Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15
Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29
Заключение……………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………33
Учреждение
образования «Мозырьский
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Курсовая работа
«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН»
студента 2 курса 4 группы
Инженерно-педагогического
факультета
МАРТЫНОВИЧА ДМИТРИЯ
БОРИСОВИЧА
кандидат педагогических
наук, доцент
БОЛБАС ВАЛИРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Мозырь 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15
Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Развитие познавательного
интереса учащихся – одна из острейших
проблем современной
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.
Цель моей работы – раскрыть сущность развития познавательного интереса, проанализировать способы, помогающие развитию познавательного интереса.
Основные задачи:
В современном обществе для образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамичность и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.
Современные дети мало читают. Непосредственным последствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью анализа текста различных жанров, трудности развития мышления и воображения.
Наблюдается различия детей по уровню интеллектуального и познавательного развития, развития познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом количества одаренных и способных детей, все больше ребят попадают в группы риска - дети «интеллектуально пассивные», « часто болеющие», дети «с трудностями обучения», и просто трудные и проблемные дети. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образования, с учетом необходимости компенсации трудностей развития.
Н.Н. Палтышев, наблюдая за деятельностью школ, сделал вывод, что центральной проблемой в области преподавания стала работа со слабоуспевающими учениками. Если считать, что в стране на «4» и «5» учатся до 30 % школьников, то 70 % — слабоуспевающих. Это значит, что они — основной продукт современной школы[41].
Однако одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы и других учебных заведений – резкое снижение интереса учащихся, и, как следствие, безграмотность, неумение логично выразить свою мысль, не владение нормами и законами страны.
Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда и пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.
Снижение ценности образования в обществе не может не влиять на отношение к нему учащихся. Многим молодым людям учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу. Старание и прилежание в учении расценивались как проявление своего рода конформизма. Известны случаи, когда отличников в классе преследовали, избивали, многие школьники не хотели хорошо учиться, чтобы не потерять друзей, не оказаться изоляции в детской среде.
Проблема очевидна: необходимость успешного развития познавательных интересов, так как они способствуют расширению общего кругозора, развитию коммуникации и недостаточность стандартных методов и средств обучения, применяемых в школе, для достижения этой цели.
В ходе исследований применялись следующие методы научного познания: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктивной деятельности.
Исследовательская работа проводилась в учреждении образования ГПТУ – 131 в городе Мозыре.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
1.1 Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности
Сегодня нужен человек не только как потребитель знаний, но как их производитель. Многие ситуации требуют от нас широты интереса.
Многие исследования педагогов и психологов направлены на изучение различных аспектов обучения студентов, продуктивности их умственного и практического развития, но любое исследование рассматривается как часть проблемы воспитания и развития.
Мысли о необходимости развития познавательной интересов у учащихся является одной из ключевых в педагогической теории, начиная с Я. А.Коменского.
«Ян Амос Коменский, который совершил революцию в дидактике, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения»[43].
Ж.-Ж. Руссо опирался на непосредственный интерес ученика к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение[43].
Ушинский писал, «что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает, в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву[57,c.229].
Теория интереса Л. Н. Толстого — это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Эта гипотеза была сформулирована им следующим образом: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка... Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе,— то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно Выражающее свои мысли своим языком, — то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, — существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка»[5].
Но остаются не решенные многие вопросы. Главный – каким образом установить долговременный познавательный интерес.
Многие знают, что знания, которые получили без интереса, никогда не будут полезными. Одна из сложнейших и наиважнейших проблем остается проблема интереса к учению.
Существует различная
интерпретация понятия
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Многие признают познавательный интерес, как биологическое свойство человека, направленное на какую-либо деятельность. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению.
Познавательный интерес играет в образовательном процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». [34,c.308]
В.Н. Мясищев определяет интерес «как активное познавательное отношение, потому что при всяком интересе, мы стремимся, говорит он, быть в центре накопляющейся информации».
Данный взгляд на интерес не разделяет А.Г. Ковалев «Определяя интерес как познавательное отношение к объекту, психологи, разделяющие эту позицию, по существу сужают понятие интереса и сводят его только к познавательному интересу… Очевидно, что интерес как свойство направленности личности – сложное явление…».
С точки зрения Г.И. Щукиной, понятие правомерно в том отношении, что оно направлено на выделение познавательного интереса как особой области интересов человека. Суть познавательного интереса в том, что объектом его является само познавание, которое характеризует стремление проникать в сущность явлений.
В педагогике имеются попытки заменить термин «познавательный интерес» термином «учебные интересы» (В.Г. Иванов). Однако с точки зрения Г.И. Щукиной, термин «познавательный интерес» точнее выражает этот вид интереса.
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
С точки зрения С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению)[46].
Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [9, c. 84].
В зарубежной литературе понятие «познавательный интерес» не встречается. В разных источниках есть понятие «интеллектуальный интерес» (С. Ларсебо, Л. Тилер).
С точки зрения Щукиной «этот термин также не включает в себя того, что входит в понятие «познавательный интерес», потому что познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий».
В ходе своего исследования я пришел к выводу, что именно Щукиной удалось в полной мере объяснить понятие «познавательный интерес». Для этого она использует убедительные аргументы.
Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов прошлого: Я. – А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А. Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева[25].
В наше время проблемой интеллектуального развития учащихся занимались: В.А. Аверина[1]; К.М.Гуревич, Е.И. Горбачева[11]; А.З. Зак[16]; Е.Н. Кабанова – Меллер[21]; З.И. Калмыкова[23]; А.А. Люблинская[31]; Н.А. Менчинския[36]; Я.А. Пономарёва[44]; Н.И. Чуприкова[50]; И.С. Якиманская[59].
Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, я исходил из положения Л.С. Выготского[9] и представителей его школы: П.Я. Гальперина[10]; В.В. Давыдова[12]; А.Н. Леонтьева[30] о том, что организованное обучение влечет за собой интеллектуальное развитие.
Ведь, как известно обучение опережает развитие. Поэтому нужно всячески развивать познавательный интерес в процессе обучения. Это будет способствовать лучшему усвоению материала по выбранной профессии.
Но остаются не решенные многие вопросы. Главный – каким образом установить долговременный познавательный интерес.
Особенностью познавательного интереса является способность активизировать процесс не только познавательной, но и другой деятельности человека. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, творческие процессы, способствующие изменению действительности.