Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52

Файлы: 1 файл

kursovaya_proverennaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

какие слова помогают людям  общаться 

какие полезные привычки украшают человека  

 что необходимо делать, чтобы  тебя понимали сверстники и  взрослые

 Определение слова «вежливость»

- Как вы понимаете слово «вежливость»?

- Составьте определение слова  ВЕЖЛИВОСТЬ (в парах)

- В словаре этики (показ) даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к  людям стало обычной нормой поведения  и привычным способом общения  с окружающими.

- А можно ли научиться быть  вежливым?

 Анализ ситуации «Двое прохожих»

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.

- У вас упала книга!  — закричал мальчик, догоняя  прохожего.

- Разве? — удивился  тот.

- Конечно, объяснил  мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет — всего 5 вещей, а теперь осталось 4.

- Как, по-вашему, что ответил  прохожий мальчику?

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правило, которого ты еще не усвоил.

- Что это за правило? Для  чего нужны эти правила?

Правила вежливых людей.

- У каждой группы будет своя  ситуация, которую нужно обсудить  и ответить на вопросы:

1. Чьё поведение вызвало  у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого  человека представите?

- Правила, которые можно применить  в нашем классе.

(вопросы и ситуации для каждой  группы отдельно)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила  ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно  думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

-        Привет, Серый!

-       Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его  оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в  театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к  людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много  друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с  друзьями, работает и играет дружно.

- Какие ещё правила вежливых  людей можете назвать?

Анализ анкеты детей класса.

- Однажды учёные и врачи попытались  ответить на вопрос: влияют ли  грубость, насмешки оскорбления  на здоровье людей?

Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые  серьёзные последствия.

Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. 

Мы провели в классе анкету «Как относятся к тебе твои одноклассники?». Вот, что написали дети (зачитать несколько высказываний детей).

- Что чувствуют дети, написавшие  такие строчки?

- Нам всем не хватает добрых  вежливых слов в общении. Как  здорово услышать: «Я рад тебя  видеть!», «Я готов тебе помочь!»,  «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь. 

Итог классного часа.

- Подходит к концу наш классный  час. Ответьте на вопрос: «Что  значит «Быть вежливым человеком?»

Рефлексия.    

Закончите предложение.

•        Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

•        Нам был нужен этот классный час …

•        Я хочу себя похвалить …

•        Я хочу похвалить одноклассников …

•        Я хочу похвалить учителя …

•        Я думаю, что я вежлив, потому что …

•        Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …   

Чтение стихотворения  хором:

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - сты

 

Заключение

И так, мы проследили особенности  работы классного руководителя в начальных классах не акцентирована необходимо раскрыть диагностику, адаптацию, формирования коллектива, работу с родителями (кое-что у тебя уже есть) и доказали как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем.

В отличие от школы 70–80-х  гг., когда воспитание главным образом  связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция  классных руководителей меняется. Большинство из них понимают, воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая  основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

Многие классные руководители говорят о расширении диапазона  своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.

Несмотря на это хорошим  классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Заключение не соответствует  цели и задачам, необходимо более  конкретно!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Аксенова, Е.Г. Деятельность учителя по выполнению функций классного руководителя / Е.Г. Аксенова // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 9. – С. 93–95.
  2. Александрова А.В. Анализ воспитательной работы.//Завуч начальной школы.- 2008. - №1-С. 33-48
  3. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе.//Классный руководитель. – 1997. - № 2. – С. 12-15.
  4. Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 47-52.
  5. Байкова Л.А. Система деятельности педагога-воспитателя//Классный руководитель.- 1998.- №4. – С. 12-14.
  6. Барышников Е.Н. О воспитании и воспитательных системах. – СПб, 1996.
  7. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя.-М.: Просвещение, 2001г.
  8. Губайдуллин, И. Организация работы классного руководителя / И. Губайдуллин // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 4. – С. 40–47.
  9. Джунгурова, Т.Н. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями [Текст] / Т.Н. Джунгурова // Классный руководитель. – 2006. – № 7. – С. 13–15.
  10. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.
  11. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.
  12. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
  13. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
  14. Саляхова Л.И.Настольная книга классного руководителя – М. 2007.-22 с.
  15. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-2.
  16. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
  17. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – №7.
  18. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.
  19. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002
  20. Шустова, И.Ю.; Петренко, Е.Л. Классный руководитель, каков он. // Классный руководитель, №7, 2002. С. 5-23.

 

 

 


Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе