Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:33, отчет по практике
Целями педагогической практики являются:
-знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения начального (среднего) профессионального образования, школы;
-смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);
-непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения;
-верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
Задачи практики:
-получение практических навыков планирования учебно-воспитательной работы в группе учащихся;
-приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу уроков теоретического обучения;
-получение начальных навыков проведения уроков по избранному предмету в группе учащихся;
-изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения.
Введение…………………………………………………………………......3
1 . Теоретическая часть педагогической практики……………………......4
1.1. Описание целей и структуры образовательного учреждения……....4
1.2. Психолого-педагогический портрет группы………………….……..10
1.3.Воспитательная работа…………………………………………...……14
2. Практическая часть педагогической практики………………………..17
2.1. План урока 1……….………………………………………………......17
2.2.План урока 2….…………………………………………………….…..27
2.3.Самоанализ урока 1……………………………………………………32
2.4.Воспитательное мероприятие………………………………….….…..36
Заключение……………………………………………………………........47
Приложение 1……………………………………………………..………..48
2.4..Воспитательное мероприятие
План-конспект классного часа на тему: «Общение. Правила общения»
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру.
Задачи: расширять знания учащихся по вопросам общения; дать возможность ребятам разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развивать речь учащихся и их творческие способности.
Подготовительная работа: собеседование с учащимися с целью изучения интереса к данной теме; подбор литературы и стихотворений для подготовки ребят к выступлению; подготовка пословиц о речи и слове для конкурса наилучший комментарий
Участники: классный руководитель; учащиеся класса
Общение — взаимные сношения, деловая или дружеская связь.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка
Классный руководитель: В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия — общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать, или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»?
Учащиеся: Передача определенной информации; взаимодействие партнеров в процессе какой-то деятельности; процесс воздействия на партнера (доказать, убедить и т.д.); передача мыслей и переживаний; вид деятельности, при котором происходит взаимовлияние.
Классный руководитель: Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особенно велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит общение со сверстниками?
Учащиеся:
— Для меня это всегда специфический канал информации; некоторые знания по вопросам пола я получил именно в процессе общения со сверстниками.
— Для меня это прежде всего совместная деятельность, в процессе которой я научился спорить, отстаивать свои интересы и права, а также учитывать мнение коллектива и подчиняться этому мнению.
— Я думаю, что общение — это потребность в другом человеке, особенно если он тебе симпатичен. Тогда общение может быть не только полезным, но и доставить вам огромное удовольствие, а значит, и повлиять на ваше настроение и здоровье. Приятное общение — это, как говорит моя мама, бальзам на душу.
— Для меня общение - это прежде всего эмоциональный контакт; мне нравится сам процесс общения: спорить, доказывать, убеждать, выслушивать доводы других, ахать и охать, сочувствовать, переживать и утешать — мне нравится все! И еще общение — это всегда познание чего-то нового.
— Общение - это здорово! Правда, иногда хочется и уединиться, чтобы почувствовать себя умиротворенно-спокойной, потому что меня избыток общения напрягает. Но в то же время я не завидую людям, у которых это умиротворение переходит в тоску и даже душевную изоляцию. Человек живет среди людей, а общение — одно из условий этой жизни.
— Общение является еще и одним из средств самовоспитания. Если бы наши предки не общались, а общаясь не взаимодействовали, разве они могли бы выжить и достичь того, чем обладает человек в наше время? Именно в процессе общения люди обменивались опытом и накапливали полезные знания для своей жизнедеятельности. Таким образом, именно в процессе общения люди развиваются, воспитываются и самосовершенствуются.
Классный руководитель: Да, человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели). А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь.)
(Классный руководитель обращает внимание учащихся на слайды с изречениями, которые размещены на интерактивной доске:
«Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».
«Речь — конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или в письменной форме. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые письмом» (Русский язык. Энциклопедия. М., 1979).)
Классный руководитель: Далеко не каждый умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. М.В. Ломоносов говорил, что не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может». Как вы думаете, к чему нас подводит это высказывание?
Учащиеся:
— Думаю, что к вопросу о грамотности.
— К нашему словарному запасу.
— А я убежден, что еще и к вопросу культуры речи.
Классный руководитель: А что вы понимаете под культурой речи?
Учащиеся:
— Человек должен соблюдать нормы литературного языка в разговоре и при написании текста.
— Культурная речь — это правильная речь с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.
— Кроме правильного построения фраз необходим еще и богатый словарный запас. Умение строить сложные фразы используя богатый словарный запас всегда считалось атрибутом человека умного, достойного и преуспевающего. Ученые считают, что богатый лексикон и, конечно, умение им пользоваться повышает вероятность того, что человек преуспеет в жизни.
Классный руководитель: Ребята, такими примерами богата наша великая литература. Вспомним хотя бы Чичикова. К каждому из героев романа «Мертвые души» он сумел найти подход. Чичиков словно обволакивал всех своими словами и не вышел из себя даже тогда, когда Коробочка, боясь продешевить, отнеслась с недоверием к его выгодному, но необычному предложению. Чичиков не злился, а искал все новые и новые доводы. И добился успеха, потому что «все умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя... совершенно так, как следует». Ваше мнение об этом герое?
Учащиеся:
- Он человек общительный, легко налаживает контакт с людьми.
- Это человек эрудированный. Умеет поговорить с каждым на интересующую собеседника тему.
- Он обаятелен. Это обаяние распространяется даже на тех людей, которые скупы на похвалу. Он смог понравиться даже Собакевичу.
- Хорошо бы такими качествами обладать не мошеннику, а человеку способному творить добрые дела. Такой человек много бы сделал полезного для людей.
Классный руководитель: Чичиков не только общительный, но и приятный в общении. Но далеко не со всеми общительными людьми приятно разговаривать. Чрезмерная общительность некоторых иногда просто утомляет. Разве мало вокруг нас таких людей? А какой вы собеседник? Разумеется, когда путешествуешь по лабиринтам своего характера, всегда встречаешь что-то неожиданное, а что-то даже может ранить ваше самолюбие. Но бывают и приятные моменты. А самое главное, что вы всегда сможете задуматься над тем, что для вас открылось. И не только задуматься, а сделать для себя определенные выводы. Узнать о себе самих вам поможет тест.
(Классный руководитель раздает листы с напечатанным тестом. Ребята, ответив на вопросы теста, подводят итоги. А прочитав и обдумав результаты еще и дома, смогут сделать определенные выводы по изменению своего поведения при общении в будущем.)
Тест «Приятно ли с вами общаться?»
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Классный руководитель: Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.
1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.
4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.
9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сиене?
Классный руководитель: Итак, предположим, что вас считают общительным человеком. У вас богатый лексикон. Но довольно часто богатство вашего лексикона увеличивается за счет сленга. Как вы сами относитесь к употреблению сленга?
Учащиеся:
— Должен отметить, что мы часто слышим от своих родителей такие фразы: «Я тебя прошу, не употребляй эти слова, хотя бы в разговоре с нами», «Да расскажи обо всем, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал». Возможно, набираясь жизненного опыта, сталкиваясь с различными явлениями жизни (ведь для нас многое впервые!), мы воспринимаем все более ярко и непосредственно. Например, если мы говорим о чем-то «круто», значит, это что-то имеет право быть в нашей жизни, стоит наших усилий и белой зависти других. К этому стоит стремиться, этого стоит добиваться. А еще надо заметить, что в наши дни слово «круто» приобретает положительный оттенок. «Крутой» - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области жизни (компьютер, дизайн, иностранные языки, скейтборд и т.д.). Круто жить — это уже не показуха, а достижение чего-то реального, стоящего.
— Часто взрослые не хотят принимать ни само слово «тусовка», ни то, что оно для нас, молодежи значит. Большинство думает, что это пустая трата времени. Но именно на тусовках нас принимают такими, какие мы есть. Это для нас очень важно. Принимают именно меня, а не мои качества и заслуги. Общение во время тусовок часто дает нам поддержку, полезную информацию, а иногда и утешение, которые мы, к сожалению, не всегда получаем у взрослых (они часто бывают слишком заняты чем-то большим и важным, забывая, что часть этого большого и важного — это мы, их дети). Да и просто приятно побыть рядом с друзьями, единомышленниками, почувствовать себя искренним и бескорыстным.
— Когда мы говорим слово «кайф», то хотим подчеркнуть, что мы получили от жизни ощущение максимально возможного. Мы, в отличие от взрослых, еще умеем многому радоваться, для нас в этой жизни еще многое в кайф. И далеко не обязательно, что мы ощущаем вкус жизни только благодаря алкоголю или наркотикам. Это может быть полет на горных лыжах или хорошая тусовка, хорошо организованная дискотека или поход с друзьями, хороший клев на зорьке или просто яркий солнечный день с улыбками друзей и интересными темами для общения.
— Да, мы называем словом «лох» тех, кого считаем хуже себя, кто не обладает теми качествами, которые принято ценить в нашей среде общения. Хотя, конечно, здесь есть над чем задуматься. Потому что человек в силу каких-то обстоятельств может не обладать теми качествами, которые мы ценим (ум, сила, чувство юмора, умение поддержать беседу, владение приемами борьбы и т. д.), просто по состоянию своего здоровья. Значит, это жестокость с нашей стороны. Да и некоторые качества, высоко ценимые в определенной среде (например, вставить со смаком в разговор не совсем благозвучные слова), являются очень даже спорными с точки зрения морали и культуры речи и поведения.
— Да, я согласна, здесь можно говорить и о нормах морали, и о культуре нашей речи. Но, поверьте, что большая часть нашего сленга, это слова, посредством которых мы стараемся скрыть истинный смысл того, о чем говорим в своей среде. Потому что для нас иногда важно, чтобы взрослые не поняли, о чем идет речь. И потом, иногда это просто интересно. Сленг дает молодым что-то вроде секретного кода.
Классный руководитель: Я согласна, что это, скорее всего, особенности вашего возраста. И большей частью такая лексика безобидна, хотя и не совсем вписывается в нормы грамотности и культуры речи. А вот что вы скажете о детском мате, который мы все чаще слышим и который просто шокирует многих взрослых?
Учащиеся:
— Должен сказать, что в общении со взрослыми, подростки редко употребляют мат. Если только и тот и другой, из-за бедности словарного запаса, иначе не могут выразить свои чувства и эмоции. Для взрослых мат - это часто просто связка для расположения слов в предложении. Для многих же подростков - это запретный плод, приобщение к мнимой взрослости.