Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15
Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29
Заключение……………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………33
Интерес направлен на познавание, получение новых знаний, которые представлены в предметах. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации обучения.
В последнее время дети все равнодушнее относятся к учебе. Многие предметы кажутся скучными и неинтересными.
Во время преподавания различных предметов возникает противоречие. С одной стороны живой отклик; с другой стороны, большой объем, необходимость запоминания, а иногда отсутствие материала снижают познавательную активность и самостоятельность, интерес вообще и особенно к изучению внеурочной программы.
У студентов одной и той же группы познавательный интерес имеет разную ступень своего развития и проявления, обусловленные различным опытом и особенными путями развития.
Познавательные интересы
возникают под влиянием различных
факторов и могут иметь различное
содержание, глубину, направленность,
устойчивость и т. д. В психологии
принято различать
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия[32].
Самый низкий уровень познавательного интереса - открытый, интерес к новым фактам, явлениям, которые имеют место в информации, полученной на лекции. На этой уровне студент проявляет познавательный интерес к тому или иному предмету или области знаний. На этом уровне студент еще не стремится к познанию сущности.
Более высокий уровень - интерес к познаниям свойства предметов и явлений. Этот уровень - стадия любознательности, требующая поиска, догадки и активного оперирования имеющимися знаниями. На этой стадии студент стремится выйти за границу знаний, получаемых на лекции и проводить самостоятельные исследования. Студенту свойственно удивление, радость и познание, а также натыкаться на трудности и препятствия и самому преодолевать их.
Самый высокий уровень интереса - это интерес учащегося к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей и установлению принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот интерес характеризует собой подлинно познавательный интерес.
Поэтому надо формировать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Для этого нужно побудить к познавательному интересу, но это всего лишь начальная стадия работы по воспитанию интереса к знаниям и потребностям в саморазвитии.
Интеллект, воля, и эмоция составляют единое взаимосвязанное целое познавательного интереса.
Важная особенность познавательного интереса – человек должен вести активный, творческий, деятельный поиск.
«Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление и волю. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов, ведущих от любознательности к интересу, от нестойкого интереса ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерны напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу, который становится свойством личности»[49,c.39].
В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — писал Л.С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [8, c. 84-87].
Интерес выступает средством обучения, при большой роли занимательности.
Выделяют следующие компоненты, которыми должна обладать занимательность: новизна, необычность, несоответствие прежним представлениям.
Условия для развития интереса:
Для создания условий, которые влияют на процесс образования и формирование установок на получение профессиональных ЗУН, нужно основываться на факторах, которые влияют на формирование интересов студентов. В их число входят:
Многие так и не задумывались над выбором будущей профессии, и в последствии очень страдали из-за этого.
Также на формирование интересов будущих специалистов оказывают свое влияние следующие условия:
Целью является формирование личности, способной к саморазвитию. Для этого нужно отказаться от репродуктивного способа усвоения знаний.
В умственной деятельности, которая происходит под влиянием интереса, появляются:
Опыт познавательной деятельности способствует формированию интереса. Поэтому студентам необходим стимул. Всего существует 3 вида стимула:
Хорошие результаты вызывают положительные эмоции и чувства, что позволяет сохранить и улучшить познавательные интересы, а также стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.
Одним из важнейших условий достижения поставленной цели является соморегуляция и проявление волевых усилий, устойчивой мотивации учения, что позволяет учащимся реализовать свою познавательную активность адекватными способами.
Становление учащегося, как субъекта учебной деятельности, невозможно без определенного уровня развития психических процессов, например мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Несформированность навыков учебной деятельности снижает эффективность процесса учения, и как следствие, успешности обучения, что ведет к потере мотивации к познавательной деятельности.
В ходе анализа литературы и работ многих исследователей я пришел к выводу, что интерес – это сложный и многоуровневый психический процесс, но без этого процесса не будет успешного усвоения новых знаний. Поэтому нужно уделять большее внимание этому аспекту образования.
1.2 Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся
Мотивация интереса является неотъемлемой частью процесса образования. Без развития мотивации не будет успешного развития познавательного интереса.
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии.
При этом, как писал Х. Хеккаузен едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации.
Преподаватели знают, что
студента нельзя успешно обучать, если
он относится к знаниям
Наблюдения за работой преподавателя показывают, что они далеко не всегда уделяют внимание мотивации учащихся. Многие преподаватели, часто не осознают, исходя из того, что студент пришел в учебное заведение, то должен делать то, что рекомендуется.
Так термин «мотивация » используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом [60].
С этой точной зрения солидарен также С.Л. Рубинштейн, который под мотивацией понимает систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих. При этом следует подчеркнуть, что понятие «мотивация», «выступает тем сложным механизмом соотношения личности внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности[46].
Как мотивация учения интерес имеет преимущества перед другими:
«В этих условиях это означает формировать у учащихся мотивации учения, а обучение их навыкам добычи и использования новой информации, которая способствует успешному усвоению знаний о выбираемой профессии.
Мотивы обуславливают познавательные интересы студентов и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивает его активность на всех этапах. Учитывая, что мотивы студентов формируются через их потребности и интересы (потребность – интерес – мотив), все усилия преподаватель должен направить на развитие познавательных интересов студентов»[49,c.39].
Внешние мотивы в обучении:
Внутренние мотивы в обучении:
К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата.
В педагогике для повышения мотивации применяются следующие приемы:
Обучение основывается на принципах научности, связано с жизнью и практикой, систематичностью и доступностью.
Мотивация выполняет несколько функций:
Наиболее спорным в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности. Так, существует утверждение о том, что потребности не являются мотивами, такой точки зрения придерживается, например, С.П. Манукян [33]. Она считает, что потребность порождается и актуализируется объектами внешнего мира и поэтому конечные побудительные силы поведения человека необходимо искать в предметах и явлениях объективной действительности [33].