Принципы построения бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: - единства бюджетной системы Российской Федерации; - разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); - самостоятельности бюджетов; - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ); - полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); - сбалансированности бюджета;

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

9. Принципы построения  бюджетной системы РФ

Бюджетная система  Российской Федерации основана на принципах:  - единства бюджетной системы Российской Федерации;    - разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ);    - самостоятельности бюджетов;        - равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ);           - полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ);  - сбалансированности бюджета;        - результативности и эффективности использования бюджетных средств (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ);    - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;    - прозрачности (открытости) (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ);             - достоверности бюджета;         - адресности и целевого характера бюджетных средств;    - подведомственности расходов бюджетов (абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ);         - единства кассы (абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ).             Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).   Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.           Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.      Принцип самостоятельности бюджетов означает:     - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;             - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;  - право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;         - право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);         - недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;       - право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;         - недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;           - недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.            Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.           Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.         Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов  (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).           При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.          Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:   - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;         - средств целевых иностранных кредитов (заимствований);    - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;             - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;             - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;          - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.    Принцип прозрачности (открытости) означает:      - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;        - обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);           - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).       Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.             Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.           Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.  Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.   Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)   Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.  35. Юридическое оформление отчета об исполнении федерального        бюджета         

Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.       Отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:             - доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;             - доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;         - расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;         - расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;        - источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;  - источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.             Представление годовой и квартальной бюджетной отчетности осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство в сроки, установленные приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 года N 14н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета" в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 72н (далее - Инструкция). В подлинниках отчетов не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. Исправление ошибок должно быть подтверждено подписью главного бухгалтера (или лица, его замещающего) главного распорядителя средств федерального бюджета с указанием даты исправления. При этом ошибочная запись исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым правильных сумм и текста.    Отчеты со сведениями, составляющими государственную тайну, составляются отдельно и представляются в Федеральное казначейство в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.  В соответствии с Инструкцией главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство представляются следующие формы годовой отчетности: 

· Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);           · Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);         · Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);   · Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (сводный) (ф. 0503127);   · Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);         · Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);    · Пояснительная записка (сводная) (форма 0503160). 

Одновременно  с этим, главные распорядители  средств федерального бюджета в  составе годовой отчетности представляют Сведения об исполнении судебных решений  по денежным обязательствам получателей  средств федерального бюджета (ф. 0521298) с пояснительной запиской в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 июля 2005 г. N 84н "Об утверждении порядка составления и представления сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. На основании распоряжения Министерства финансов в РФ Кировской области была предоставлена финансовая помощь (в виде дотации) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере 30% расходов консолидированного бюджета данного субъекта. В конце года глава администрации Кировской области вышел с просьбой на Министерство финансов в РФ погасить ранее выделенную до дотации бюджетную ссуду за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет РФ.               Какие юридические факты лежат в основе возникших правоотношений?           Проанализируйте действия участников данных правоотношений.

Ответ:

Дотации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субвенции и субсидии предоставляются на финансирование отдельных целевых расходов; бюджетной ссуды предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.           Основными условиями предоставления финансовой помощи из федерального бюджета региональному, выступает следующее: 

· Финансовая помощь в виде дотации из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.      · Средства финансовой помощи, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, выделяются только при условии выполнения ими требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах без каких-либо исключений, дополнений и особых условий. 

В случае принятия органами государственной власти субъектов  Российской Федерации решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет налогов, сборов и иных доходов, а также иным образом  нарушающих положения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Правительство Российской Федерации вправе: 

- приостанавливать и уменьшать финансирование из федерального бюджета федеральных целевых программ, осуществляемых на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, перечисление средств, предусмотренных в федеральном бюджете в порядке оказания финансовой помощи бюджетам этих субъектов, а также предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;          - приостанавливать перечисление доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (то есть регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации);            - приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.  

Перечисленные меры выступают в качестве финансовых санкций публично-правового характера  в отношении тех субъектов  Российской Федерации, которые допускают  нарушения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. 

Субъект Российской Федерации – получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной  обеспеченности не имеет права:         - ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);        - предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов бюджета субъекта Российской Федерации;             - предоставлять государственные гарантии субъекта Российской Федерации в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета этого субъекта.             Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Бюджетные ссуды  предоставляются из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.          В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году.    Если бюджет субъекта Российской Федерации не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Надежно-правовая поддержка «КонсультантПлюс»           2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Гарант»           3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ            4. Федеральный закон Российской Федерации от 26.04.2007 N 63-ФЗ   5. Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 N 120-ФЗ  6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2005 N 197-ФЗ   7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ

 




Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ