Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на 10.05.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

40.             Насонова, Т. Р. Методика коррекционно-развивающих занятий с Использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития / Т.Р. Насонова // Коррекционная педагогика. – 2010. – №2

41.             Нейман, Л.В.  Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед., изуч. анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; Ред. В.И. Селиверстов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

42.             Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2004.

43.             Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 112 с.

44.             Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб., 2004.

45.             Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми звукопроизношения. // Дошкольная педагогика – СПб,, 2005.

46.             Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

47.             Психолого-педагогическая диагностика  : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Спец. психология", "Cпец. дошкольная педагогика и психология" / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - 2-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 519 с.

48.             Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.

49.             Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

50.             Селиверстов, В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии. – 2-я ч., М., 1997.

51.             Селиверстов, В.И., Шаховская С.Н. Практикум по детской логопедии – М., 1995.

52.             Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.

53.             Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

54.             Смирных, С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция./С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. – СПб., 2003.

55.             Специальная дошкольная педагогика. Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. Издательство: ИЦ "Академия".  2002. – 312 с.

56.             Спирова, Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей. // Хрестоматия по логопедии. – 1-я ч., М., 1997.

57.             Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999

58.             Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.

59.             Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

60.             Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия – М., 2001.

61.             Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: ГНОМ И Д, 2005. - 48 с.

62.             Трауготт, Н.Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений – СПб., 2001.

63.             Филичева, Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.

64.             Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием – М., 2000.

65.             Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

66.             Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

67.             Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

68.             Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

69.             Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

70.             Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

71.             Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

72.             Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.


Приложение 1

Таблица 1

Результаты исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нормальным речевым развитием до эксперимента

Ф.и. ребенка

Исследование фонематического анализа

А) Простые формы

В) Сложные формы

Задание №1

Задание №2

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

а)

б)

в)

гл.

согл.

1. Вика Г.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

3 б.

2.Аня Т.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3.Диана Б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

2 б.

2 б.

2 б.

4.Ира Ш.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

5.Ксюща Б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

6. Филя К.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

2 б.

2 б.

2 б.

7.Коля Ч.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

8.Дима Я.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

3 б.

9.Максим П.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

2 б.

10.Саша П.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

2 б.

Ср. балл

4 б.

4 б.

3,9 б.

3,6 б.

4 б.

4 б.

4 б.

4 б.

3,2 б.

3,3 б.

2,9 б.

 

 

 


Приложение 2

Таблица 2

Результаты исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до эксперимента

Ф.и. ребенка

Исследование фонематического анализа

А) Простые формы

В) Сложные формы

Задание №1

Задание №2

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

а)

б)

в)

гл.

согл.

1.Дима М.

4 б.

4 б.

2 б.

1 б.

4 б.

4 б.

1 б.

1 б.

1 б.

0 б.

0 б.

2.Коля П.

4 б.

4 б.

2 б.

1 б.

4 б.

1 б.

1 б.

2 б.

0 б.

0 б.

0 б.

3. Даша Х.

4 б.

4 б.

1 б.

1 б.

4 б.

1 б.

1 б.

2 б.

0 б.

0 б.

0 б.

4. Даня Л.

4 б.

4 б.

1 б.

0 б.

4 б.

0 б.

0 б.

1 б.

0 б.

0 б.

0 б.

5. Юля П.

4 б.

4 б.

3 б.

3 б.

4 б.

4 б.

1 б.

3 б.

2 б.

0 б.

0 б.

6.Ваня Л.

4 б.

4 б.

2 б.

1 б.

4 б.

3 б.

1 б.

3 б.

0 б.

0 б.

0 б.

7.Миша К.

4 б.

4 б.

1 б.

0 б.

4 б.

1 б.

1 б.

1 б.

0 б.

0 б.

0 б.

8.Настя П.

4 б.

4 б.

3 б.

1 б.

4 б.

4 б.

1 б.

3 б.

1 б.

0 б.

0 б.

9.Миша П.

4 б.

4 б.

1 б.

0 б.

4 б.

0 б.

0 б.

1 б.

0 б.

0 б.

0 б.

10.Тася Д.

4 б.

4 б.

1 б.

0 б.

4 б.

3 б.

1 б.

1 б.

0 б.

0 б.

0 б.

Ср. балл

4 б.

4 б.

1,7 б.

0,8 б.

4 б.

2,1 б.

0,8 б.

1,8 б.

0,4 б.

0 б.

0 б.

 

 


Приложение 3

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с ФФНР

 

 

 


Перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе

I  период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

коррекционно-логопедическая работа

 

Общие

речевые навыки

1.        Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

2.        Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3.        Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.        Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1.        Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.        Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

3.        Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

1.        Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).

2.        Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3.        Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

1.        Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2.        Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].

3.        Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).

4.        Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

5.        Подбор слов на заданные звуки.

6.        Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З'].

7.        Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8.        Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».

9.        Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).

10.    Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11.    Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.

12.    Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

1.        Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2.        Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3.        Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4.        Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.        Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.

7.        Согласование числительных два и пять с существительными.  

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1.        «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2.        «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3.        «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь

1.        Составление простых распространённых предложений.

2.        Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3.        Обучение составлению описательных рассказов.

4.        Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5.        Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

1.        Работа по развитию пальчиковой моторики.

2.        Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

3.        Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

4.        Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5.        Печатание пройденных букв в тетрадях.

 

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

 

Общие

речевые навыки

1.        Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2.        Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1.        Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.        Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1.        Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.        Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

1.        Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.

2.        Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).

3.        Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).

4.        Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5.        Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6.        Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7.        Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8.      Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9.      Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

1.        Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.        Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.        Согласование существительных с числительными.

4.        Образование названий детёнышей животных.

5.        Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).

6.        Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7.        Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1.        «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

2.        «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3.        «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

1.        Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2.        Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3.     Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

1.        Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2.        Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.        Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

4.        Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

5.        Составление букв из элементов.

6.        Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Информация о работе Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН