Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:42, реферат
В целях развития системы оценки качества общего образования в текущем году ведётся работа по следующим направлениям:
стандартизация банка измерительных и диагностических материалов;
разработка технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений с целью использования результатов указанных процедур для оценки качества образования;
разработка технологии оценивания готовности учащихся системы начального общего образования к обучению в начальной и основной школе и разработка соответствующих диагностических материалов.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОСОКО И МОДЕЛЬ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ 13
АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ 25
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 36
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 21
СОКО Чувашии включает в себя пять основных подсистем, становление и развитие которых представлено ниже в плане-графике проектных мероприятий (рис).
Основные проектные задачи в рамках этих подсистем распределены следующим образом:
1. Модернизация системы мониторинга, оценки состояния и развития региональной и муниципальных образовательных систем
В этом направлении в республике уже сделаны крупные шаги по формированию республиканской системы мониторинга и статистики, разработке комплекса индикаторов, проведена апробация адресного информационного обеспечения принятия решений разных уровней управления. Нерешёнными остаются проблемы разработки программной среды и создания единого портала, а также переход из экспериментального в штатный режим использования имеющихся наработок.
Проектные задачи:
- разработка, апробация и внедрение общего регламента комплексной оценки состояния и развития образовательных систем (в том числе эффективность системы управления) в контексте приоритетов образовательной политики на основе свода данных различных процедур оценки качества образования;
- закрепление зон ответственности за показатели качества образования за региональным, муниципальным и школьным уровнями управления;
- создание единого информационного портала о СОКО с обязанностью представления данных всех мониторинговых и целевых исследований, а также нерегулярных запросов, проводимых в системе образования Чувашской Республики;
- мониторинг публикаций о системе образования Чувашской Республики в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и образовательные учреждения. Подготовка аналитической записки о характере публикаций, перечне поднимаемых вопросов, возможностях решения проблем и принятия предложений;
- введение форм ежегодной публичной отчётности директоров школ, руководителей муниципального и республиканского уровней управления образования.
2. Отраслевая система оценки персонала и аттестации руководящих и педагогических работников
Традиционная практика аттестации педагогических и руководящих работников, сложившаяся на данном этапе в республиканской системе образования, несмотря на достаточную вариативность оценочных процедур, в целом не привела к качественным изменениям в оценке персонала в отрасли.
Анализ ситуации позволил выявить ключевые недостатки сложившейся практики:
- логика построения системы оценки педагогических и руководящих работников не соответствует принципам новой образовательной политики, существующая персонал–стратегия не соответствует новой кадровой политике в сфере оплаты труда педагогических и руководящих работников;
- на региональном уровне не разработана нормативно-правовая база, отражающая современные стандарты деятельности педагогических и руководящих работников системы образования (описание моделей рабочих мест, квалификационные карты, карты компетенций на уровне учреждений, технологические карты по проектированию должностных позиций и т.п.);
- не разработаны региональная модель и институциональные механизмы привлечения внутренних и внешних экспертов к оценке персонала, отсутствует система подготовки внутренних экспертов;
- доминируют методы оценки, ориентированные на выявление внешнего экспертного мнения, а не на самооценку аттестуемым результатов собственной деятельности и перспектив профессионального развития;
- аттестация, прежде всего, направлена на выявление соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям квалификации, а не на развитие профессионального и личностного потенциала аттестуемого.
Для кардинального изменения ситуации необходимо создание отраслевой системы оценки персонала и аттестации педагогических и руководящих работников, учитывающей переход на новую систему оплаты труда, что позволит обеспечить внедрение региональной системы оценки качества образования. Пересмотр порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников относится к компетенции Федерации, поэтому на региональном уровне планируется модернизация форм и процедур аттестации в рамках уже действующего порядка. Нами в приложении дан проект Вариативных форм и процедур проведения аттестации педагогических работников, в котором есть концептуальные изменения по процедуре.
Проектные задачи:
- разделение процедур аттестации педагогических и руководящих кадров, выделение блока обязательных оценочных процедур и экспертизы результатов деятельности;
- введение в процедуру аттестации педагогических кадров двух оценочных процедур: оценка предметной компетенции учителя (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценка общих компетенций (в том числе ИКТ);
- организация конкурса на проведение оценочных процедур (среди структур, имеющих сертификацию данной деятельности) с регламентацией участия представителей профессионального сообщества;
- проведение экспертизы результатов профессиональной деятельности;
- принятие решения об аттестации на соответствующую категорию аттестационной комиссией соответствующего уровня на основании результатов оценочных процедур и экспертизы профессиональной деятельности;
- обеспечение участия органов государственно-общественного управления в процедурах оценки и аттестации педагогических и руководящих работников.
3. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений
Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чувашской Республики осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура лицензирования осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796. В Чувашской Республике действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования», утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 25 декабря 2006 г. № 994. В соответствии с указанным Административным регламентом определены сроки рассмотрения документов лицензиата, порядок консультирования, проведения лицензионной экспертизы и т.д., начиная с регистрации заявления и приема пакета документов и включая выдачу оригинала лицензии. Этим же регламентом определены должностные обязанности ответственного исполнителя, принявшего документы в работу, и республиканской экспертной комиссии Минобразования Чувашии.
Аттестация и аккредитация ОУ, функционирующих на территории Чувашской Республики, кроме образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. Процедура аттестации и аккредитации осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Приказом Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 1327.
Приказом Минобразования Чувашии от 29 декабря 2004 г. № 1107 утвержден «Временный порядок аттестации образовательных учреждений». На стадии утверждения находится Административный регламент по оказанию государственной услуги «Аккредитация образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования детей» с учетом изменения законодательства.
Проектные задачи:
- включение процедуры аттестации образовательных учреждений в регламент аккредитации;
- оптимизация нормативно-правовой базы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Использование результатов внешних оценочных процедур в аккредитации образовательных учреждений;
- включение в состав экспертных комиссий для лицензирования и аккредитации образовательных учреждений представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием.
4. Модернизация системы аттестации учащихся и мониторинг уровня обученности
Система аттестации учащихся призвана ликвидировать институциональные разрывы между ступенями обучения и согласовать требования к качеству образования на переходах.
Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта:
- введение в штатный режим единого государственного экзамена выпускников 11 класса. Анализ накопленного в рамках эксперимента опыта и отработка алгоритма использования результатов ЕГЭ в аналитических материалах и оценочной деятельности;
- апробация новой формы итоговой аттестации для выпускников 9 классов. Нормативно-правовое, организационно-технологическое и методическое сопровождение на уровне республики;
- апробация процедуры оценки общеучебных достижений учащихся.
5. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся и индивидуальных образовательных траекторий выпускников школ
Одним из основных результатов работы системы образования является становление человеческой индивидуальности под внешним влиянием и внутренним саморазвитием. Каждый человек, получая образование, развивается по своему индивидуальному пути, и поэтому личные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого. Поэтому востребованной становится оценка спектра индивидуальных достижений личности. В рамках этой модели индивидуальные достижения каждого учащегося учитываются и накапливаться по принципу портфолио. Спектр достижений складывается не только из результатов официальных оценочных процедур, но и из успешности участия в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, а также результатов оценки компьютерной грамотности, функциональной грамотности иностранных языков, предпрофессиональных и профессиональных компетенций (сертификаты, подтверждающие прохождение этих процедур, также вносятся в банк достижений). На определённом этапе выпускник получает портфолио-резюме, которое он может представить в конкурсную комиссию или работодателю.
Проектные задачи, которые будут решены в рамках проекта
- формирование единой республиканской базы данных об индивидуальных образовательных траекториях выпускников образовательных учреждений Чувашской Республики;
- разработка единого регламента аккумуляции на уровне образовательного учреждения данных об индивидуальных достижениях учащихся за время их обучения и стандартизация портфолио выпускника основной и полной средней школы;
- разработка и апробация процедуры оценки и сертификации неучебных достижений и компетенций учащихся;
- формирование на основе информации школьного портфолио и базы данных об индивидуальных образовательных траекториях банка лучших выпускников «Будущее Чувашии» и определение регламента его использования для адресного привлечения специалистов государственными предприятиями и бизнес-структурами.
СПРАВКА
о проектах по построению ОСОКО, реализуемых в рамках
ФЦПРО в 2006-2007 годах
В 2006 году:
разработаны модели показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях;
создана система обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений профессионального образования с привлечением представителей профессиональных сообществ, работодателей и общественности;
создана система подготовки специалистов, привлекаемых к процедурам лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений ВПО и СПО;
проведена апробация в вузах новых форм и механизмов оценки и контроля качества образования на базе типовой модели системы качества образовательного учреждения;
разработана система управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся 9-х и 11-х классов;
апробированы механизмы и содержание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме;
разработаны типовые модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования.
В 2007 году:
организационно-методическому обеспечению проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;
разработке механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов;
исследуется опыт применения механизмов управления качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков;
разрабатываются формы взаимодействия различных надзорных органов при проведении контроля и надзора в отношении образовательных учреждений (организаций);
разрабатываются организационно-управленческие модели и информаицонно-методическое обеспечение передачи полномочий по контролю и надзору в области образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2006 № 258-ФЗ;
разрабатываются и апробируются комплексные оценочные средства для проверки качества профессиональной подготовки выпускников вузов по 5 педагогическим специальностям;