Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3
40. Насонова, Т. Р. Методика коррекционно-развивающих занятий с Использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития / Т.Р. Насонова // Коррекционная педагогика. – 2010. – №2
41. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед., изуч. анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; Ред. В.И. Селиверстов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
42. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2004.
43. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 112 с.
44. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб., 2004.
45. Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми звукопроизношения. // Дошкольная педагогика – СПб,, 2005.
46. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
47. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Спец. психология", "Cпец. дошкольная педагогика и психология" / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - 2-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 519 с.
48. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.
49. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
50. Селиверстов, В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии. – 2-я ч., М., 1997.
51. Селиверстов, В.И., Шаховская С.Н. Практикум по детской логопедии – М., 1995.
52. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 2. – М., 1987.
53. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
54. Смирных, С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция./С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. – СПб., 2003.
55. Специальная дошкольная педагогика. Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. Издательство: ИЦ "Академия". 2002. – 312 с.
56. Спирова, Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей. // Хрестоматия по логопедии. – 1-я ч., М., 1997.
57. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999
58. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 112 с.
59. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
60. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия – М., 2001.
61. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: ГНОМ И Д, 2005. - 48 с.
62. Трауготт, Н.Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений – СПб., 2001.
63. Филичева, Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
64. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием – М., 2000.
65. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
66. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
67. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
68. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
69. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
70. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.
71. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
72. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нормальным речевым развитием до эксперимента
Ф.и. ребенка | Исследование фонематического анализа | ||||||||||
А) Простые формы | В) Сложные формы | ||||||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | ||||
а) | б) | в) | |||||||||
гл. | согл. | ||||||||||
1. Вика Г. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 3 б. |
2.Аня Т. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. |
3.Диана Б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 2 б. | 2 б. | 2 б. |
4.Ира Ш. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. |
5.Ксюща Б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. |
6. Филя К. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 2 б. | 2 б. | 2 б. |
7.Коля Ч. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. |
8.Дима Я. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 3 б. |
9.Максим П. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 2 б. |
10.Саша П. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 2 б. |
Ср. балл | 4 б. | 4 б. | 3,9 б. | 3,6 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 4 б. | 3,2 б. | 3,3 б. | 2,9 б. |
Таблица 2
Результаты исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи до эксперимента
Ф.и. ребенка | Исследование фонематического анализа | ||||||||||
А) Простые формы | В) Сложные формы | ||||||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | ||||
а) | б) | в) | |||||||||
гл. | согл. | ||||||||||
1.Дима М. | 4 б. | 4 б. | 2 б. | 1 б. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 1 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. |
2.Коля П. | 4 б. | 4 б. | 2 б. | 1 б. | 4 б. | 1 б. | 1 б. | 2 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
3. Даша Х. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 1 б. | 4 б. | 1 б. | 1 б. | 2 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
4. Даня Л. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 0 б. | 4 б. | 0 б. | 0 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
5. Юля П. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 3 б. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 3 б. | 2 б. | 0 б. | 0 б. |
6.Ваня Л. | 4 б. | 4 б. | 2 б. | 1 б. | 4 б. | 3 б. | 1 б. | 3 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
7.Миша К. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 0 б. | 4 б. | 1 б. | 1 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
8.Настя П. | 4 б. | 4 б. | 3 б. | 1 б. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 3 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. |
9.Миша П. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 0 б. | 4 б. | 0 б. | 0 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
10.Тася Д. | 4 б. | 4 б. | 1 б. | 0 б. | 4 б. | 3 б. | 1 б. | 1 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. |
Ср. балл | 4 б. | 4 б. | 1,7 б. | 0,8 б. | 4 б. | 2,1 б. | 0,8 б. | 1,8 б. | 0,4 б. | 0 б. | 0 б. |
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с ФФНР
Перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
коррекционно-логопедическая работа
Общие речевые навыки | 1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’]. 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). |
Слоговая структура слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк). |
Языковой анализ и синтез | 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.). 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). 5. Подбор слов на заданные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З']. 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой». 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.). 10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. |
Грамматический строй речи | 1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: 1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи». 2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень». 3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки». |
Связная речь | 1. Составление простых распространённых предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
Мелкая моторика | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики. 2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода). 3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 5. Печатание пройденных букв в тетрадях. |
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
коррекционно-логопедическая работа
Общие речевые навыки | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. |
Звукопроизношение | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Слоговая структура слова | 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). |
Языковой анализ и синтез | 1. Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв). 3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова». 6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами. 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слова в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. 8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 9. Обучить послоговому чтению слов. |
Грамматический строй речи | 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детёнышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам: 1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год». 2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера». 3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап». |
Связная речь | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана. 3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения. |
Мелкая моторика | 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода). 4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради. 5. Составление букв из элементов. 6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях. |