Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено место звука в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет позиционный анализ, но допускает 1 – 2 ошибки.
2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет задание, но количество ошибок возросло до 3, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать место звука в слове, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Раздел II. Исследование звукового синтеза
Задание №1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о - дом» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
2 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).
1 балл – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Полученные результаты позволяют определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
I уровень (высокий) – от 3,6 до 4 баллов
II уровень (средний) – от 2,6 до 3,5 баллов
III уровень (низкий) – от 1, 6 до 2,5 баллов
IV уровень (очень низкий) – менее 1,5 баллов.
Анализ результатов исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников будет производиться по показателям среднего балла в группе.
Исследование звукового анализа и синтеза у дошкольников заключалось в анализе простых и сложных форм звукового анализа, которое состояло из одиннадцати заданий. Исследование звукового синтеза состояло задания на составление слов из отдельных звуков в нарушенной и ненарушенной последовательности.
Исследование простых форм звукового анализа показало, что все дошкольники контрольной группы самостоятельно справились с заданиями, они не вызвали трудностей. Все дети показали высокий результат – 4 балла.
Исследование сложных форм звукового анализа:
Задание 1. Задание, на вычленение первого согласного звука из слов, не вызвало особых затруднений, только один ребенок допустил единичную ошибку: вместо начального согласного [к] в слове «кошка» назвал слог «ко» и показал результат – 3 балла, все же остальные выполнили задание на 4 балла. Средний балл по группе составляет 3,9 балла.
Задание 2. При вычленении последнего звука из слов, самостоятельно, недопустив ошибок с заданием справилось шесть дошкольников, их результат – 4 балла. Остальные допустили идентичную ошибку: вместо конечного гласного [а] в слове «муха» называли слог «ха» - результат 3 балла. Средний балл – 3,6 балла.
Задание 3 (задания 3а, 3б, 3в гласные, 3в согласные). Проанализировав выполненное задание, на определение места звука в слове (начало, середина, конец), можно говорить о том, что все испытуемые самостоятельно, точно, без ошибок выполнили все упражнения на 4 балла. Средний балл – 4 балла.
Задание 4. Из данных исследования последовательного анализа видно, что самостоятельно, после первого предъявления, определили последовательность звуков во всех предложенных логопедом словах, пять человек, показав результат – 4 балла. Трое испытуемых справились с заданием хорошо, допустив единичные ошибки при последовательном анализе слов со стечением согласных звуков в середине: «банка» - [б], [а], [н], [к], «ка»; «банка» - [б], [а], [н], «ка»; «тапки» - [т], «та»], [п], [к], «ки»; «тапки» - [т], [а], [п], «ки» - 3 балла. Двое детей самостоятельно, после первого предъявления смогли определить только последовательность звуков в односложных словах (суп, кот) – результат 2 балла. В двусложных словах, состоящих из двух открытых слогов и со стечением согласных звуков в середине допустили ошибки: «лапа» - [л], «ла», [п], «па», «лапа» - «ла», [п], «па»; «каша» - [к], «ка», «ша», «каша» - «ка», [ш], «ша»; «банка» - «ба», [н], «ка»; «банка» - [б], «ба», [н], «ка»; «тапки» - «та», [п], «ки»; «тапки» - «та», [п], [к], «ки». Средний балл по группе составляет 3,2 балла.
Задание 5. По результатам исследования с количественным анализом справились пять дошкольников контрольной группы, точно определив количество звуков в предъявленных экспериментатором словах - 4 балла. У троих детей отмечались единичные ошибки при количественном анализе слов состоящих из 5-ти звуков – 3 балла. Задание вызвало затруднения у двоих испытуемых, они справились самостоятельно только с анализом односложных слов – 2 балла. Ошибки связаны с несформированностью представлений о слоге и звуке. Средний балл составляет 3,3 балла.
Задание 6. Рассмотрев полученные данные можно сказать, что без помощи логопеда с позиционным анализом справилось только четверо детей, они точно определили место заданного звука во всех предъявленных словах – их результат – 4 балла. Трое дошкольников справились с заданием хорошо – 3 балла. Они допустили единичные ошибки в двусложных словах: 1) назвав только звук идущий перед или после заданного; 2) «бочка» - вместо [к] идущего после заданного [ч] называли слог «ка»; 3) называя вместо звука идущего перед заданным начальный звук в слове. Особые трудности отмечались у четырех испытуемых, выполнивших задание удовлетворительно и показав результат – 2 балла. Самостоятельно справляясь с позиционным анализом односложных слов (сом, дым), ими были допущены аналогичные ошибки предыдущей группы детей и добавились: «мост» - вместо [о] идущего перед заданным [с] называли слог «мо». Средний балл – 2,9 балла.
Графическое изображение результатов исследования простых и сложных форм звукового анализа у детей контрольной группы представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования простых и сложных форм звукового анализа у детей контрольной группы с нормативных речевым развитием до эксперимента
Исследование звукового синтеза
Задание 1. Задание, на составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности, не вызвало затруднений у пятерых дошкольников, они отлично справились с заданием, не допустив ошибок при синтезе слов из звуков, данных в ненарушенной последовательности, их результат – 4 балла. Остальная половина детей показала результат – 3 балла, они самостоятельно справились с заданием, не допустив ошибок при синтезе слов из 3-х и 4-х звуков, данных в ненарушенной последовательности. Сложности вызвал синтез слов из 5-ти звуков, допущенные ошибки: «почта» - «пчта», «чта»; «книга» - «га», «ига». Средний балл по группе составляет 3,5 балла.
Задание 2. По результатам выполнения задания, на составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности, можно сделать следующие выводы: самостоятельно справился с заданием только один ребенок, правда, при синтезе слов состоящих из 5-ти звуков ему потребовалось второе предъявление звуков логопедом, его результат – 4 балла. Трое детей не испытывали трудностей при составлении слов из 3-х – 4-х отдельных звуков предъявленных в нарушенной последовательности, отмечались сложности только при синтезе слов из 5-ти звуков, допущенные ошибки: «плока» - «полка», «шкока» - «кошка» – 3 балла. Шестеро дошкольников справились только с синтезом односложных слов (дом, сок), их результат – 2 балла. При синтезе слов из 4-х-5-ти звуков они испытывали особую сложность, чаще всего они повторяли названную логопедом последовательность звуков. Допущенные ошибки аналогичны ошибкам детей предыдущей группы, добавились: «пала» - «лапа», «заро» - «роза». Средний балл по группе составляет 2,5 балла.
Графическое изображение результатов исследования звукового синтеза представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования звукового синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием до эксперимента
Таким образом, проведенное исследование показало, что и у детей с нормативным речевым развитием затруднения вызывают сложные формы звукового анализа (последовательный, количественный, позиционный) и синтеза. А так как эти формы звукового анализа и синтеза появляются лишь в процессе специального обучения можно предположить, что они находятся или в процессе формирования, или не сформированы из-за недостатка обучения.
Проведенное исследование экспериментальной группы показало следующие результаты.
Рассмотрев полученные данные по исследованию простых форм звукового анализа можно сказать, что все дошкольники экспериментальной группы с предложенными заданиями справились отлично, они не вызывали сложностей, дети показали высокий результат – 4 балла.
Исследование сложных форм звукового анализа:
Задание 1. Задание, по вычленению первого согласного звука из слов двое дошкольников выполнили самостоятельно, допустив единичные ошибки типа: «трава» - вместо [т] называли стечение согласных звуков «тр» - 3 балла. Трое испытуемых справились с заданием самостоятельно, на 2 балла. К ошибкам предыдущей группы добавились следующие: вместо начального согласного [щ], в слове «щука», дети называли слог «щу»; вместо [т], в слове «трава», называли слог «тра». Требовалось интонирование начального звука логопедом. Пятеро дошкольников пытались справиться с заданием самостоятельно, но допускали те же ошибки, что и дети предыдущей группы, только их количество возросло. Интонирование звука логопедом не помогало, результат – 1 балл. Средний балл по группе составляет 1,7 балла.
Задание 2. При вычленении последнего звука из слов, самостоятельно справился с заданием один ребенок, он допустил единственную ошибку: вместо конечного гласного [а] в слове «муха» ребенок назвал слог «ха». Его результат – 3 балла. У пятерых детей исследование показало результат – 1 балл. К ошибке допущенной ребенком предыдущей группы, добавились ошибки типа: вместо конечного согласного [к] в слове «танк» называли [т], слог «та»; вместо конечного согласного [н] в слове «барабан» называли [р]; вместо конечного согласного [ч] в слове «ключ» называли «клю». Интонирование конечного звука логопедом не помогало. Не смогли справиться с заданием четыре человека. Помощь экспериментатора не помогала – 0 баллов. Средний бал равен 0,8 балла.
Задание 3. По результатам выполненных заданий на определение места звука в слове, можно сказать следующее:
– (задание 3а) с определением звука в начале слова, все дети справились самостоятельно, точно, без ошибок, показав результат – 4 балла. Средний балл – 4 балла.
– (задание 3б) определение звука в конце слова, не вызвало затруднений у троих испытуемых – 4 балла. Выполнили упражнение, но допустили единичные ошибки двое детей, а именно: при определении на слух наличия согласного звука в конце слова, дети отвечали, что заданный звук слышится в начале слова – 3 балла. Результат 1 балл – показали трое дошкольников. Они допустили те же ошибки, что и дети предыдущей группы, только их число возросло, не помогало даже интонирование заданного звука логопедом. Не смогли справиться с заданием двое детей, помощь логопеда не помогала, их результат – 0 баллов. Средний балл – 2,1 балла.
– (задание 3в гласные) задание, на определение места ударной гласной в слове (начало, середина, конец), вызвало большие затруднения. Восемь испытуемых определили наличие гласного звука только в начале слова. Трудности вызывало определение наличия звука в конце или середине слова, интонирование заданного звука экспериментатором не помогало. Они показали результат – 1 балл. Двое дошкольников отказались выполнять предложенное задание, отмолчавшись – 0 баллов. Средний балл составил 0,8 балла.
– (задание 3в согласные) при определении места согласного звука в слове (начало, середина, конец) – самостоятельно справились с заданием трое детей, трудным для них оказалось определение наличия согласного звука в середине слова, их результат – 3 балла. Выполнили упражнение удовлетворительно двое испытуемых, они испытывали те же трудности, что и дети предыдущей группы, а так же сложным для них оказалось определение наличия согласного звука в конце слова. Требовалось интонирование заданного звука логопедом – 2 балла. У пятерых дошкольников исследование показало результат – 1 балл. Допущенные ошибки аналогичны ошибкам детей предыдущей группы, плюс они затрудняются и при определении наличия звука в начале слова, помощь экспериментатора не помогала. Средний балл – 1,8 балла.
Задание 4. Результаты исследования у дошкольников с ФФНР последовательного анализа показали, что самостоятельно, после второго предъявления, определил последовательность звуков в односложных словах (суп, кот), только один ребенок, его результат – 2 балла. В двусложных словах, состоящих из двух открытых слогов и со стечением согласных звуков в середине допустил ошибки: «лапа» - «ла», [п], «па», «каша» - «ка», [ш], «ша»; «банка» - «ба», [н], «ка», «тапки» - «та», [п], «ки». Двое детей при исследовании показали результат - 1 балл. Они пытались справиться с заданием, но испытывали большие трудности уже при последовательном анализе слов состоящих из 3-х звуков. Наводящие вопросы логопеда не помогали. Допущенные ошибки: «суп» - «су», [п]; «шу», [п]; «кот» - «ко», [т]; [о], [т]; «лапа» - «ла», «па»; «каша» - «ка», «ша»; «банка» - «ба», [к], «ка»; «ба», [н], «ка», [а]; «тапки» - «ап», «ки»; «та», «ки». Отказались выполнять задание семеро испытуемых, сказав: «Я не знаю» или просто отмолчавшись – 0 баллов. Средний балл группы равен 0,4 балла.