Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15
Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29
Заключение……………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………33
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей»[28,c.93-94].
«Однако, как справедливо заметил А. Вербицкий, «зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики»[28,c.92].
В данный момент времени распространена следующая классификация методов обучения:
В данный момент практические методы более интересны, так как они связаны с развитием интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы.
Нужно как можно больше использовать наглядные пособия, смотреть развивающие фильмы и презентации, устраивать экскурсии и викторины. Очень важно использовать наглядность материала. Это помогает заинтересовать учащегося в дальнейшем изучении, потому что ощущение предмета дает больше информации и желания узнать о чем-то, чем теоретические знания. Любой преподаватель из своего опыта делает вывод, что применение такого вида работы намного эффективнее, т. к. заинтересовывает учащихся.
Больше коллективной деятельности и творческого общения позволяет разнообразить систему занятий и сделать больше общения во внеурочное время. В этом и есть главное решение проблемы развития познавательного интереса.
В настоящее время
в учебной практике сложилась
следующая система методов
Методы |
Функции |
Метод рассказа |
Организация восприятия учебного материала |
Метод объяснения |
Организация восприятия и первичного осмысления учебного материала |
Метод беседы |
Организация восприятия, осмысления и запоминания учебного материала |
Метод иллюстраций и демонстраций |
Организация восприятия учебного материала |
Метод работы над учебником |
Организация восприятия, осмысления и запоминания учебного материала |
Метод лабораторной работы |
Организация восприятия и осмысления учебного материала |
Метод практической работы |
Организация учебной работы по применению знаний на практике |
Метод упражнения |
Организация учебной работы по применению знаний на практике |
Методы контроля за учебной деятельностью |
Организация повторения, обобщения и систематизации знаний |
Если использовать все или хотя бы часть методов, то можно повысить познавательный интерес учащихся.
Интерес способствует направлению на учение в деятельности. Он обеспечивает формирование личности студента.
Внеклассные формы воспитательной работы формирования познавательного интереса:
Беседа, дискуссия, собрания, конференция, лекция.
Театр, музей, концерт.
Организация различной внеурочной деятельности.
Игры (познавательные, соревновательные, конкурсные, спортивные), совместный отдых, содержательные развлечения.
Лекция, беседа, дискуссия, психологические упражнения, консультация.
Методы и формы развития познавательного интереса в педагогике очень многочисленны и разнообразны. Интерес, так или иначе, связан с эмоциональными проявлениями познания реальности. Это связано с функциями внимания, воли, памяти юноши и подростка и служит одной из частей творчества человека.
В любом учебном заведении всегда присутствуют ученики, отстают в обучении. У них отсутствует мотивация учения. На это и направлены методы и приемы развития мотивации интереса.
Интерес в старшем подростковом возрасте характеризуется нестабильностью, но это не так уж страшно, так как он направляется на внеклассную деятельность и познание неизведанного. Возрастает интерес к углублению знаний по выбранной профессии, к внутреннему миру человека, к его образу жизни и ценностям; к новейшим течениям в различных областях и так далее, но все это носит дифференцированный характер, что снижает эффект и направленность познавательного интереса.
В этот период жизни определяется круг интересов и друзей, отношение к миру, поэтому нужно преподавателю направлять, при помощи методов и приемов, познавательные интересы учащихся.
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке
В соответствии с требованиями сегодняшнего дня к подготовке рабочих в системе профессионально-технического образования возникает необходимость применять такие методы и методические приемы, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объемом и усложнившимся содержанием подготовки), во-вторых, целенаправленно формировать умения осуществлять умственные компоненты трудовой деятельности, проявлять творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для современного передового рабочего социалистического производства.
Выбор методов и методических приемов обучения определяется факторами, зависящими от содержания учебного материала, его сложности, от развития и уровня знаний, умений учащихся, от характера оснащенности учебной мастерской учебно-методической и технической документацией, наглядными пособиями, техническими средствами.
Очень важно использовать наглядные материалы. Это помогает заинтересовать ученика в изучении предмета, т. к. ощущение предмета дает больше информации и желание узнать о чем-то, чем теоретические знания об этом же объекте изучения.
В экспериментальной части я продемонстрирую, как развить познавательный интерес. Предполагаю, что моя работа покажет значительность теоретических исследований в области познавательного интереса на практике.
Процесс формирования интересов, по Г.И. Щукиной, происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов[55].
Работать над формированием интереса учащихся к предмету необходимо из-за того, что на основе повышенного интереса можно добиваться прочного и сознательного усвоения ЗУН. Необходимость успешного изучения очевидна, так как этот предмет способствует, развитию коммуникации и является средством обучения других предметов.
По моему мнению, способствуют развитию познавательного интереса:
В педагогической деятельности активно использовались творческие, мыслительные задачи и наглядность с практичностью, а также уделяя внимание
другим средствам, повышающим интерес.
Средствами выступают умственны
Структура психологической составляющей обеспечивает формирование познавательного интереса и способствует установке учащегося, как ее субъекта.
Повышению познавательного интереса способствует сотрудничество, рассматриваемое в 2 аспектах: влияние совместной деятельности на развитие учащегося, его умение учится, на формирование группы и коллектива, а также изучение совместного действия и его роли в развитии новейших видов деятельности у студентов.
Сотрудничество рассматривается в разных
ракурсах педагогики и психологии.
Основными линиями сотрудничества являются:
преподаватель–студент–
Выделяются следующие уровни учебного диалога:
Кроме указанных форм диалога очень важен диалог, который в психологии называют внутренним[10].
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата[4].
В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей"[3].
В истории существует 3 взгляда на отношения педагога и студента:
«Так, немецкий ученый И. Гербард считал, что в процессе обучения активен педагог, студент пассивен, он лишь усваивает готовые знания. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно полнее передать знания студентам, цель которых во всем объеме их усвоить и запомнить. Вся тяжесть обучения ложится на память обучаемых. При таком подходе студент – это «сосуд, который следует наполнить». Данный подход, господствовавший несколько веков, устарел.
Другой немецкий ученый А. Дистервег, критикуя И. Гербарда, писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить». Подобный взгляд предполагал более высокую познавательную активность студентов, а от педагога требовал поиска и творчества, более тесного общения с обучающимися. В этом случае студент – это «факел, который нужно зажечь». Данный подход также подвергается критике.
Третий наиболее распространенный
взгляд – это, когда студент является
«сосудом» и «факелом»
Студенты являются объектами и субъектами процесса обучения одновременно. Но оно не вполне самостоятельны, так как не всегда могут планировать и организовывать свою познавательную деятельность, чтобы она приводила к достижению поставленных целей, или объективно оценить результаты своей деятельности, ибо не владеют критериями этой оценки, чаще всего завышая результаты»[35,c.95-96].
Следует согласиться с мнением А.А.Вербицкого и Н.А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход учащегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем "трансформацию учебной деятельности в профессиональную … предполагает и смену предметов деятельности"[6,c.79].
"Для достижений целей формирования, точнее "выращивания" личности профессионала, - утверждает А.А. Вербицкий, - ... необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов" [6,c.78].
Принципы взаимодействия преподавателя и учащихся, которые гарантируют передачу определенного содержания и их личностное развитие.
Можно рассматривать как:
В условиях взаимодействия успешнее решаются сложные мыслительные задачи, быстрее формируется коммуникация, развиваются такие элементы мыслительной деятельности: контроль, оценка, рефлексия; работа в коллективе активизирует и мотивирует познавательный интерес.
Успешная практическая подготовка в процессе производственного обучения обеспечивается рациональным использованием практических методов обучения, а также их развитием.
Активизация деятельности
учащихся достигается путем привлечения
их к анализу проведенных
Большие возможности
активизации деятельности учащихся
заложены в привлечении их к анализу
инструкционно-технологической
Более сложными методическими приемами формирования познавательного интереса являются постановка и разрешение поисковых и проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации создаются на основе имеющихся противоречий в структуре представлений, знаний, навыков и сложных умений, имеющихся у учащихся на разных этапах обучения. Разрешение этих противоречий способствует умственному развитию учащихся, в частности формированию технического мышления.