Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52

Файлы: 1 файл

kursovaya_proverennaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Цель классного руководителя

 

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

    • формирование и развитие коллектива класса;
    • организация системной работы с обучающимися в классе;
    • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
    • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
    • защита прав и интересов обучающихся;
    • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
    • формирование здорового образа жизни;
    • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
    • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.[16]

 

1.3.Функции воспитательной работы классного руководителя

 

Классный руководитель выполняет  несколько функций:

- аналитико-прогнастическую;

- организационно-координирующую;

- коммуникативную;

- контрольную.

Аналитико-прогнастическая функция  включает в себя:

- изучение и  анализ индивидуальных особенностей  учащихся с помощью психолога  (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

- изучение и анализ коллектива  учащихся в его развитии. Основой  для этого служит беседа руководителей  классов звена с учителями  начальной школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

- анализ и оценка семейного  воспитания учащихся; такие данные  есть у психолога, социального  педагога. Если семья «неблагополучная»,  то сведения о ней есть и  у администрации школы;

- анализ уровня воспитанности  коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.[1]

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

Организационно-координирующая функция  предполагает:

- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- проведение консультаций, бесед  с родителями обучающихся;

- организацию внеурочной деятельности  детей (проведение различных мероприятий);

- работу с учителями данного  класса, психологом, социальным педагогом,  руководителями кружков, спортивных  секций;

- организацию в классе образовательного  процесса, оптимального для развития  положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организацию воспитательной работы  с обучающимися через проведение  «малых педсоветов», педагогических  консилиумов, тематических и других  мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной  деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуально-педагогическую работу  с каждым учащимся и коллективом  в целом с учетом данных  психолога, социального работника  и личных наблюдений;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативная функция заключается:

- в формировании позитивных  взаимоотношений между детьми, в  управлении взаимоотношениями в  классе;

- в формировании оптимальных  отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

- в обучении школьников установлению  положительных взаимоотношений  с людьми;

- в содействии общему благоприятному  психологическому климату в коллективе  класса;

- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольные функции предполагают:

- контроль за успеваемостью  и посещаемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью  учебных занятий обучающимися.[17]

Педагогические задачи классного руководителя

Одной из важнейших задач классного  руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог  гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

 

1.4. Организация воспитательной работы в классе (необходимо ориентировать на начальные классы)

 

Воспитательная работа – это  часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.[2]

Когда мы говорим о воздействии  педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.[6]

Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:

- изучение индивидуальных особенностей  его развития, его окружения, его  интересов;

- программирование воспитательных  воздействий;

- реализация комплекса методов  и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности воспитательных  воздействий.

Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива

- формирование благоприятной эмоциональной  атмосферы;

- включение учащихся в разнообразные  виды социальной деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:

- соц. помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим  коллективом;

- коррекция воздействия средств  массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий  социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все  педагогические цели можно условно  разделить на 2-е взаимообусловленные  группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на результат воспитания ребёнка.[12]

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. его готовности к участию  в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Основная задача педагога – помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие  на них оказываю методы воспитания.

В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

Убеждению соответствует самоубеждение  – метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.

Методы воздействия на мотивационную  сферу включают стимулирование, в основе которого – формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.

Методы стимулирования помогают формировать  умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную  сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать на чувства, а через них – на ум и волю человека ». Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

Методы воздействия на волевую  сферу предполагают: развитие у детей  инициативы, уверенности в своих  силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д.  Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Методы воздействия на  сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей  качеств, помогающих человеку реализовать  себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.     

Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе