Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на 10.05.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Задание 5. Никто из детей экспериментальной группы не справился с количественным анализом – 0 баллов. Причина, нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Ошибки детей: «бык», «кит» - 1 звук, 2 звука; «ваза», «луна» - 1 звук, 2 звука; «сумка», «батон» - 2 звука, 3 звука.

Задание 6. Позиционный анализ не доступен дошкольникам данной группы, они не различают понятия «перед» - «после» – 0 баллов.

Графическое представление результатов исследования простых и сложных форм звукового анализа дошкольников с ФФНР до эксперимента представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования простых и сложных форм звукового анализа дошкольников с ФФНР до эксперимента

Исследование звукового синтеза

Задание 1. С составлением слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности самостоятельно, после второго предъявления справилось двое детей. Они не допустили ошибок при синтезе слов из 3-х и 4-х звуков, их результат – 3 балла. Двоим дошкольникам, был доступен только синтез односложных слов. Сложности вызвал синтез слов, состоящих из 4-х и 5-ти звуков, даже после многократного предъявления последовательности звуков логопедом, они не смогли справиться с заданием. Допущенные ошибки: «рука» - «ка»; «лужа» - «жа», [а]; «почта» - «ча», «та»; «книга» - «га», «ига» – 2 балла. Большие трудности испытывали двое испытуемых уже при синтезе слов (дом, сок), результат – 1 балл. К ошибкам детей предыдущей группы добавились: «мак» - «кам», «ак»; «ком» - «ом», «мок»; «рука» - [а]; «почта» - [а]; «книга» - [а]. Не смогли справиться с заданием четыре ребенка – 0 баллов. Средний балл по группе составляет 1,2 балла.

Задание 2. Никто из детей экспериментальной группы не справился с синтезом слов из звуков, данных в нарушенной последовательности – 0 баллов. Чаще всего они придумывали свои слова, количество звуков при этом могло увеличиваться или уменьшаться. Например, вместо слова «дом» - «дмо», «дам»; «сок» - «ко», «ско», «роза» - «ро», [о]; «лапа» - [а], «ла», «пала»; «полка» - «ка», «ока», «обломка»; «кошка» - «шко», «ко».

 

Рис. 2. Средний балл по результатам исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР, проведенным до эксперимента

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что у детей с ФФНР отмечается большое количество ошибок уже при вычленении первого и последнего согласного звука из слов; при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец); при последовательном, количественном и позиционном анализе, а так же при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности. Описанные нарушения указывают на недостаточность фонематического слуха и восприятия, наряду с нарушенным звукопроизношением.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам сделать, сравнительный анализ результатов исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием и у дошкольников с ФФНР, представленный в приложении 3, табл. 3, а так же определить уровень сформированности этих процессов у дошкольников данных групп, рис. 3.

Рис. 3. Сравнительный анализ уровней сформированности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием и дошкольников с ФФНР

Высокий уровень сформированности (I уровень) звукового анализа и синтеза отмечается у четырех дошкольников контрольной группы, их средний балл от 3,8 до 4. Им доступны как простые, так и сложные формы звукового анализа, и фонематический синтез. Для них характерно правильное и четкое выполнение всех заданий предъявленных логопедом.

Средний уровень сформированности (II уровень) звукового анализа и синтеза показали шесть испытуемых контрольной группы, их средний балл от 3,2 до 3,5. У дошкольников звуковой анализ и синтез сформированы, однако встречаются единичные ошибки при: вычленении первого (последнего) согласного звука в слове; определении последовательности, количества звуков в слове, определении места звука в слове по отношению к другим звукам (сложные формы звукового анализа); синтезе слов из 5-ти звуков, данных в ненарушенной последовательности и из 4-5-ти звуков данных в беспорядке.

Низкий уровень сформированности (III уровень) звукового анализа и синтеза отмечается у четырех детей экспериментальной группы, их средний балл от 1,8 до 2,4. Звуковые процессы (анализ и синтез) сформированы недостаточно. Простые формы звукового анализа доступны, сложные формы вызывают большие затруднения. Они испытывают трудности при определении места звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении первого (последнего) согласного звука из слова; при определении последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам. Отмечаются большие трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности.

Очень низкий уровень сформированности (IV уровень) звукового анализа и синтеза показали шесть испытуемых экспериментальной группы, их средний балл от 1,1 до 1,5. Эти процессы у детей не сформированы, им не доступны даже простые формы звукового анализа, которые при нормальном онтогенезе формируются спонтанно - это выделение заданного звука на фоне слова; выделение начального ударного гласного из слова.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней сформированности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием и дошкольников с ФФНР

Группы детей

I уровень (высокий)

II уровень (средний)

III уровень (низкий)

IV уровень (очень низкий)

ФФНР

-

-

4

6

Нормативное речевое развитие

4

6

-

-

 

Проведенное нами исследование состояния звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием позволило нам сформулировать следующие выводы:

- у детей с ФФНР фонематические процессы, а именно звуковой анализ и синтез сформированы гораздо хуже, чем у их ровесников с нормативным речевым развитием;

- большие затруднения у детей экспериментальной группы вызывают сложные формы звукового анализа, а именно вычленение первого (последнего) согласного звука из слова, определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам;

- отмечаются трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности;

- дошкольникам с ФФНР и дошкольникам с нормативным речевым развитием особенно трудно дается вычленение первого согласного звука из слова. Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. Это связано и с отсутствием дифференциации самих понятий раньше – позже, первый – последний;

- основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической логопедической работы с указанным контингентом детей.


Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

 

3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

По данным проведенного исследования у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи высокого и среднего уровня сформированности фонематического анализа и синтеза зарегистрировано не было. Опираясь на полученные экспериментальные данные мы предлагаем после повторения простых форм фонематического анализа, так как они не вызвали у детей затруднений сакцентировать внимание на развитии сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Для достижения положительных результатов в процессе коррекционной работы, мы будем опираться на следующие основные принципы:

Этиологический принцип предполагает выяснение причин речевого нарушения.

Онтогенетический принцип, т.е. учет последовательности формирования фонематических процессов в онтогенезе.

Принцип максимального использования различных анализаторов.

Принцип системности предполагает коррекционное воздействие на все подсистемы языка и речи: фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую.

Принцип поэтапности формирования умственных действий по П.Я. Гальперину: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.

Принцип дифференцированного подхода, т.е. учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, возраста ребенка, психологических особенностей личности, интеллекта, речевого и моторного развития.

Принцип обходного пути, т.е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Принцип учета ведущей деятельности ребенка – игровой.

Помимо основных принципов важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: систематичности и последовательности в подаче речевого материала, доступности, наглядности, активности, индивидуального подхода.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста мы считаем, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

Логопедическую работу следует начинать с формирования простых форм фонематического анализа. Так как в нашем случае обследование дошкольников проходило в ноябре месяце, и с ними уже велась коррекционная работа, по результатам исследования видно, что простые формы звукового анализа у них сформированы. В связи с этим мы еще раз их проработаем, чтобы убедиться, что детям все понятно, и они легко выделяют заданный звук на фоне слова и вычленяют первый ударный гласный из слова.

Примерные упражнения для повторения.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

- Упражнение «Внимательные ушки»

Выделение звука [б]

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

Информация о работе Особенности звукого анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН