Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 02:36, реферат
смысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.
Введение
1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
2. Особенности системы школьного образования в Японии
3. Система высшего образования в Японии
4. Организация педагогического труда в Японии
ф-та Истории и права
Костин Е. М.
ПЛАН
Введение
1.
Современная образовательная
система в Японии: традиция
и тенденции развития
2.
Особенности системы
школьного образования
в Японии
3.
Система высшего
образования в
Японии
4.
Организация педагогического
труда в Японии
Введение
Осмысливая
процессы, происходящие в современной
Японии, с позиции погружения в социокультурный
контекст её собственной и всемирной истории,
мы выходим на две сложно переплетённые
между собой реальности. С одной стороны,
японцы славятся своим умением заимствовать
чужие достижения. Оригинальные разработки,
новые формы организации производства
и учебной деятельности, созданные в других
странах, нередко находят широкое применение
в Японии гораздо раньше, чем у себя на
родине. Но с другой стороны, заимствованные
внешние формы наполняются своим, национальным
содержанием, что позволяет достичь феноменальных
результатов. На мой взгляд, достаточно
интересно и познавательно проследить,
как действуют такие схемы на примере
образовательной системы Японии (как одной
из основных составляющих экономического
процветания данной страны); проследить
взаимосвязь государственной политики
и образования; определить ядро образовательной
системы.
1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.
1. Все
компоненты образовательной
2. В
средневековой Европе религия
и мораль были, преимущественно,
сферой деятельности
3. Первая
реформа образования в Японии,
заложившая основы
4. В
предвоенный период (30е-40е гг.) широкое
распространение получило
5. На
послевоенное время приходится
вторая реформа
История современного образования может быть разделена на следующие 5 периодов:
1. Период основания (1868-1885). Был основан первоначальный корпус современного образования.
2. Период консолидации (1886-1916). Были изданы разнообразные школьные законы, была создана систематическая образовательная структура.
3. Период экспансии (1917-1936). Образовательная система базировалась на рекомендациях Чрезвычайного Совета по Образованию (1917-1919)
4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского образования.
5. Современный период (1945-наши дни). Образовательные реформы во время союзнической оккупации.
I период (1868 - 1885)
Дух раннего периода реставрации Мэйдзи лучше всего проявился в призыве, который вдохновил интеллектуалов японского общества, - “цивилизация и просвещение ”. “ Этот лозунг, - пишет Джон Холл, - стал основным руководством к действию тех, кто мечтал о выходе Японии из эпохи невежества”1
Выдающимся
защитником” цивилизации и
Проведение
реформы образования стало
В июне 1871 г. было создано Министерство Просвещения. В 1872 г. правительство Мэйдзи разработало план реформы современной школьной системы в национальном масштабе и в августе провозгласило Закон об образовании. Основные цели этого закона четко представлены в Осейдасачешо (сопровождающей этот закон прокламации):
1. образование
должно обеспечивать успешное
продвижение человека по
2. функция школ состоит в том, чтобы прививать патриотические чувства у каждого человека
3. все
японцы должны обучиться
Реорганизация системы народного образования происходила по западному образцу. Во-первых, вводилась система обязательного обучения, составлявшая в то время 4 года. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев общества. Во-вторых, провозглашалось, что развитие науки и образования будет проводиться не только в целях государственного управления, как это было прежде, а для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. И в-третьих, считалось, что наука и образование должны поднять волю и инициативу народа. Однако отменялся старый обычай, по которому расходы на обучение, одежду и питание покрывались правительством.
Правительство осознавало, что создание богатой страны и сильной армии зиждется на подьеме инициативы и развитии способностей простого народа. При этом ликвидация невежества и низкой сознательности простого народа, который не понимал указов правительства о реформах и постоянно испытывал сомнения и опасения, была необходимой и неизбежной для проведения представителями власти.
Правительство взяло за образец 3-х фазовую систему образования в США, учредив начальные, средние школы и университеты. С другой стороны, школьная административная система была заимствована из Франции: все учебные учреждения находились под сильным центральным контролем Министерства образования. Таким образом, к 1900 г. уже 80% детей соответствующего возраста ходили в школу (в 1872 г., до принятия Закона только 28%), а к 1910 г. процентный показатель достиг почти 100 отметки. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой. Значение введения новой системы образования заключалось в том, что полностью были ликвидированы старые княжеские школы, все частные школы обязывались получить разрешение властей, и была создана новая система просвещения, контролируемая государством. Среди ранних иностранных служащих правительства Мэйдзи был Дэвид Марри, профессор математики и астрономии в Раджерском Университете в Нью Джерси. Он 6 лет был старшим иностранным советником по вопросам образования, в звании Управляющего школами и колледжами. Естественно, что он сыграл важную роль в создании современной школьной системы Японии.
Идеальная система образования Дэвида Марри поместила экзамены в ядро образовательной политики. Многие из наиболее выдающихся иностранцев, вовлечённых в образовательные реформы в ранний период Мэйдзи, были миссионерами.
Д. Хепбурн – миссионер американской Пресвитерианской церкви – открыл диспансер, в котором обучал молодых японцев западной медицине. В 1886 г. этот человек помог открыть школу, которая в конце концов эволюцинировала в Университет Мэйдзи Гакуин. Университет Дошиша в Киото стал первым университетом, который начал зачислять женщин.
Большое количество иностранцев, естественно, побудило японцев изучать иностранные языки. Ещё до Реставрации Мэйдзи в Японии существовало 7 правительственных школ Иностранного языка. Они были основаны в Токио, Осаке, Нагасаки и префектурах: Аичи, Ниигата, Мияда и Хиросима. В 1874 г. эти школы стали специализироваться на обучении английскому и поэтому стали известны как школы английского языка.
II период (1886 – 1916)
В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Ни одна из её основных частей не являлась самодовлеющей. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование – взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.
Иноуэ Коваши, человек, который стал министром образования после Мори, основал систему частных Сэммон Гакко – профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 г. большое распространение получили школы для девушек.
В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет.
III период (1917 - 1936)
Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали влияние на японскую политику и образовательную систему. В 1917 г. правительство создало чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919 г, совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века. Влияние совета было особенно значительным в области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные Сэммон Гакко были повышены до статуса университетов.