При анализе литературных
источников были выделены общие принципы внеклассной работы,
которые характерны для всех школьных
предметов – добровольности (принцип,
учитывающий желание учащихся принять
участие во внеклассной работе), учета
индивидуальных способностей учащихся
[8] (принцип учета различия направленности
интересов и черт характера учащихся).
Существуют принципы
внеклассной работы, характерные
только для определенного предмета
– коммуникативной активности (принцип,
стимулирующий и вовлекающий
учащихся в использование новых,
неизвестных им материалов, познавательная
ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении,
повышают его качественный уровень, что
способствует развитию коммуникативной
компетентности учащегося).
Одной из самых главных
задач [29] внеклассной работы является формирование
у учащихся познавательного интереса
к предмету. Такой интерес не может возникнуть,
если работа выполнена без желания, по
принуждению. Поэтому А.В. Усова считает,
«что принцип добровольности является
одним из самых важных принципов внеклассной
работы. Учащиеся должен выражать искренне
желание принять участие во внеклассной
работе по предмету, без какого-либо на
то принуждения»[56]. Известно, что по уровням
общего развития, направленности интересов
и чертам характера учащиеся отличаются
друг от друга. И.Я.Ланина утверждает, что
принцип учета индивидуальных особенностей
учащихся является важным при организации
внеклассной работы [29]. Он позволяет учитывать
уровни развития каждого учащегося и,
исходя из этого, корректировать все виды
работ, проводимых с каждым учеником.
Мой одногруппник проучившись в Мозырьском ПТУ №131 может утверждать,
что техническое творчество там направлено
на привлечение учащихся к освоению достижений
науки и техники. Проводимые лекции, информации,
обзоры журналов включают новейший материал,
который способствует развитию у учащихся
интересов к моделированию, изготовлению
макетов, моделей. Учащиеся выступают
на уроках спецтехнологии с сообщениями
по материалам журналов и другой литературы.
Многие учащиеся являются участниками
и организаторами технических конференций,
олимпиад, конкурсов. Эти мероприятия
вызывают у них творческий интерес к их
организации и содержанию, способствуют
повышению интереса к профессии, предмету,
конструированию, моделированию. Работа
кружка технического творчества в этом
училище складывается из двух направлений:
- расширения общетехнического кругозора, закрепления и углубления профессиональных умений и навыков учащихся, всестороннего развития их технической самодеятельности в процессе изготовления макетов и действующих моделей;
- формирования творческих навыков, развития способностей, обучения основам рационализаторской и изобретательской деятельности.
При изготовлении моделей
и макетов учащиеся выполняют
слесарные, фрезерные, токарные работы;
используют техническую документации,
самостоятельно разрабатывают схемы, эскизы,
чертежи в нужном масштабе; делают необходимые
упрощения и изменения в некоторых схемах
и узлах; пользуются справочной и специальной
литературой. На развитие технического
мышления учащихся, а также на установление
межпредметных связей, необходимых для
решения поставленных в кружках задач,
положительно сказывается связь работы
кружков технического творчества с учебным
материалом.
В ряде учебных заведений
в каждой группе создается техническое
бюро из числа наиболее сильных по успеваемости
учащихся. Оно разрабатывает тематику
работы каждого учащегося в зависимости от способностей
и склонностей. Учащиеся составляют эскизы
общего вида приспособлений, узлов станков
по рисункам учебников, журналов, а затем
выполняют деталировку с определением
размеров деталей. Такая работа носит
характер конструирования и развивает
у учащихся техническое мышление.
Заключение
Рассматриваемый мною вопрос
чрезвычайно важен в современном
мире и требует постоянных доработок,
введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя
над методами и способами подачи информации.
В настоящее время основы по развитию
познавательного интереса немного изменились,
выявляется изменение в отношениях между
субъектами образования, что влечет за
собой и перемены по отношению к образованию.
Сейчас сложнее заинтересовать ученика
в получении новых знаний.
На основе изучения психолого-педагогической
литературы, а также опыта работы
преподавателей по вопросу развития
познавательного интереса учащихся
по овладению изучаемым материалом разработаны рекомендации
для успешного проведения урока, на котором
раскрываются способности учащихся.
Ведь интерес к познанию,
побуждающийся под влиянием обучения,
заботливо и разумно поддерживаемый
преподавателями является основой развития учащихся и нередкой профессиональной
направленности.
Побуждать учащихся к
активной и плодотворной мыслительной
деятельности, развивать их познавательные
интересы – значит, создавать благоприятные
возможности для развития самостоятельности
и активности учащихся, воспитанное учащегося
в процессе обучения активное познавательное
отношение к знаниям коренным образом
перестраивает его отношение к самому
процессу учения. Благодаря этому, учение
становится приятным и плодотворным, приносит
радость и удовлетворение и ученику и
учителю.
Разработанные рекомендации
учитывают следующие принципы:
- возможность учащимися удовлетворять потребность и развивать свои способности, углублять свои знания;
- возможность развивать пытливость, любознательность, интерес к познавательной деятельности;
- возможность учащимися самостоятельно мыслить, углублять свои знания.
Как видно в процессе
работы прослеживается основная черта
всех рекомендаций – направленность
на повышение эффективности работы
учащихся на уроках, более глубокое усвоение материала, формирование интереса
учащихся.
Наиболее важными выводами
по данной работе являются:
- Формирование познавательно интереса учащихся по овладению изучаемым материалом является актуальной проблемой современного процесса обучения;
- Основным направлением является формирование познавательного интереса учащихся, максимальное повышение эффективности самостоятельной работы учащихся на занятиях и дома.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие С.Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
- Азаров Ю.П.Искусство воспитывать/ Азаров Ю.П. – М., Просвещение, 1988.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ Андреев В.И. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности/ Борытко Н.М. Волгоград-М.: Перемена, 2001.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. – М.: Просвещение, 2005.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении/Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. - М., 2000.
- Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания/ Верзилин Н.М.– М.: Просвещение, 1983.-142 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики/Выготский Л.С.//Собрание сочинений в 6 т. - Т. 3 Выготский Л.С.-М.: Педагогика, 1983.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ Гальперин П.Я. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
- Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы/ Гуревич К.М., Горбачева Е.И.- М.: Знание, 1992.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении/ Давыдов В.В. - Томск: Пеленг, 1992.
- Даюбенко С.В. Исследовательские концепции учителя как необходимое условие в решении проблемы активации позновательной деятельности учащихся/Физика: проблемы выхавання// Даюбенко С.В. 2011№5. – С.33-38.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов/Джуринский А.Н.-М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности/Дусавицкий А.К. - М.: «Дом педагогики», 1996. – 208 с.
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Академия педагогических наук СССР Науч.-исслед. ин-т общей и пед. Психологии// Зак А.З. - М., 1989. - 33.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды/ Занков Л.В.-М.: Педагогика, 1990.
- Интерактивное обучение/Новые подходы//Учитель№1 2000.-№1 - C.25-27.
- Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта/Педагогика 2000.-№7 - C.12-18.
- Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и
образование». № 4 – 2007. –
М., Образование и Информатика, 2007. – 84-92 с.
- Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение/ Кабанова-Меллер Е.Н.- М.: Знание, 1981.
- Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/ Калечиц Т.Н. М.:«Просвещение», 1980
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения/ Калмыкова З.И. - М.: Знание, 1979. – 48 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. -М.: Просвещение, 1982.-429 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1987.-416 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для вузов/ Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. — М.: Просвещение, 1966. — 454 с.
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики/ Кузнецов В.И. – М.: Академия, 2001.
- Кунушин В.С. Активные методы обучения/ Кунушин В.С. //Педагогические технологии.2004. –С. 91-119.
- Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету/ Ланина И.Я. – М.: Просвещение, 2001.
- Л Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения/ Л Леонтьев А.Н. В 2-х т. Т. 1. - М; Педагогика, 1983.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя/ Люблинская А.А. - М.: Просвещение, 1977.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / Маркова А.. – М.: Просвещение, 2007.
- Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. Вопросы психологии/ Манукян С.П. 1984 г. № 4.
- Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н.В. Метельский. – Минск: Издательсто БГУ, 1982. – 308с.
- Методические материалы по педагогике Высшей школы.Гомель.1983.95-101 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника/ Менчинская Н. А.- М.: Педагогика, 1989.
- Можар, Е.Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников/ Можар, Е.Н.// Народная асвета .-2006.-№7. С.40-44.
- Можар, Е.Н. Учебно-познавательная активность старшеклассников: развитие понятия в теории и практике образования / Можар, Е.Н.// Адукацыя и выхаванне.-2006.-№8. С.33-40.
- Можар Е.Н.. Управление развитием учебно-познавательной активности старшеклассников (при изучении ими естественно-научных дисциплин)/ Можар, Е.Н.// Управление в образовании .-2006.-№7. С.12-17.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе/ Морозова Н.Г. – М., Знание, 1979.
- Палтышев Н.Н. Еще раз о слабоуспевающих / Палтышев Н.Н. // Советская педагогика. - 1990.-№11.
- Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов/ Панчешникова Л.М. – М.: Просвещение, 1976.-187 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Большая Российская Энциклопедия, 1993. - Т. 1: А-М. – 1993.
- Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие/ Пономарев Я. А.- М.: Просвещение, 1967.
- Разумовский В.Т. Научный метод познанияи его образовательный потенциал/ Разумовский В.Т.// Педагогика -2011г.-№2 – С.15-25.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ Рубинштейн С.Л. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии/ Рубцов В. В. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» , 1996. – 384 с.
- Савельева Т. М. Психологические основы начального обучения языку в ситуации близкородственного билингвизма/Дис. … д-ра психол. наук в форме научного доклада: 19.00.07.// Савельева Т. М. - М., 1993. – 66 с.
- Сухецкая А.В. и Федорович Н.Я. Руководство познавательной деятельностью на занятиях/ Сухецкая А.В. и Федорович Н.Я.//Социально-педагогическая работа 2011.№10.С.37-40.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения)/ Чуприкова Н.И. — М.: Столетие, 1994.
- Харламов И.Ф. Педагогика/ Харламов И.Ф. Учебник.-5-е изд., перераб. и доп. Мн.: Университетское, 1998.-560 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика/ Харламов И.Ф. Учебное пособие. – 3-е издание, - М.: Юрист, 1997. -98 – 108 с.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся/ Щукина Г.И. – М.: Педагогика,
2007.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Щукина Г.И. – М.: Педагогика, 2006.
- Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов, учащихся/ Щукина Г.И. — М., Педагогика, 2007.
- Усова А.В. Об организации обучения школьников/ Усова А.В. – М.: Просвещение, 1989.
- Ушинский К.Д. Педагогическая антропология / Ушинский К.Д. – М.: Педагогика, 2004.-229.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение/ Якиманская И.С. М.: Педагогика, 1979.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/ Якобсон П.М. М., 1969 г.
- http://xreferat.ru/71/6253-1-matematicheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatel-nogo-interesa-uchashihsya.html
Приложение
План занятий
№
п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство и заполнение нужных
документов |
2 |
|
Раздел 1. Введение в профессиональную деятельность |
|
1 |
Особенности выбранной профессии. |
2 |
2 |
Сущность и специфика деятельности. |
4 |
3 |
Требования к выбранной профессии |
2 |
4 |
Деревообработка
как искусство |
4 |
|
Раздел 2. Общие основы |
|
1 |
Классификация материалообработки |
2 |
2 |
Методы деревообработки |
4 |
3 |
Требования техники безопасности |
2 |
4 |
Практическая работа по обработке
дерева |
6 |
|
Итого |
28 |