Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;
3. Экспериментально выявить уровни сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе
1.2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи
1.3. Нарушение звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.2. Содержание методики исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР
2.3. Результаты исследования звукового анализа и синтеза у дошкольников с нормативным речевым развитием
Глава 3. Формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.2.Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Приложение 3
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.
Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».
- Упражнение «Подними сигнал».
Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши.
Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.
Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».
- Игра «Чудо-дерево».
Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- Игра «Лото».
Логопед раздает детям цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и дает задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
- Игра «Помоги Незнайке».
На наборном полотне перед детьми изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина,, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ш]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.
Работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков [м, н, х, в] и др.
Прежде всего, логопед уточняет артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание детей на звучание, характерное для данного звука. После чего логопед предлагает определить наличие или отсутствие звука в ряду звуков, слогах, словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Детям предлагаются слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
2. Вычленение первого ударного гласного из слова.
1. Логопед просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга.
2. Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.
3. Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
4. Детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]).
5. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый. (Апельсин)
Ударные гласные узнаются детьми гораздо легче, чем безударные. Они легче выделяют их из начала слова, чем из его конца или из середины
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у), болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звук внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше – позже, первый – последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребенок определяет, что например, в сочетании «иу» первый звук [и] (губы сначала растягиваются), а последний звук [у] (губы вытягиваются в трубочку).
Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.
После повторения простых форм фонематического анализа и убедившись, что дети усвоили данный материал, переходим к работе над сложными формами звукового анализа и синтеза. По результатам исследования можно видеть, что эти процессы у детей экспериментальной группы не сформированы.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
На протяжении всей работы идет формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
1. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков [у, а, и], которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.
Детям предлагаются следующие задания:
- Анализ звукового ряда из двух гласных.
Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»
ау уа аи иа
иу уи ао оа
- Анализ звукового ряда из трех гласных:
ауу уау
аау ууа
ауа уаа
а) назови первый звук
б) назови последний звук
в) сосчитай
- Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай».
У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Логопед произносит слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают.
2. Определение конечного согласного в слове.
Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах.
Примерные задания:
- Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак
а) выделение первого гласного
б) выделение последнего согласного
в) полный анализ слога
- Синтез обратного слога (договаривание).
а + п (т) → ап (т) у + т (п) → ут (п) и + п (т) → ип (т)
- Игра «Живые звуки».
Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияние гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.
Далее предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ок – сок, ук – сук, ак – мак, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.
- Упражнение «Послушай и назови».
Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.
- Игра «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове
- Игра «Рыболовы».
Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове.
- Отгадать загадку, назвать последний звук в отгадке:
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кот)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)
- Упражнение «Подумай, не торопись».
Логопед предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.
3. Вычленение первого согласного из слова.
Вычленение первого согласного звука из слова детям гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо [ш] называет «ша», а первым звуком в слове муха называет слог «му». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов.
- Звуковой анализ прямых слогов: ма, ми, му.
а) выделение первого согласного
б) выделение последнего гласного
в) полный анализ слога
- Синтез прямого слога (договаривание).
м + а (о) → ма (о) к + у(а) → ку (а) с + о (ы) → со (ы)
- Упражнение «Слушай и складывай» и игра «Живые звуки» проводятся по аналогии (см. пункт 1 и 2), только на материале прямых слогов.
- Упражнение «Послушай и назови», игры «Чудесный мешочек» и «Рыболовы» проводятся по аналогии (см. пункт 1, 2), только определяется первый звук в слове.
- Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
- Игра «Лото».
Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.
- Игра «Четвертый лишний».
Из четырех слов, четко произнесенных логопедом ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.
ком – том – ком – ком
мак – мак – рак – мак
винт – винт – бинт – винт
дудка – будка – будка – будка
бочка – бочка – бочка – почка
- Игра «Цепочка».
Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.
В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
- Определить местоположение звука в слове.
Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [с], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.
- Игра «Утенок гуляет».
Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива