Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:42, реферат
В целях развития системы оценки качества общего образования в текущем году ведётся работа по следующим направлениям:
стандартизация банка измерительных и диагностических материалов;
разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования;
разработка технологии оценивания готовности учащихся системы начального общего образования к обучению в начальной и основной школе и разработка соответствующих диагностических материалов.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОСОКО И МОДЕЛЬ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 13
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 25
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 36
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 21
Таким образом, система оценки качества образования строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную программу заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти. Тем самым снимается вопрос об объективности оценки и упрощается вопрос об уровне готовности исполнителя качественно выполнить заказ, поскольку проще использовать подбор ряда специализированных учреждений, оперирующих в различных сегментах рынка образования, нежели иметь универсальную организацию. Кроме того, за счёт разделения исполнителей оценочных процедур повышается степень их объективности и независимости.
На рис.3.1. показана общая концептуальная схема, отражающая состав СОКО Чувашской Республики и ее место в структуре рынка образовательных услуг. На схеме выделены три взаимосвязанные системы: система образования, система потребителей образовательных услуг и республиканская система оценки качества образования.
Модель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования в Чувашии предполагает наличие специального уполномоченного органа исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, являющегося координационным центром системы оценки качества образования в регионе.
Таким образом, в данной концепции СОКО не рассматривается как часть системы образования, так как она основана на внешней оценке результатов образования и внешней ответственности образовательных учреждений и организаций. В то же время СОКО не может быть представлена в рамках системы потребителей образовательных услуг (инструмент потребителей), так как в ней заинтересована и сама система образования для целей самоуправления и самоорганизации. Внешний характер оценки обеспечивается степенью разделения объекта оценивания и процедуры оценки.
Система образования как объект оценки включает четыре элемента: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых предусмотрены государственные образовательные стандарты); образовательные организации, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов; органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие процесс управления; индивидуальные достижения учащихся сами по себе и как показатель качества образовательных программ, результатов работы образовательных организаций и качества управления.
Рис.3.1. Модель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования в Чувашии
Рис. Организационно-технологическая схема СОКО.
Заказчики, заинтересованные в СОКО, представлены тремя основными общественными группами потребителей результатов системы образования (рис):
- государственные структуры (в широком смысле интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав и гарантий, социальную стабильность и конкурентоспособность российского общества, эффективное управление образованием, в узком смысле интересы государства рассматриваются в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем);
- отдельные граждане, интересы которых часто представляет семья;
- бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения.
Система оценки качества образования Чувашской Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
Цель системы оценки качества образования Чувашской Республики заключается в осуществлении оценки качества образования для формирования информационной основы принятия управленческих решений, обеспечивающих удовлетворения образовательных потребностей населения, поступательное движение системы образования, обеспечение социально-экономическое развитие республики.
Служба оценки качества образования Чувашской Республики призвана решать следующие задачи:
1. Разработка организационно-методического обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, итоговой аттестации выпускников.
2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования в вопросах обеспечения лицензирования, аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики в системе образования, проведения итоговой аттестации выпускников.
3. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга республиканской системы образования.
4. Проектирование и содействие в реализации моделей управления образовательными системами; педагогических технологий, методик анализа и прогноза развития системы образования в республике.
5. Организация и проведение работ на базе экспериментальных площадок, направленных на апробацию учебно-методических комплексов для мониторинга образования.
6. Консультационная деятельность.
7. Экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю работы.
Основные функции СОКО:
- организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров);
- организация итоговой аттестации обучающихся в рамках общего и профессионального образования;
- организация оценки результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;
- сбор, обобщение и представление отраслевой статистической отчетности в федеральные и республиканские органы исполнительной власти;
- организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования;
- обеспечение руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;
- обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования региона и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей;
- участие в подготовке нормативно-правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.
Предполагается несколько источников финансирования, которые обеспечат реализацию программы оценки качества образования в регионе:
- бюджет, поскольку речь идет о реализации функции государственной оценки качества образования, при этом основу финансирования составляет программа оценки качества образования в регионе на текущий год. Таким образом, финансируется не структура, а программа ее деятельности. Основой для формирования бюджета становится расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем;
- внебюджетные поступления за счет средств клиента. Проведение внеплановых (оперативных) контрольных выходов по ряду процедур, жалобам, заявлениям и т.п. имеет смысл компенсировать за счет средств клиента на основе устанавливаемых ведомством нормативов, компенсации требует и специальный разворот анализа данных, необходимый клиенту;
- целевые программы, реализуемые по инициативе республиканских и муниципальных органов управления образованием, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты разного рода как муниципального и регионального, так и федерального уровней, которые реализуются за счет целевых вложений;
- целевые федеральные средства на реализацию функций инварианта.
Вопрос об источниках финансирования является ключевым, поскольку степень свободы, допускаемая учредителем, позволяет сделать вывод о способности службы объективно оценивать результаты деятельности системы: чем выше степень финансовой свободы, тем выше уровень объективности оценки и наоборот.
Информационный портал службы оценки качества обеспечивает открытость системы оценки и доступность к информации разным группам пользователей. Размещение портала предполагается на сервере ГУ «ЧР ЦНОТ», где будет собираться вся информация о состоянии системы образования Чувашской Республики, о социально-экономических условиях региона, данные специальных оценочных процедур. Формат собираемой информации определяется запросами пользователей и утвержденным комплексом индикаторов состояния системы.
Программная среда поддерживает единую базу данных информации о системе образования республики, хранящуюся на сервере Регионального Центра мониторинга и статистики. Ведомственные учреждения и организации связаны с ГУ «ЧР ЦНОТ» через «окно пользователя», в которое они вносят данные в республиканскую базу данных и получают доступ к обобщенной информации. Среди поставщиков информации можно выделить государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, учреждения сопровождения, учреждения профессионального образования всех форм собственности, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность или ее сопровождение.
Первичная информация собирается на уровне образовательного учреждения. В системе действует принцип «одного окна», суть которого сводится к тому, что каждое учреждение через свое окно вносит информацию по строго определенным формам в поля, доступ к которым в режиме редактирования имеют только официальные представители данного учреждения. Таким образом, за достоверность информации отвечает единственный ее источник. При обратной связи ГУ «ЧР ЦНОТ» также выступает в роли единого окна для всех пользователей, имеющих доступ к данным в режиме просмотра к категориям данных, отструктурированных под определенные группы пользователей. Информация из единой базы данных поставляется ГУ «ЧР ЦНОТ» на федеральный уровень, при этом Центр выступает в роли единственного окна.
Пользователями системы мониторинга и статистики образования являются органы управления системой образования Чувашской Республики, образовательные учреждения всех ступеней и форм, учреждения и организации сопровождения образовательного процесса, потребители информации вне системы образования и неструктурированные пользователи.
Каждая группа получает информацию от ГУ «ЧР ЦНОТ» на бумажных или электронных носителях. Структура, формат собираемых данных и используемые показатели специально разработаны и закреплены. Это инвариантная часть, включающая статистическую и мониторинговую информацию. Результаты нерегулярных мониторинговых и пр. исследований оформляются в виде аналитических записок, брошюр и др. Это вариативная часть информации о системе образования. Программа сбора вариативной части информации утверждается службой на год. Для оперативного доступа пользователей к информации в обобщенном виде информация размещается на портале, предусматривается также ограниченный доступ через «окно просмотра», параметры которого зависят от группы пользователей.
Ключевым моментом, определяющим эффективность деятельности в информационном обеспечении принятия управленческих решений, является качество анализа собираемой информации. Для анализа и интерпретации собранной информации должна функционировать экспертно-аналитическая группа, работа которой осуществляется по трем приоритетным направлениям: во-первых, регулярное представление аналитики о состоянии системы образования; во-вторых, мониторинг принятых управленческих решений и ведущихся в республике проектов, включающий разработку показателей под конкретное преобразование и внесение коррекции в процедуру сбора информации, в-третьих, подготовка вариантов оптимальных управленческих решений по новым пилотным проектам (проектирование, моделирование).
Предполагается создание АНО, позволяющей объединять экспертов в области образования (группа экспертов формируется под задачу и будет иметь переменный состав). Это, во-первых, позволит отделить сбор и представление информации от практики его анализа, оставить первую часть на государственном и ведомственном поле, а анализ информации передать общественной экспертно-аналитической группе, имеющей статус самостоятельного юридического лица и негосударственную форму собственности. Во-вторых, усилит преимущества интегрированной государственно-общественной системы и поможет преодолеть риски, свойственные каждой модели в отдельности.
Таким образом, информационное обеспечение принятия управленческих решений базируется на двух противоположных потоках информации: ГУ «ЧР ЦНОТ» обеспечивает под контролем Министерства образования и молодежной политики и Службы по надзору и контролю в сфере образования Чувашской Республики сбор информации, которая анализируется группой экспертов, формируемой каждый раз под задачу и имеющиеся ресурсы. Подготовленная и отструктурированная информация затем доводится ГУ «ЧР ЦНОТ» до каждой группы потребителей по принципу «одного окна».