Развитие познавательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15

Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29

Заключение……………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

В процессе применения технической и технологической документации (чертежей, дефектов, инструкционных, технологических карт и др.) статические изображения необходимо “преобразовывать” в динамические образы. Это вызывает у учащихся определенные затруднения, что приводит к проблемным ситуациям.

Благоприятно воздействует на учащихся техническое творчество, развивая у них интерес к технике, желание конструировать, расширять свои знания, увлекая самостоятельным творчеством. В процессе технического творчества, совместных с товарищами поисков и решений деятельность учащихся заметно активизируется, растет любовь к труду, к профессии, расширяется кругозор, стремление к рационализаторству, изобретательству:

Анализируя многогранную работу мастера, можно выделить следующие пути активизации деятельности учащихся в процессе производственного обучения:

  • развитие технологического мышления учащихся;
  • использование на уроках проблемных ситуаций;
  • формирование общетрудовых умений и навыков (организация рабочего места, планирование и самоконтроль трудовой деятельности, пользование технологической документацией и контрольно-измерительным инструментом);
  • обучение учащихся на опыте новаторов производства;
  • активизация учащихся с помощью письменного инструктирования;
  • привлечение учащихся к функциям ученического ОТК;
  • техническое творчество, рационализаторство, изобретательство;
  • индивидуальное и дифференцированное обучение учащихся.

В организационно – содержательную структуру деятельности входят следующие  компоненты:

  • Планирование;
  • Организация обучения;
  • Стимулирование студентов;
  • Контроль в ходе обучения;
  • Анализ результатов.

Деятельность учащихся по техническому творчеству активизируется в основном путем     привлечения  их к следующим видам работы: 

  • самостоятельному изучению научно-технической отраслевой информации и составлению рефератов;
  • разработке и изготовлению инструкционной документации, технологической оснастки, совершенствующей применяемые технологические процессы;
  • участию в организации технических конференций первичной организации ВОИР, выступлению с докладами;
  • разработке предложений по модернизации оборудования учебных мастерских, технологической оснастки;
  • усовершенствованию технологических процессов, применяемых в учебных мастерских; научной организации труда учащихся, мастера производственного обучения, преподавателя; совершенствованию учебно-наглядных пособий; созданию диафильмов, диапозитивов по передовому производственному опыту.

Организация работы учащихся над технологическими заданиями  может быть многообразна:

1. Группе учащихся (8 — 10 человек) мастер выдает домашнее задание на составление технологических процессов обработки одной и той же детали (или однотипных) с одинаковыми исходными данными. Он может дать учащимся задание изготовить детали по составленным ими технологическим процессам независимо от степени их рациональности. Учащиеся сами на практическом примере их применения убедятся в том, какая последовательность обработки была наиболее рациональной и почему.

2. Задания даются небольшой группе учащихся, но для каждых двух-трех человек с одинаковыми исходными данными. Вводный инструктаж проводится аналогично вышеизложенному. Самостоятельную работу они ведут каждый по своей технологии или по выбранной мастером из числа составленных ими и разобранных на вводном инструктаже.

В каждом случае на заключительном инструктаже анализируется рациональность применяемых технологических процессов.

3. Задания выдаются всей группе. Мастер перед началом урока анализирует их и выделяет некоторые для разбора на вводном инструктаже. Самостоятельную работу учащихся мастер может организовать как осуществлением обработки детали по одному технологическому процессу, так и по двум-трем наиболее рациональным. В зависимости от этого и строится заключительный инструктаж.

4. Задания выдаются непосредственно на уроке. Каждый учащийся составляет технологический процесс, исходя из условий своего рабочего места, и работает по выбранной технологии. Мастер ведет наблюдение, инструктирует учащихся и отмечает недостатки по ходу их самостоятельной работы для анализа выполнения задания на заключительном инструктаже.

5. Задания в соответствии с запланированными учебно-производственными работами выдает преподаватель спецтехнологии и проводит их разбор на уроке.

В этом случае могут быть использованы все вышеизложенные варианты организации работы по выполнению заданий, выданных мастером производственного обучения. Мастеру остается решить, по каким технологическим процессам будут работать учащиеся, каждый по-своему или по наиболее рациональным, выбранным мастером или рекомендованным преподавателем.

При разработке технологических  заданий по производственному обучению следует учитывать перечень работ, имеющееся оборудование, определяющее часть исходных данных и индивидуальные способности учащихся.

Периодическая работа каждого  учащегося в качестве ученического контролера активизирует деятельность его и учащихся всей группы. Серьезность работы ученических контролеров и возлагаемая на них ответственность за оценку труда учащихся группы являются постоянными факторами, активизирующими их деятельность [52,с.98 - 108].

«Опытная работа проводилась в школе №37 города Кирова. Для ее проведения были выбраны два класса - 9В и 9Г. В 9Г на внеклассном занятии по математике была проведена игра, по теме «Системы уравнений. Графический метод решения». Позднее эта тема должна была изучаться на уроках алгебры. Следует заметить, что графический способ решения системы уравнений учащимся был уже известен. Поэтому рассматриваемый материал на внеклассном занятии не являлся для учащихся новым.

На внеклассном занятии  для учащихся проводилась математическая игра «Лабиринт». Суть ее заключается в том, что учащимся раздаются карточки, на которых изображена схема лабиринта и задания, которые надо решить, чтобы пройти лабиринт. Учащиеся должны , решая системы уравнений и получая на них ответы, двигаться в соответствующем направлении по лабиринту (соответствующем номеру ответа). Путь должен отмечаться на схеме лабиринта. В конце игры проверяется маршрут, по которому ученик двигался в лабиринте, и ответ, полученный при выходе из лабиринта.

После проведения игры и  подведения итогов был проведен опрос, в котором спрашивалось о том, понравилась ли игра ученикам и почему. Большинство ребят ответили, что  игра им понравилась. В основном школьники  отметили то, что проведенная игра была полезна для них: они повторили графический способ решения систем уравнений, а это им пригодится на уроках. Так же дети отметили, что такая форма занятий необычна и увлекательна. Все стремились выиграть, а чтобы выиграть надо уметь решать системы уравнений, это заставило их думать. Большинство учеников испытывали радость и удовлетворение оттого, что смогли правильно решить задания и правильно пройти лабиринт. Те дети, которые не успели пройти лабиринт или прошли его не правильно, пожелали взять карточки домой и попытаться еще раз пройти его, найти допущенные ими ошибки.

Следующим этапом исследования было наблюдение за работой учащихся на уроке, после прошедшей на кануне математической игры. Так как дети успели повторить графический способ решения системы уравнений на внеклассном занятии, то на уроке они быстро усваивали материал, все очень активно желали выйти к доске и показать свои знания, получить положительную оценку. По сравнению с предыдущими уроками, этот урок был более эффективны, класс успел рассмотреть больше материала за урок, чем другие 9-е классы. В частности 9В класс вел себя на аналогичном уроке не так активно, рассмотрел и решил меньше примеров, чем 9Г класс.

Для более точной оценки повышения интереса к математике во всей параллели 9 классов была проведена проверочная работа по данной теме. Результаты оказались следующими:

9Г класс: 10 человек  – положительные оценки (4-5),

8 человек – удовлетворительные  оценки (3),

2 человека – неудовлетворительные  оценки (2).

9В класс: 11 человек  – положительные оценки (4-5),

11 человек – удовлетворительные  оценки (3),

4 человека – неудовлетворительные  оценки (2).

В процентном соотношении:

Как видно из диаграмм, хоте не на много, но результаты проверочной  работы в 9Г классе лучше, чем в 9В  классе. Отмечу, что по успеваемости 9Г класс уступает 9В классу.

Также можно провести сравнение результатов данной проверочной  работы и предыдущей. Изобразим результаты обеих работ в виде графиков.

Как видно из диаграммы, успеваемость по алгебру стала лучше. Следовательно, повышение познавательного интереса способствует не только активность на уроках, но и улучшается успеваемость по предмету.

Аналогичная работа была проведена с классом и по геометрии, а именно, математическая игра по теме сложение векторов (смотри приложение).

Помимо того, что математические игры могут проводиться по отдельным темам, в соответствии со школьной программой, можно проводить и просто занимательные игры по математике. Например, мною была проведена игра «Морской бой» для 7 классов школы №27 города Кирова. Цель этой игры заключалось в том, чтобы заинтересовать учеников математикой. Игра «Морской бой» имеет развлекательный характер, задания в ней не сложные, рассчитаны на все типы учащихся (интересующихся и не интересующихся математикой), для решения заданий требуется лишь сообразительность и смекалка (разработку игры смотри в приложении).

К результатам проведения этой игры можно отнести то, что  дети стали с большей охотой посещать внеклассные занятия по математике. На игре, в виде зрителей, присутствовали и дети из других классов. Им так понравилась игра, что они попросили и у них в классе провести такую игру.

Итак, как показывает мой личный опыт, математическая игра в значительной степени способствует развитию у школьников познавательного  интереса к математике.

Вывод: По данной главе можно сделать вывод, что как практика учителей со стажем, так и мой личный опыт подтверждают выдвинутую гипотезу: использование математической игры во внеклассной работе по математике способствует развитию познавательного интереса у учащихся к математике. На это указывают и мнения самих учеников, и повышение успеваемости, активности на уроках математики после проведения математических игр»[61].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся

 

Одной из активных форм образовательного процесса, который составляет часть воспитания, является внеклассная работа. Правильно поставленная внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на паре, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Во время пар невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа, во взаимосвязи с учебной работой, является тем средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы учащихся.

Внеклассной работе всегда уделялось большое внимание со стороны многих преподавателей и ученых. В литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа – учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом преподавателей и учащихся или работников учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех её участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.[2]

Суть внеклассной работы определяется деятельностью учащихся во внеурочное время при организующей и направляющей роли преподавателя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Л.М. Панчешникова [42] считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современных учебных  заведений. В условиях перестройки социальной и экономической жизни общества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового облика личности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования.

Однако Н.М.Верзилин [7] отмечает, что конечные цели и задачи внеклассной работы по предмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии со спецификой и возможностями предмета. В литературе можно встретить различные формулировки принципов внеклассной работы по ряду предметов [7,20,22,27,29]. При изучении этих источников мне удалось установить, что существуют общие принципы внеклассной работы, характерные всем предметам, а так же принципы, которые характерны лишь только данной дисциплине.

Информация о работе Развитие познавательных технологий