Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3
А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [15, с.74]
У детей данной группы так же оказывается не сформированным и фонематический синтез (с шести лет) – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак [24, с. 78].
Фонематический синтез - процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Таким образом, изучив теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с ФФН, можно сделать вывод о том, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в анализе звукослогового состава слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком, и т.д. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В дошкольном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии [7, с. 16-27].
Недостатки произношения и различения звуков - фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие, обусловливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у детей дошкольного возраста. В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.
Цель исследования: выявление состояния звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в сравнении с состоянием звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с нормативным речевым развитием.
Для достижения указанной цели в исследовании детей, с диагнозом ФФНР, были поставлены следующие задачи:
1. Разработка адекватной методики констатирующего эксперимента.
2. Проведение опытно-экспериментальной работы.
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ д/с №82 «Подсолнушек» (комбинированного вида) города Набережные Челны. Было обследовано 20 детей: 10 дошкольников подготовительной группы с диагнозом ФФНР (экспериментальная группа) и 10 дошкольников подготовительной группы с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Средний возраст воспитанников на начало исследования - 5 лет 3 мес.
Дети экспериментальной группы характеризуются следующими особенностями:
- внимание у них неустойчиво, нестабильно, также - слабо сформировано произвольное внимание, т.е. детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти у детей экспериментальной группы сужен по сравнению с нормой, им необходимо больше времени и повторов для запоминания заданного материала;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети экспериментальной группы затрудняются в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна, поэтому они характеризуются замедленным восприятием учебного материала и заданий.
Так же детей экспериментальной группы характеризует:
- нестабильность поведения, с частой сменой настроения;
- быстрая утомляемость, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- затрудняемость в запоминании инструкций педагога, особенно - двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- так же проявляются особенности дисциплинарного характера.
2 группа (контрольная) состояла из 5 мальчиков и 5 девочек шестилетнего возраста с нормальным речевым развитием. Все дети были общительны, легко вступали в контакт. Охотно и спокойно выполняли инструкции логопеда и отвечали на вопросы.
Для решения основных задач исследования был проведен констатирующий эксперимент.
Методика исследования адаптирована на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой [33, 13, 63].
Методика исследования включает следующие разделы:
Раздел I. Исследование состояния звукового анализа.
А) Исследование простых форм звукового анализа.
Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
В) Исследование сложных форм звукового анализа.
Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.
Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
Задание № 3. Определение места звука в слове.
а) начало
б) конец
в) начало, середина, конец
Задание №4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
Задание №5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
Задание №6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ [63, с. 48].
Раздел II. Исследование звукового синтеза
Задание №1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Задание №2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Представим подробнее содержание методики исследования.
Раздел I. Исследование состояния звукового анализа.
А) Исследование простых форм звукового анализа.
Задание №1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
Материалом исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным» [65, c. 79].
Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
Материалом исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).
В) Исследование сложных форм звукового анализа [64, c. 15].
Задание №1. Вычленение первого согласного звука из слов.
Материалом исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.
Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
Материалом исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д. [66, c. 93]
Задание №3. Определение места звука в слове.
а) начало
Материалом исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.
б) конец [67, c. 58]
Материалом исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.
в) начало, середина, конец [70, c. 78]
- определение места ударной гласной в словах
Материалом исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы, зубы и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.
- определение места согласного звука в слове
Материалом исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох и вопросы.
Процедура и инструкция.
Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.
Критерий оценки результатов исследования:
При обработке результатов исследования использовалась четырехбальная шкала.
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
3 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
2 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.
1 балл – ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять [71, c. 88].
Задание №4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
Материалом исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д. [70, c. 45]
Критерий оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определена последовательность звуков в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков.
2 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но допускает ошибки в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Задание №5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
Материалом исследования служили слова: бык, кит, ваза, луна, сумка, батон и вопросы.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.
Критерии оценки результатов исследования:
4 балла – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено количество звуков в слове.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, в словах из 5-ти звуков допускает ошибки.
2 балла – испытуемый самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков, требуется помощь со стороны экспериментатора.
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать количество звуков в словах, состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Задание № 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.
Материалом исследования служили слова: сом, дым, стол, мост, спина, бочка и вопросы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и дает испытуемому следующую инструкцию: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».