Развитие познавательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Развитие познавательного интереса учащихся – одна из острейших проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки современных и оптимальных приемов и средств обучения.
В ходе моего исследования объектом будет являться познавательный интерес, а предметом – технологии развития познавательного интереса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного интереса и его особенности ………………………………………5
Роль мотивации учения в формировании и развитии познавательных интересов учащихся …………………………………………………11
1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся в педагогическом процессе ……………………………………………15

Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Методика формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения деревообработке……………...........................................21
Внеклассная работа по предмету как средство активизации познавательных интересов учащихся …………………………….29

Заключение……………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

Противоположной точки зрения придерживается Ю.В. Шаров. Свою позицию он основывает следующим образом: «Если человек голоден, ему не столь важно удовлетворять свою потребность котлетой или шашлыком». Это положение является спорным поскольку, если человек испытывает чувство голода он обычно точно знает чего хочет.

По классификации П.Я.Гальперина[10] выделяется 5 уровней учебной мотивации:

Первый уровень – наивысший уровень мотива учебы и активности. Ученики этой группы имеют наиболее высокие оценки и полностью выполняют поставленные задачи преподавателем.

Второй уровень – хорошая  учебная мотивация. Этот уровень является средней нормой, и учащиеся вполне справляются с поставленными задачами.

Третий уровень –  положительное отношение к учебе, но нет привлечения   внеучебной деятельностью. Нет интереса к учебе, но есть определенные успехи в учебе.

Четвертый уровень – низкая учебная  мотивация и познавательный интерес.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Причины уменьшения мотивации учащихся:

   1. Нечеткое  формирование  чувства будущего;

   2. Взаимоотношение  преподавателя и студента;

   3. Личностная значимость предметов;

   4. Интеллектуальное развитие учащегося;

   5. Продуктивность учебной деятельности;

   6. Неизвестность цели образования.

    В психологии  исследование развития мотивов учения ведется в направлениях:

1) Усвоение общественного  смысла учения;

2) Заинтересованность, какой  – либо учебной деятельностью.

На 1 направлении главная  задача – нужно показать важность обучения для дальнейшей жизни, в  виде поощрений. Нужно показать связь обучения с хорошими оценками.

В самой психологии есть много способов повышения мотивации  учащихся, это 2 направление.

Для повышения мотивации  используются разные виды дидактических  игр:

  1. обучающая;

Формирование ЗУН, мировоззрения, расширения кругозора.

  1. развивающая;

Развитие мышления, активности, памяти, выражения своих мыслей, а также развития познавательного  интереса.

  1. воспитывающая;

Коллективизм, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам  и оппонентам по игре.

  1. мотивационная.

Применение ЗУН, инициатива, самостоятельность, коллективное сотрудничество.

Как стало видно из исследования, мотивация является не менее сложным психологическим  процессом, чем интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Формы и методы развития познавательных интересов, учащихся   в педагогическом процессе

 

Специальные исследования, которые посвящены проблеме развития познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется 3 моментами:

  1. Положительная эмоция к деятельности;
  2. Познавательная сторона эмоции;
  3. Непосредственный мотив, идущий от деятельности.

Отсюда следует, что  в обучении важно обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к познавательной деятельности, к ее содержанию, формам и методам. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями: отклик, сочувствие, радость, гнев, удивление.

В методы входят приемы художественности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания, которые вызывают эмоциональную приподнятость, которая является 1 шагом к интересу.

 Основной источник интересов является, ее содержание, оно должно основываться на принципах обучения.

Однако имеются и  специальные приемы, которые направлены на повышение стимулирующего влияния содержания. К ним относятся:

  1. Ситуация новизны;
  2. Актуальность;
  3. Приближение содержания к самым важным открытиям в науке и

технике;

  1. Достижения современной культуры, искусства и литературы;
  2. Явления внутренней и международной жизни.

Преподаватели и студенты практически не знают о своих познавательных возможностях и условиях их «использования» и развития. Поэтому нужно использовать мультимедийный и интерактивный метод преподавания.

Очень важно понять, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Также, помимо первых 2 методик, используется метод проекта. В этом методе нужно добиться заинтересованности учащегося в преодолении этого препятствия, добавив, при необходимости, игровой, соревновательный момент. Этот мотив должен иметь развивающий характер, большую роль должна иметь самостоятельная исследовательская, поисковая и аналитическая работа. Чтобы работа не наскучила, она должна продемонстрировать с самого начала яркие результаты.

В наше время больших  перемен важно научить студентов  творчески мыслить и принимать  нестандартные решения. На практических занятиях нужно создавать атмосферу  творческого поиска, которая помогает активизировать все способности.

Для этого нужно пользоваться элементами развивающего обучения:

  1. Проблемная ситуация;
  2. Творческое задание.

Сочетание нескольких технологий позволяет сделать каждую пару неповторимой и увлекательной.

Формирование интереса в учении зависит методов стимулирования.

В качестве примера стимулирования учебы в ряде учебных заведений используют анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения стимулирует интерес к обычной жизни, изучению  аспектов.

Еще один из действенных приемов стимулирования интереса является создание ситуации успеха у учащихся, которые испытывают определенные затруднения.

Хорошо стимулирует  интерес постановка перспективы, которая  способствует напряжению всех сил для  достижения цели и увеличение шансов для развития познавательных интересов. К методам стимулирования также  относят поощрение и наказание.

Поощрение – положительная оценка действиям и поступкам учащегося. Вызывает удовлетворение своей деятельностью, но не стоит злоупотреблять, так как можно ухудшить результат.

Наказание – воздействие, позволяющее учащимся понять и исправлять свои ошибки. Но главное не переборщить, чтобы не вызвать потерю веры в свои силы. Чрезмерное использование этих 2 методов ведет к снижению познавательного интереса, ухудшение успеваемости и завышение самооценки. Здесь главное найти золотую середину.

Метод стимулирования и мотивации создание ситуации познавательного спора. В споре рождается истина. В споре также рождается познавательный интерес к выбранной теме. Один из примеров – научный спор. Все больше можно встреть такие ситуации, когда на парах применяются дискуссии, в которых изучается литература, с разных точек зрения.

К.Д. Ушинский считал, что  только самостоятельная работа создает  условия для глубокого овладения  знаниями и развития мышления учащихся.

 Б.П. Есипов отмечал,  что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Признаки, которые характеризуют самостоятельную работу:

  1. Цель работы;
  2. Конкретное задание;
  3. Четкая форма выражения результата работы;
  4. Проверка результата  работы;
  5. Обязательное выполнение работы по полученным заданиям.

Также нужно повышать самостоятельность, что способствует:

  1. Увеличению области формируемых знаний;
  2. Переходу от указаний к необходимости;
  3. Переходу от отдельных операций к полноценным действиям;
  4. Переходу от готовых знаний к самостоятельному открытию действий;
  5. Важности изучения цельной структуры учебной деятельности;
  6. Переходу от репродуктивной к творческой деятельности.

К основным требованиям самостоятельной работы относят:

    1. Строгое соответствие конкретным целям обучения и воспитания;
  1. Содержание и аппарат заданий должны обеспечить деятельность всех уровней самостоятельности;
  1. Вариативные задания.

Еще одним  методом развития познавательного  интереса является проблемный подход, включающий в себя:

  1. Выдвижение проблемного вопроса;
  2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания преподавателя;
  3. Создание проблемной ситуации на основе высказывания противоположных мнений.

Преподаватели должны знать, что заинтересованность в одном  предмере может вызвать познавательный интерес в других отраслях знаний.

Мотивы долга и ответственности развиваются на основе применения методов и приемов:

  1. Объяснение общественной и личностной значимости обучения;

Раскрытие роли науки в развитии производства.

  1. Требование и предъявление соблюдения выполнения своего долга учащимся;
  2. Приучение выполнения требований;
  3. Поощрение за выполнение обязанностей;
  4. Оперативный контроль за выполнением обязанностей.

Важно показать, что методы и приемы развития долга и ответственности в обучении опираются воспитание, что подчеркивает единство обучения и воспитания.

Активные методы обучения - это методы, побуждающие учащихся к мыслительной и практической деятельности в процессе обучения.

«Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательного интереса, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы и условия обучения»[28,c.92].

 Эти методы обучения  предполагают использование системы методов, направленных не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное усвоение знаниями и умениями.

Особенности активных методов  обучения состоят в том, что в  их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без  которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Проблема активности личности в обучении как ведущий  фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального  осмысления важнейших элементов  обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Проявление и развитие этих методов обусловлено тем, что встали новые задачи: не только дать новые знания, но и обеспечивать формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления и ЗУН. Бурное развитие информации обусловило появление новых задач. Знания, полученные человеком в разных учебных заведениях, в прошлом, служили долгое время, то сейчас стоит необходимость постоянного их обновления, что достигается путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

«А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, адаптированных, программентированных форм и методов организации дидактического дидактического  процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие  отличительные особенности активного  обучения:

  • Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • Самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Информация о работе Развитие познавательных технологий