Развитие познавательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15

Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29

Заключение……………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с  помощью прямых и обратных связей»[28,c.93-94].

 «Однако, как справедливо заметил А. Вербицкий, «зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики»[28,c.92].

В данный момент времени распространена следующая классификация методов обучения:

  1. Словесные методы;
  2. Наглядные методы;
  3. Практические методы.

В данный момент практические методы более интересны, так как они связаны с развитием интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы.

  1. Упражнения, в свою очередь, делится на:
    • Устные упражнения;
    • Письменные упражнения;
    • Графические упражнения;
    • Учебно-трудовые упражнения.

Нужно как можно больше использовать наглядные пособия, смотреть развивающие фильмы и презентации, устраивать экскурсии и викторины. Очень важно использовать наглядность материала. Это помогает заинтересовать учащегося в дальнейшем  изучении, потому что ощущение предмета дает больше информации и желания узнать о чем-то, чем теоретические знания. Любой преподаватель из своего опыта делает вывод, что применение такого вида работы намного эффективнее, т. к. заинтересовывает учащихся.

    Больше коллективной деятельности и творческого общения позволяет разнообразить систему занятий и сделать больше общения во внеурочное время. В этом и есть главное решение проблемы развития познавательного интереса.

В настоящее время  в учебной практике сложилась  следующая система методов формирования познавательных интересов (см. таблицу).

Методы

Функции

Метод рассказа

Организация восприятия учебного материала

Метод объяснения

Организация восприятия и первичного осмысления учебного материала

Метод беседы

Организация восприятия, осмысления и запоминания учебного материала

Метод иллюстраций и  демонстраций

Организация восприятия учебного материала

Метод работы над учебником

Организация восприятия, осмысления и запоминания учебного материала

Метод лабораторной работы

Организация восприятия и осмысления учебного материала

Метод практической работы

Организация учебной  работы по применению знаний на практике

Метод упражнения

Организация учебной  работы по применению знаний на практике

Методы контроля за учебной  деятельностью

Организация повторения, обобщения и систематизации знаний


 

Если использовать все  или хотя бы часть методов, то можно повысить познавательный интерес учащихся.

Интерес способствует направлению на учение в деятельности. Он обеспечивает формирование личности студента.

Внеклассные формы воспитательной работы формирования познавательного интереса:

  1. Словесно-логические формы;

Беседа, дискуссия, собрания, конференция, лекция.

  1. Образно-художественные формы;

Театр, музей, концерт.

  1. Трудовые формы внеурочной работы;

Организация различной внеурочной деятельности.

  1. Игровые формы;

Игры (познавательные, соревновательные, конкурсные, спортивные), совместный отдых, содержательные развлечения.

  1. Психологические формы.

Лекция, беседа, дискуссия, психологические упражнения, консультация.

Методы и формы развития познавательного интереса в педагогике очень многочисленны и разнообразны. Интерес, так или иначе, связан с эмоциональными проявлениями познания реальности. Это связано с функциями внимания, воли, памяти юноши и подростка и  служит одной из частей творчества человека.

В любом учебном заведении  всегда присутствуют ученики, отстают  в обучении. У них отсутствует  мотивация учения. На это и направлены методы и приемы развития мотивации  интереса.

Интерес в старшем  подростковом возрасте характеризуется нестабильностью, но это не так уж страшно, так как он направляется на внеклассную деятельность и познание неизведанного. Возрастает интерес к углублению знаний по выбранной профессии, к внутреннему миру человека, к его образу жизни и ценностям; к новейшим течениям в различных областях и так далее, но все это носит дифференцированный характер, что снижает эффект и направленность познавательного интереса.

В этот период жизни определяется круг интересов и  друзей, отношение  к миру, поэтому нужно преподавателю направлять, при помощи методов и приемов, познавательные интересы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1 Методика формирования познавательных интересов учащихся  в процессе обучения деревообработке

 

В соответствии с требованиями сегодняшнего дня к подготовке рабочих в системе профессионально-технического образования возникает необходимость применять такие методы и методические приемы, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объемом и усложнившимся содержанием подготовки), во-вторых, целенаправленно формировать умения осуществлять умственные компоненты трудовой деятельности, проявлять творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для современного передового рабочего социалистического производства.

Выбор методов и методических приемов обучения определяется факторами, зависящими от содержания учебного материала, его сложности, от развития и уровня знаний, умений учащихся, от характера оснащенности учебной мастерской учебно-методической и технической документацией, наглядными пособиями, техническими средствами.

Очень важно использовать наглядные материалы. Это помогает заинтересовать ученика в изучении предмета, т. к. ощущение предмета дает больше информации и желание узнать о чем-то, чем теоретические знания об этом же объекте изучения.

В экспериментальной  части я продемонстрирую, как развить познавательный интерес. Предполагаю, что моя работа покажет значительность теоретических исследований в области познавательного интереса на практике.

Процесс формирования интересов, по Г.И. Щукиной, происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов[55].

Работать над формированием интереса учащихся к предмету необходимо из-за того, что на основе повышенного интереса можно добиваться прочного и сознательного усвоения ЗУН. Необходимость успешного изучения очевидна, так как этот предмет способствует, развитию коммуникации и является средством обучения других предметов.

По моему мнению, способствуют развитию познавательного интереса:

  1. творческие и мыслительные задачи;
  2. игры – упражнения;
  3. наглядность и практичность.

В педагогической деятельности активно использовались творческие, мыслительные задачи и наглядность с практичностью, а также уделяя внимание

 другим средствам, повышающим интерес.

Средствами выступают умственные действия (мыслительные операции) и практические действия, знаковые и вербальные средства.

Структура психологической составляющей обеспечивает формирование познавательного интереса и способствует установке учащегося, как ее субъекта.

Повышению познавательного интереса способствует сотрудничество, рассматриваемое в 2 аспектах: влияние совместной деятельности на развитие учащегося, его умение учится, на формирование группы и коллектива, а также изучение совместного действия и его роли в развитии новейших видов деятельности у студентов.

Сотрудничество рассматривается в разных ракурсах педагогики и  психологии. Основными линиями сотрудничества являются: преподаватель–студент–студенты, общегрупповое взаимодействие учащихся, взаимодействие преподавателя (студента) «с самим собой».

 Выделяются следующие уровни  учебного диалога:

  1. «учитель – ученик»;
  2. «учитель – ученики»;
  3. «ученик – книга»;
  4. «ученик – учебно-экспериментальная установка».

Кроме указанных форм диалога очень важен диалог, который в психологии называют внутренним[10].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата[4].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей"[3].

В истории существует 3 взгляда  на отношения педагога и студента:

«Так, немецкий ученый И. Гербард считал, что  в процессе обучения активен педагог, студент пассивен, он лишь усваивает готовые знания. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно полнее передать знания студентам, цель которых во всем объеме их усвоить и запомнить. Вся тяжесть обучения ложится на память обучаемых. При таком подходе студент – это «сосуд, который следует наполнить». Данный подход, господствовавший несколько веков, устарел.

Другой немецкий ученый А. Дистервег, критикуя И. Гербарда, писал: «Плохой учитель преподносит  истину, хороший учитель учит ее находить». Подобный взгляд предполагал более высокую познавательную активность студентов, а от педагога требовал  поиска и творчества, более тесного общения с обучающимися. В этом случае студент – это «факел, который нужно зажечь». Данный подход также подвергается критике.

Третий наиболее распространенный взгляд – это, когда студент является «сосудом» и «факелом» одновременно. Благодаря этому достигается наибольшая продуктивность.

Студенты являются объектами  и субъектами процесса обучения одновременно. Но оно не вполне самостоятельны, так  как не всегда могут планировать  и организовывать свою познавательную деятельность, чтобы она приводила к достижению поставленных целей, или объективно оценить результаты своей деятельности, ибо не владеют критериями этой оценки, чаще всего  завышая результаты»[35,c.95-96].

Следует согласиться  с мнением А.А.Вербицкого и Н.А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем "трансформацию учебной деятельности в профессиональную … предполагает и смену предметов деятельности"[6,c.79].

"Для достижений  целей формирования, точнее "выращивания" личности профессионала, - утверждает А.А. Вербицкий, - ... необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа  деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов" [6,c.78].

Принципы взаимодействия преподавателя и учащихся, которые гарантируют передачу определенного содержания и их личностное развитие.

Можно рассматривать как:                     

  1. Диалогизация;
  2. Аннигиляция иерархичности позиций;
  3. Кооперация;
  4. Проблематизация;
  5. Персонализация;
  6. Индивидуализация.

В условиях взаимодействия успешнее решаются сложные мыслительные задачи, быстрее формируется коммуникация, развиваются такие элементы мыслительной деятельности: контроль, оценка, рефлексия; работа в коллективе активизирует и мотивирует познавательный интерес.

Успешная практическая подготовка в процессе производственного  обучения обеспечивается рациональным использованием практических методов обучения, а также их развитием.

Активизация деятельности учащихся достигается путем привлечения  их к анализу проведенных наблюдений за показом приемов работы мастером, передовиками и новаторами производства; путем сравнений наблюдаемых приемов.

Большие возможности  активизации деятельности учащихся заложены в привлечении их к анализу  инструкционно-технологической документации, различных вариантов технологических  процессов выполнения работ, к выбору в процессе работы над домашним заданием более рационального технологического процесса из нескольких возможных вариантов, к заполнению различных карточек-заданий (составления маршрутной технологии, расчетов режимов резания, выбора материала, инструмента, приспособлений, необходимых для выполнения заданных работ и их обоснования).

Более сложными методическими  приемами формирования познавательного  интереса являются постановка и разрешение поисковых и проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации создаются на основе имеющихся противоречий в структуре представлений, знаний, навыков и сложных умений, имеющихся у учащихся на разных этапах обучения. Разрешение этих противоречий способствует умственному развитию учащихся, в частности формированию технического мышления.

Информация о работе Развитие познавательных технологий