Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:42, реферат
В целях развития системы оценки качества общего образования в текущем году ведётся работа по следующим направлениям:
стандартизация банка измерительных и диагностических материалов;
разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования;
разработка технологии оценивания готовности учащихся системы начального общего образования к обучению в начальной и основной школе и разработка соответствующих диагностических материалов.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОСОКО И МОДЕЛЬ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 13
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 25
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 36
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 21
Система анализа и оценки качества образования предполагает стандартизацию показателей оценки качества образования в регионе, муниципалитете, образовательном учреждении.
Предусматривается создание необходимого диагностического инструментария для оценки образовательных результатов и условий их обеспечения на всех ступенях общего образования.
Оценка качества образования будет осуществляться на всех (четырех) уровнях.
Результаты будут подготовлены для разных категорий потребителей в соответствии с их интересами и компетенцией.
Система адресного обеспечения аналитической информацией
Информация о качестве образования на всех уровнях региональной системы образования будет публиковаться в ежегодном аналитическом докладе. Перечень, структура и формат доклада определяется Департаментом.
Для оперативного доступа пользователей к общей информации она будет размещена на специализированном сайте.
Результаты разовых исследований будут публиковаться в виде аналитических записок, отчетов и пр.
В органы управления и контроля образования информация будет поступать в обязательном порядке по окончанию исследований, проводимых по плану, утвержденному Департаментом.
Остальные потребители информации смогут оформить подписку на договорной основе и получить ее по электронной почте.
Структура информационного обеспечения системы оценки качества образования в Красноярском крае.
Основные этапы развития региональной системы оценки качества образования Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае предполагается реализовать в несколько этапов:
Первый этап (2002 – 2006 гг.). В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др.
Второй этап (2006–2007 гг.). В ходе второго этапа создается Центр оценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованию действий всех структур, занимающихся оценкой качества образования или изучением отдельных его составляющих. В штатный режим переводится ежегодный мониторинг учебных достижений выпускников начальной школы. На втором этапе начинается становление функционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе.
Третий этап (2007 – 2008 гг.). На третьем этапе завершается интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования.
Для развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» создать Центр оценки качества образования (далее ЦОКО). Включить в его структуру существующие Центр организационно-методического сопровождения единого государственного экзамена в Красноярском крае, Центр мониторинга качества образования и информационно-методический центр по вопросам лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации. Организовать оперативное взаимодействие Центра оценки качества образования с региональным центром обработки информации единого государственного экзамена и статотделом (КИАСУО).
Центр будет решать следующие задачи:
организационно-методическое и технологическое сопровождение итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в форме единого государственного экзамена и единого муниципального экзамена;
организационно-методическое сопровождение проведения в 4-х классах краевых контрольных работ;
организационно-методическое сопровождение процедур лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров;
сбор и анализ данных оценки качества образования;
формирование и ведение базы данных показателей качества образования;
формирование и ведение банка заданий для проведения краевых контрольных работ в 4 –х классах и итоговой аттестации выпускников 9-х классов;
организация и повышение квалификации специалистов по вопросам организации и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, краевых контрольных работ, процедур проведения лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, сбора данных для оценки качества образования;
предоставление информации о качестве образования по запросу, в соответствии с регламентом;
публикация информации о качестве образования в средствах массовой информации.
В функции ЦОКО будет входить заключение соглашений об информационном взаимодействии между краевыми, муниципальными органами управления образованием, службой контроля в сфере образования, образовательными учреждениями, другими организациями в рамках организационно-функциональной схемы мониторинга и статистики для обеспечения системы сбора мониторинговой информации и статистики.
Структура Центра:
аналитический отдел;
отдел организационного и технического обеспечения процедур оценки качества;
лаборатория статистической обработки данных;
отдел педагогических измерений и тестирования;
информационно-технический отдел.
Петрова С.В., заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской республики
Боченков С.А., начальник отдела оценки качества образования Центра новых технологий Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики
Анализ ситуации.
Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Проблема сегодняшнего дня – освоение технологии управления, ориентированного на результат (БОР – бюджетирование, ориентированное на результат) на всех уровнях образовательного менеджмента, т. к. характер государственных инвестиций в образование идёт по принципу: «деньги в обмен на обязательства».
В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации – это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики в последние годы, можно определить так:
- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;
- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования2. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2003 г. № 20 создан ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий» (далее - ГУ «ЧР ЦНОТ»), благодаря чему в республике появилось связующее звено республиканской системы мониторинга и статистики образования;
- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;
- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;
- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;
- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики – проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;
- апробированы комплексные формы статистической отчетности, разработанные проектной группой ГУ-ВШЭ3;
- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов4. Собраны значения предлагаемых индикаторов за последние 5 лет – таблицы и диаграммы стали основой для информационного доклада о состоянии системы образования5;
- подготовлены и опубликованы макеты доклада директора школы, директора УНПО, руководителя муниципального уровня управления образования внешним «заинтересованным непрофессионалам». В школах и муниципалитетах начата работа по организации и проведению публичных докладов6;
- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования.
Таким образом:
1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы.
2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть диссеминирован в другие регионы.
3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования.
Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:
- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;
- подготовка кадров для системы оценки качества образования;
- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;
- определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
- формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования;
- определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение.
Описание модели региональной СОКО Чувашской Республики
Система оценки качества образования Чувашской Республики создается вне Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики. Координационным центром системы оценки качества образования в Чувашии является специальный уполномоченный орган исполнительной власти - Служба по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики. Это условие является определяющим, поскольку именно оно формирует независимость создаваемой структуры от объекта оценки и позволяет выстроить отдельную вертикаль оценки качества образования при координации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования.
В структуре Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики предполагаются два управления – управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и управление контрольно-оценочных процедур в сфере образования. Роль инфраструктуры службы будет частично исполнять муниципальная система управления образованием, частично роль инфраструктуры в распределённом варианте передаётся специализированным учреждениям. Предполагается размещение части заказа на оценочные процедуры в других организациях и учреждениях на конкурсной основе.