территории участка  группы в первую очередь. Каждый ребёнок выбрал себе «друга» - одно из деревьев нашего участка. И каждый захотел что-нибудь узнать  о своём друге. Это послужило началом наблюдений, исследований и экспериментальной работы.  Собирая, сортируя, рассматривая листья, дети стали различать деревья по листьям, плодам, стволу. Использовали все возможные способы обследования: рассматривали невооружённым глазом, через лупу, гладили, обводили пальцами борозды и углубления коры, прижимались  к стволам щекам, нюхали и т. д. Для повышения интереса проводились игры: « Живые - неживые», «С какой ветки детки», «Узнай по форме». «Угадай на ощупь», «Что тяжелее?», «Волшебники преобразования»  и т.д.

   Учили детей выдвигать  гипотезу. Множество интересных  гипотез рождалось в результате  попыток поиска ответов на  различные вопросы.

I.«Почему из дерева делают корабли?»

- Потому что они лёгкие.

– Потому что вода их держит.

 – Они умеют плавать. 

II.« Можно ли сделать корабль из железа? Что нужно для того чтобы железный корабль не тонул?»

- Нужно добавить туда  деревяшки.

- Нужно положить туда  воздушные шарики.

- Нужно привязать к  нему летающие шарики. Они будут  лететь по небу, и держать железный  корабль.

- Нужно опустить их  в воду как подводную лодку.  Она ведь сделана из железа.

Некоторые гипотезы проверяли  опытным путём.

III. Предлагалось дошкольникам   подумать:

1.   Как «заставить»  почки на ветках распуститься  зимой. 

-  Надо сделать тепло.

- Надо «позвать» весну. 

– Надо их чем-нибудь укрыть.

  2. Что бы было, если осенью с деревьев не опали бы листья?»

-Деревьям было бы тяжело от снега.

-  Ветки бы сильно  наклонились.

-  Деревья бы стояли  чёрные и некрасивые, птицы бы  испугались.

-  Они бы очень устали  и летом бы не было листьев,  плодов, шишек.

IV. Учили детей задавать вопросы.

«Что бы спросило дерево, если бы умело говорить?»

-  Почему вы ходите, а мы нет?

-  Почему у нас вместо  рук ветки, а вместо ног корни?

- Почему у вас нет ствола, а у нас есть?

-   Почему у нас  кора, а не одежда?

-   Почему вы некоторые  деревья рубите и делаете мебель?

Трудовая деятельность. Уборка опавших листьев.

Цели:

  • приучать доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Защити товарища», «Стой  — беги».

Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками; учить действовать по сигналу;развивать ловкость.

Индивидуальная  работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

Карта№ 2. Мини-проект «Это всё – моя берёзка»

Одна из воспитанниц группы осенью побывала в Египте и привезла рисунок на папирус. Она узнала, что  папирус заменял в древние  времена египтянам бумагу. Это дало повод узнать, из чего делают  бумагу у нас. Выяснили, что бумага изготавливается из мелко измельчённой древесины. А в старину, когда бумагу ещё делать  не умели – писали на тонкой берёзовой коре – бересте.  На прогулке рассматривая спилы берёзы, дети заинтересовались строением ствола. Началась экспериментальная, опытная работа по изучению строения древесины берёзы и других деревьев и её свойства. В ходе  исследования рассматривали древесину и спилы через лупу, подсчитывали годичные кольца, наблюдали за пилкой упавшей ветки пилой, деревянного расщеплении брусочка  ножом, рассматривали резьбу на деревянных изделиях на собранной выставке, вспоминали о дровах, горящих в кострах и печках. Дети  убедились в свойствах древесины – лёгкость, «умение» сохранять тепло, горючесть, мягкость, легко поддаётся резке, колкость, гладкость и т. д

   У большинства  детей появилось желание больше  узнать о «своём» дереве и  рассказать об этом в группе. Дома они собрали и накопили  много материалов о деревьях, их видах, целебных свойствах,  использовании древесины и изделиях из дерева.

   В группе после прогулки продолжалась исследовательская работа. Для ответа на вопрос: «Почему из древесины делали суда, лодки, первые корабли»,- в группе создали образовательную ситуацию: внесли ёмкость с водой и мелкие предметы из разных материалов – дерева, пластмассы, металла, керамики, фольги. Дети долго решали, для чего это всё приготовлено. Потом Егор Д. высказал предложение о том, что можно опустить всё это в воду и посмотреть, что будет. Так и сделали. Таким образом, дети на практике убедились в свойстве плавучести древесины и ответили на поставленный вопрос.

    Проводя этот  опыт, дети заметили, что вода  изменила свой цвет. Они даже  стали рассматривать воду в  лупу, чтобы найти «грязь». Но  вода окрасилась от самой древесины.    Сами педагоги тоже изучали  свойства деревьев и узнали, что  в старину почками и листьями  берёзы окрашивали ткани. Корой  дуба и частями клёна в –  окрашивали  материал для военных  мундиров, ягодами рябины получали  красноватый краситель. 

   Вместе с детьми  совершили прогулку в сквер  к упавшей ветке берёзы, отпилили  её часть для снятия бересты,  продолжения изучения древесины,  определения возраста дерева  по годичным кольцам. Подчеркнули,  что пилить и снимать кору  можно только от поваленных  деревьев. Набрали почек, серёжек  и веток, а также ягод рябины, веток ели.

   Предложили детям  попробовать покрасить ткани.  Для этого сделали настой из  принесённых частей деревьев. Настой  должен был постоять хотя бы  сутки. Дети без конца подбегали  к чашкам, смотрели, окрасилась ли  вода. На следующий день положили  в каждую чашку белый лоскут.

   Предложили выдвинуть  гипотезу, что с ними будет.  Дети высказывали свои гипотезы: с ними ничего не будет, они  станут цветными и даже фантастические  – на них появятся елочки  и ягодки. Ткани окрасились, но  очень мало. Это дало повод  высказывать опять свои предположения:  мало держали, надо было опускать  в горячую как чай воду,  нужно, что-нибудь добавить и  т. д.

Трудовая деятельность. Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры: «Птицы и кукушка», «Лягушки и цапля».

Цели: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры; упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная  работа. Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Информация о работе Прогулка как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника