Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
1 История возникновения классного руководителя……………………………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя………………………………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...……….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя………………………………………………………..8
3.2 Функции классного руководителя…………………………………………………………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13-16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17-21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………………….…22-23
Вывод……………………………………………………………………………………….…..24-25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 137.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ  ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ работа

 

на тему:«Особенности работы классного руководителя в начальной школе »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Руководитель:

студентка группы Уз-15

Евсюнина Я.А.

______ “__” ______ 2012 г

 

преподаватель

Филимонова Е.л.

______ “__” ______ 2012 г


 

Результаты  защиты:

Председатель  комиссии:

______________________

__________/ __________/

______ “__” ______ 2012 г


 

 

 

 

 

Севастополь, 2012 

Содержание


Введение……………………………………………………………………………………………3

1 История возникновения  классного руководителя……………………………………………..4

2 Сущность деятельности  классного руководителя………………………………………...….5-7

3 Цели, задачи, функции классного  руководителя……………………………………...……….8

3.1 Цели, задачи классного  руководителя………………………………………………………..8

3.2 Функции классного  руководителя…………………………………………………………8-12

4 Организация воспитательной работы  в классе……………………………………..………13-16

5 Взаимодействие классного руководителя  с учениками……………………………..…….17-21

6 Формы взаимодействия классного  руководителя с родителями……………………….…22-23

Вывод……………………………………………………………………………………….…..24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.

В работе почти каждого учителя  есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской  деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и  с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Объектом данной курсовой работы будет  являться процесс деятельности классного  руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения  основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновение классного  руководства.

Институт классного руководства  сложился очень давно, практически  вместе с возникновением учебных  заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности  определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались  очень тщательно. Наиболее высокие  требования предъявлялись тем, кто  выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы  классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась  особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был  один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность деятельности классного  руководителя.

Классный руководитель- педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Основное назначение классного  руководителя – в рамках общей  цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса.  По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует  эти задачи в своём учебном  заведении:

1) осуществляет непосредственное  наблюдение за индивидуальным  развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных  условий для формирования каждой  личности;

3) организует взаимодействие и  сотрудничество всех воспитательных  сил;

4) вносит необходимые коррективы  в этот процесс, способствуя  свободному и полному проявлению  и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех  видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного  коллектива как воспитательной  подсистемы, среды, социума, обеспечивающего  социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое  использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший  результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое  использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.

Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с  изучения класса и отдельно каждого  ученика. В результате создаются  необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.

Организация и воспитание классного  ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя  учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного  руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий  уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы–  ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются  разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Следующий раздел деятельности классного  руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более  тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей  совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению  с другими учителями выполняет  дополнительно очень важные функции  по воспитанию учащихся.  Поэтому  к нему предъявляются высокие  педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Цель, задачи, функции классного  руководителя.

3.1.Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

    • формирование и развитие коллектива класса;
    • организация системной работы с обучающимися в классе;
    • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
    • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
    • защита прав и интересов обучающихся;
    • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
    • формирование здорового образа жизни;
    • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
    • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

3.2.Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет  несколько функций:

- аналитико-прогнастическую;

- организационно-координирующую;

- коммуникативную;

- контрольную.

Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе