Система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 02:36, реферат

Краткое описание

смысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

Оглавление

Введение

1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития

2. Особенности системы школьного образования в Японии

3. Система высшего образования в Японии

4. Организация педагогического труда в Японии

Файлы: 1 файл

Japanedu.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Мордовский  государственный  педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Доклад

на  тему : Система образования в Японии

 
 

                                                     Выполнил :

                                    студент 301 группы 

                                        ф-та Истории и права

                       Костин Е. М.

                                 

                                        Проверил : Грачёв С. В.

Саранск 2002
 

ПЛАН 

Введение 
 

1. Современная образовательная  система в Японии: традиция и тенденции развития 
 

2. Особенности системы  школьного образования  в Японии 
 

3. Система высшего  образования в  Японии 
 

4. Организация педагогического  труда в Японии 
 

Введение

Осмысливая  процессы, происходящие в современной  Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Современная образовательная  система в Японии: традиция и тенденции  развития

Основной  задачей политики японского государства  в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.

1. Все  компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче)

2. В  средневековой Европе религия  и мораль были, преимущественно,  сферой деятельности могущественной  церкви. Буддийские храмы в Японии, утратившие свои позиции во  время периода во время периода  Эдо, уступили право влияния в духовной сфере новым конфуцианским школам. То есть тогда школы (как, впрочем и сейчас) выполняли функции, разделённые в западном обществе между школой и церковью.

3. Первая  реформа образования в Японии, заложившая основы формирования  его современного облика, началась с принятием в 1872 г. Основного закона об образовании. Новая система образования, вводившая обязательное бессословное обучение, должна была способствовать раскрепощению воли и инициативы народа, ускорению модернизации японского общества, а так же – достижению провозглашенной цели- “обогащению и укреплению государства”.

4. В  предвоенный период (30е-40е гг.) широкое  распространение получило милитаристское  образование. Над всеми учебными  учреждениями, школьными программами  и учителями устанавливался строгий государственный контроль. Курсы по военной подготовке стали частью общеобразовательной программы и для мальчиков, и для девочек.

5. На  послевоенное время приходится  вторая реформа образовательной  системы. В 1947 г. был принят  “Основной закон об образовании”, в соответствии с которым обязательное обучение было продлено до 9 лет, школьная административная система подверглась децентрализации.

История современного образования может  быть разделена на следующие 5 периодов:

1. Период  основания (1868-1885). Был основан первоначальный корпус современного образования.

2. Период  консолидации (1886-1916). Были изданы  разнообразные школьные законы, была создана систематическая  образовательная структура. 

3. Период  экспансии (1917-1936). Образовательная система базировалась на рекомендациях Чрезвычайного Совета по Образованию (1917-1919)

4. Военный  период (1937-1945). Пик милитаристского  образования. 

5. Современный  период (1945-наши дни). Образовательные  реформы во время союзнической  оккупации.

I период (1868 - 1885)

Дух раннего  периода реставрации Мэйдзи лучше  всего проявился в призыве, который  вдохновил интеллектуалов японского  общества, - “цивилизация и просвещение  ”. “ Этот лозунг, - пишет Джон Холл, - стал основным руководством к действию тех, кто мечтал о выходе Японии из эпохи невежества”1

Выдающимся  защитником” цивилизации и просвещения  ” выступил Фукудзава Юкити. Именно он задал тон реформам образования, особенно своей публикацией “  Призыв к знаниям”, где подверг  критике конфуцианские ценности и поднял на щит западные идеи. В школьные программы внесли всё, что удалось узнать о Западе, традиционные моральные принципы временно отошли на второй план.

Проведение  реформы образования стало предметом  острых дискуссий различных политических сил. Нация разделилась на политические фракции, каждая из которых защищала своё видение реформы образования. Результатом этой борьбы стало доминирование точки зрения, согласно которой необходимо сочетать сильные стороны современной системы образования ведущих мировых держав с традиционными духовными ценностями Японии.

В июне 1871 г. было создано Министерство Просвещения. В 1872 г. правительство Мэйдзи разработало  план реформы современной школьной системы в национальном масштабе и в августе провозгласило  Закон об образовании. Основные цели этого закона четко представлены в Осейдасачешо (сопровождающей этот закон прокламации):

1. образование  должно обеспечивать успешное  продвижение человека по социальной  лестнице

2. функция  школ состоит в том, чтобы  прививать патриотические чувства у каждого человека

3. все  японцы должны обучиться практическим  наукам, что, в конечном счете,  принесёт пользу обществу и  поможет построить современное  государство. 

Реорганизация системы народного образования  происходила по западному образцу. Во-первых, вводилась система обязательного обучения, составлявшая в то время 4 года. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев общества. Во-вторых, провозглашалось, что развитие науки и образования будет проводиться не только в целях государственного управления, как это было прежде, а для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. И в-третьих, считалось, что наука и образование должны поднять волю и инициативу народа. Однако отменялся старый обычай, по которому расходы на обучение, одежду и питание покрывались правительством.

Правительство осознавало, что создание богатой  страны и сильной армии зиждется на подьеме инициативы и развитии способностей простого народа. При этом ликвидация невежества и низкой сознательности простого народа, который не понимал указов правительства о реформах и постоянно испытывал сомнения и опасения, была необходимой и неизбежной для проведения представителями власти.

Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему  образования в США, учредив начальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьная административная система была заимствована из Франции: все учебные учреждения находились под сильным центральным контролем Министерства образования. Таким образом, к 1900 г. уже 80% детей соответствующего возраста ходили в школу (в 1872 г., до принятия Закона только 28%), а к 1910 г. процентный показатель достиг почти 100 отметки. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой. Значение введения новой системы образования заключалось в том, что полностью были ликвидированы старые княжеские школы, все частные школы обязывались получить разрешение властей, и была создана новая система просвещения, контролируемая государством. Среди ранних иностранных служащих правительства Мэйдзи был Дэвид Марри, профессор математики и астрономии в Раджерском Университете в Нью Джерси. Он 6 лет был старшим иностранным советником по вопросам образования, в звании Управляющего школами и колледжами. Естественно, что он сыграл важную роль в создании современной школьной системы Японии.

Идеальная система образования Дэвида Марри  поместила экзамены в ядро образовательной  политики. Многие из наиболее выдающихся иностранцев, вовлечённых в образовательные  реформы в ранний период Мэйдзи, были миссионерами.

Д. Хепбурн – миссионер американской Пресвитерианской церкви – открыл диспансер, в котором обучал молодых японцев западной медицине. В 1886 г. этот человек помог открыть школу, которая в конце концов эволюцинировала в Университет Мэйдзи Гакуин. Университет Дошиша в Киото стал первым университетом, который начал зачислять женщин.

Большое количество иностранцев, естественно, побудило японцев изучать иностранные  языки. Ещё до Реставрации Мэйдзи в Японии существовало 7 правительственных  школ Иностранного языка. Они были основаны в Токио, Осаке, Нагасаки и префектурах: Аичи, Ниигата, Мияда и Хиросима. В 1874 г. эти школы стали специализироваться на обучении английскому и поэтому стали известны как школы английского языка.

II период (1886 – 1916)

В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Ни одна из её основных частей не являлась самодовлеющей. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование – взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.

Иноуэ Коваши, человек, который стал министром  образования после Мори, основал  систему частных Сэммон Гакко  – профессиональных школ для выпускников  начальных школ. После 1899 г. большое  распространение получили школы  для девушек.

В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет.

III период (1917 - 1936)

Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали  влияние на японскую политику и образовательную  систему. В 1917 г. правительство создало  чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919 г, совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века. Влияние совета было особенно значительным в области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные Сэммон Гакко были повышены до статуса университетов.

Информация о работе Система образования в Японии