Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3
Проведенное нами исследование состояния звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием позволило нам сформулировать следующие выводы:
- у детей с ФФНР фонематические процессы, а именно звуковой анализ и синтез сформированы гораздо хуже, чем у их ровесников с нормативным речевым развитием;
- большие затруднения у детей экспериментальной группы вызывают сложные формы звукового анализа, а именно вычленение первого (последнего) согласного звука из слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам;
- отмечаются трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности;
- дошкольникам с ФФНР и дошкольникам с нормативным речевым развитием особенно трудно дается вычленение первого согласного звука из слова. Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. Это связано и с отсутствием дифференциации самих понятий раньше – позже, первый – последний;
- основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети с ФФН овладевают звукослоговым анализом и синтезом. Большее внимание следует уделять сформированности действия по выделению последовательного порядка звуков в слове и умению самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых элементов и т.д.) Важно установить и проанализировать именно те трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе звукослогового анализа и синтеза.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи проблема формирования у них звукослогового анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции остается одним из самых актуальных.
Известно, что речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков, обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний фраз.
Ребенок с нарушением слухового восприятия испытывает серьёзные затруднения при усвоении учебного материала. Умение слышать и различать акустические признаки звуков создает базу для обобщения этих признаков в фонеме и для дифференциации фонем в речевом потоке. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительный.
Современное понимание предполагает, что фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукослогового анализа и синтеза. Звукослоговой анализ – это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов – сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении в овладении грамотой, звукослоговой анализ и синтез – вторая. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза у дошкольников подготовительной группы, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику исследования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе ДОУ д/с №82 (комбинированного вида) города Набережные Челны и полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. У детей с ФФНР отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами звукового анализа и синтеза, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, фонематического восприятия, а так же недостаточной сформированностью произносительной стороны речи. Наличие вторичных отклонений в протекании высших психических функций (объем памяти у таких детей может быть сужен по сравнению с нормой; внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим; отмечаются особенности в протекании мыслительных операций), создает дополнительные затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом.
2. В процессе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что работа по развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционно-логопедической работы.
По результатам I-го контрольного среза была разработана программа коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя следующие направления:
- формирование фонематического восприятия;
- формирование фонематического анализа и синтеза с учетом сложности различных форм звукослогового анализа и синтеза;
- пополнение и активизация словаря на занятиях;
- использование индивидуального наглядного материала;
После формирующего эксперимента и серии коррекционно-развивающих заданий был проведен II-ой контрольный срез, который выявляет следующую динамику развития звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН:
- повторный эксперимент показал, что у данной группы детей могут улучшиться показатели сформированности звукослогового анализа и синтеза при условии проведения индивидуальной работы с ними;
- после серии проведенных экспериментальных занятий у дошкольников с ФФН улучшается уровень сформированности фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза;
Обобщив опыт работы по формированию звукослогового анализа и синтеза, нами были разработаны рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза у данной категории детей для специалистов, работающих в сфере дошкольного образования, включающие информацию о развитии речи детей, об особенностях развития детей с ФФН.
Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность применения разработанной специальной системы логопедической работы с данной группой детей по преодолению недостатков звукослогового анализа и синтеза.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: дети дошкольного возраста с ФФНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза и, в связи с этим, целенаправленное формирование звукослогового анализа и синтеза имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми данной категории.
Проблема формирования звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР исчерпана далеко не полностью и требует дальнейшего изучения и разработки новых, более эффективных методических приемов с использованием современных технологий.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что представленная система упражнений может быть использована логопедами-практиками и специалистами дошкольного образования при коррекции звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР.
Перспектива данной работы исследования не является законченной и абсолютной. В дальнейшем хотелось бы заниматься данной проблемой на практике с детьми.
1. Агранович, З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 48 с.
2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
4. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для пед. вузов / Л.В. Андреева. - М.: Academia , 2005. - 572 с.
5. Балобанова, В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
6. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1997.
7. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика:[Текст]-Ростов н/Д. 2004.-с.16-27.
8. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. — 112 с.
9. Варенцова, Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
10. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
12. Волкова, Л.С., Шаховский С.Н. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
13. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
14. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
15. Глинка, Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Питер Пресс, 1998. – 224 с.
16. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин ; Междунар. акад. пед. образов. - 3-е изд. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
17. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития - СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
19. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 1965.
20. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
21. Зайцева, И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.
22. Зак, А.З. Развитие навыков чтения и сопоставления слов у детей 6-8 лет.- М.: НПО «Перспектива»,1993.
23. Залмаева, Р.Я. Сам себе логопед. – СПб., 1999.
24. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1971.
25. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
26. Каше, Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 1978.
27. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 1995.
28. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФНР). – М., 1998.
29. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. – М., 1998.
30. Кукшина, В.С. Коррекционная педагогика. Издательство: Издательский центр «МарТ». – 2004. – 256 с.
31. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003.- с.17-48.
32. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
33. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
34. Левина, Р.Е. Дефектология. 2003. №3. - С.93.
35. Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 192 с.
36. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.
37. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. – СПб., 2003.
38. Методы обследования речи у детей : Вып. II / Ин-т коррекционной педагогики ; Общ. ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, Сост. Т.П. Бессонова. - М., 1996. - 144 с.
39. Назарова, Н.М. и др. Специальная педагогика. Серия: Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия ИЦ. – 2007. – 352 с.