Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………………..…3
1. Классный руководитель в начальной школе……………………………………………….
1.1 История возникновения классного руководства…………….…………………....5
1.1 Сущность деятельности классного руководителя……………………………....5
1.2 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………......8
1.3 Функции классного руководителя…………………………………………….....8
1.4 Организация воспитательной работы в классе……............................................11
1.5 Взаимодействие классного руководителя с учениками…………………….....15
1.6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями……………...18
2.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………………...…..50
Список использованных источников…………...………………………………………...….52

Файлы: 1 файл

kursovaya_proverennaya.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

- Ребята, у каждого из вас  есть родные-тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.

Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом. В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы.

-А какие  виды транспорта  есть в нашем городе?

-Ответы детей (автобус, троллейбус, маршрутное такси, катер).

I.Основная чась занятия.

1.Беседа по картине «Городской (маршрутный) транспорт».

 (На картине изображены: трамвай, троллейбус, автобус; остановка автобуса;)

-На этой картине изображены  разные виды транспорта - трамвай,  троллейбус, автобус. Расскажите, как  выглядит троллейбус, как можно  отличить его от других автомобилей?

-Ответы детей - Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.

-Правильно. Покажите, где на  картине трамвай. У него тоже  на крыше есть штанга, она соединяется с электрическими проводами, почему же мы называем его иначе?

-Ответы детей - Трамвай движется  от электричества, но ходит  по стальным рельсам, а троллейбус  идет по асфальту, у него резиновые  колеса.

-Ребята, а вы знаете, что до войны и в нашем городе были трамваи, они ходили до Балаклавы. Но после войны трамвайные линии были разрушены и их решили не восстанавливать.

-Транспорт, который работает  от электричества, является самым  экологически чистым.

-Ребята, вы все ездите на общественном транспорте, а вы знаете, как в нем следует себя вести? Какие правила поведения вы знаете?

-Ответы детей.

Правила поведения в общественном транспорте

1.Нельзя приближаться к транспортному   средству, пока оно не остановилось;

2.Нельзя стоять сильно близко к краю тротуара;

3. Входить нужно спокойно, не  толкаясь;

4. Необходимо уступать место  пожилым людям, инвалидам и  пассажирам с детьми;

5.Не отвлекать водителя;

6.Не высовываться из окна;

7.Держаться за поручень, заранее  готовиться к выходу;

8. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в переходе;

9.Если в салон вошел пассажир, ведущий себя развязно, отвернитесь  от него, не встречайтесь с    ним глазами;

10. Не входи в транспорт и  не выходи из него, когда двери  уже закрываются;

11.Без родителей маленьким детям  нельзя ездить в транспорте;

12.В троллейбусе необходимо входить  в средние и задние двери,  а выходить в передние;

13.Обходить автобус и троллейбус  надо сзади, а трамвай спереди.

Анализ ситуации детьми

-А сейчас, ребята, я буду читать вам ситуацию, а вы мне отвечать, как вы поступите. А некоторые ситуации мы попробуем проинсценировать.

-(В виде игры происходит закрепление  правил поведения в транспорте).

  1. «Что ты скажешь или как поступишь, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?»,
  2. «Ты сидишь в трамвае. На остановке вошел пожилой человек. Как ты поступишь?»,
  3. «Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно. Твои действия?»,
  4. «Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров  сделал вам замечание. Как ты поступишь?»
  1. Итог занятия.
  • Молодцы, вы все правильно ответили.

  Что нового вы сегодня узнали? О каких правилах вы сегодня сможете рассказать родителям?

Правила поведения в общественном транспорте

1. Нельзя приближаться к транспортному  средству, пока оно не остановилось.

2. Входить нужно спокойно, не  толкаясь.

3. Необходимо уступать место  пожилым людям, инвалидам и  пассажирам с детьми.

4. Не отвлекать водителя.

5. Не высовываться из окна.

6. Держаться за поручень, заранее  готовиться к выходу.

7. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды  на ступенях и в проходе. 

8. Если в салон вошел пассажир, ведущий себя развязно, отвернитесь  от него, не встречайтесь с    ним глазами. 

9. Не входи в транспорт и  не выходи из него, когда двери уже закрываются;

10. Разговаривай тихо;

11. Без родителей маленьким детям  нельзя ездить в транспорте.

В общественном транспорте запрещается!

  • Ходить без необходимости в автобусах, троллейбусах и т. д.;
  • Открывать двери с обеих сторон (допускается только справа по движению);
  • Выглядывать из окон и высовывать руки;
  • Отвлекать водителя;
  • Включать или выключать какие-либо приборы (дергать стоп-кран);
  • Нажимать без надобности на аварийную кнопку.
  • Громко разговаривать.

 

«В дружбе – сила»

Классный час в 3 классе.

Цель урока (классного часа):

  1. раскрытие значения понятий «друг», «приятель», «товарищ»;
  2. развитие умений учащихся вести рассуждения;
  3. формирование умений аргументировать свою точку зрения;
  4. формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Ход урока

1. Организационная часть.

-Ребята, у нас сегодня гости.  Улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  с ними.

А сейчас споем песню «Улыбка». 
Звучит песня в исполнении учеников.

Дружба начинается с улыбки.

От улыбки хмурый день светлей, 
От улыбки в небе радуга проснется. 
Поделись улыбкою своей 
И она к тебе не раз еще вернется. 
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака, 
И кузнечик запиликает на скрипке. 
С голубого ручейка начинается река, 
Ну, а дружба начинается с улыбки.

Слово учителя.

Ребята, посмотрите друг другу в  глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю  тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.) Садитесь.

2. Вступительная часть.

-Прочитайте записи на доске  и назовите тему нашего классного  часа.

 

На доске висит плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг – это тот, кто…»

Правильно, тема классного часа: «Дружба». А сейчас я предлагаю вам поработать в группах (3 группы по 4 человека). Не забывайте о правилах работы в  группах: прислушивайтесь к мнению товарищей.

3. Основная часть. 
Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах).

Составление пословиц о дружбе.

Учащиеся трех групп получают конверт  с пословицами о дружбе. Надо собрать  пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.

1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой.»

2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

3-я группа. «Без друга на душе вьюга».

Обсуждение понятия «дружба».

Молодцы, пословицы у вас получились. 
- Какова общая тема пословиц? 
- Как вы понимаете слово «дружба»? 
- Кто такой друг? 
- Что значит «дружить»? 
- Есть ли определенные правила дружбы? 
- « Друг», « приятель», « товарищ» - одно ли значение у этих слов?

Обобщение.

Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не сможет.

(Каждой группе выдается по три лепестка. Ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.)

Посмотрим, какими же качествами должен обладать настоящий друг?

Физкультминутка «Мы с тобой друзья»

Я – дрозд, (показывает на себя) 
ты – дрозд,(показывает на товарища) 
У меня нос, у тебя нос, 
У меня щечки мягенькие, 
У тебя щечки мягенькие, 
У меня губки аленькие, 
У тебя губки аленькие, 
Я твой друг и ты мой друг, 
Мы с тобой - друзья! (рукопожатия)

Комментирование ситуаций.

А теперь я предлагаю поработать вам консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.

1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

Формулирование правил, законов дружбы.

Вы замечательно справились с работой  консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса

Учащиеся работают в группах, в  итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде. 
2. Умей с другом разделить радость. 
3. Не смейся над недостатками друга. 
4. Останови друга, если он делает что-то плохое. 
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику. 
6. Не обманывай друга. 
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом. 
8. Не предавай своего друга. 
9. Относись к своему другу так, как хотелось бы , чтобы относились к тебе.

Ребята, как вы думаете, почему с  маленьких лет мы должны учиться  дружить?  
Указом Президента Башкортостана Рустэма Хамитова, 2011 год объявлен в Республике Годом укрепления межнационального соглашения.  
- А почему возникла такая необходимость? Какие события подтолкнули к этому? (Терроры, гражданские войны, возникающие то там, то здесь.)  
- К каким последствиям приводят террористические акты? Почему они возникают? (Гибнут невинные мирные граждане. Люди озлоблены, ищут причину в людях другой национальности.)  
- Что мы можем сделать, чтобы не возникало чувство неприязни к людям другой веры, другой национальности? (Ответы детей.)

4. Заключительная часть

Нам с вами нужно быть терпимыми  к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого  человека. Этому надо учиться с  маленьких лет, и тогда на нашей  планете люди будут жить мирно, потому что в дружбе – сила.

Классный час заканчивается  песней «Дружат дети всей Земли.»

Припев: 
Шире круг, шире круг 
Музыка зовет, 
Всех друзей, всех подруг 
В шумный хоровод. 
 
1. Дружат пчелка и цветок, 
Дружат лист и мотылек, 
Дружат реки и леса, 
Дружат в хоре голоса. 
 
2. Дружат птицы в вышине, 
Дружат рыбы в глубине, 
Дружит с небом океан, 
Дружат люди разных стран. 
 
3. Дружат солнце и луна, 
Дружат звезды и луна, 
Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли!

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Быть вежливым. Что это значит?»

Цель:

    • обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,
    • формировать у детей умение сотрудничать,
    • обучать умению слушать, мирно решать спорные   вопросы и приходить к единому мнению в команде,
    • воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть. 

Ход классного часа

Настрой на работу

Дыхательная гимнастика для успокоения  

Спокойное дыхание с закрытыми глазами

Приветствие детей и гостей

(Дети стоя поворачиваются к гостям.)

- Мы все вместе говорим Вам  «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Выход на тему классного часа

- О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав  стихотворение «Здравствуйте!»

— Здравствуйте! -   
Поклонившись, мы друг другу сказали,   
Хоть были совсем незнакомы.   
— Здравствуйте! -  
Что особого тем мы друг другу сказали?    
Просто «здравствуйте»,   
больше ведь мы ничего не сказали.   
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?   
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?   
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

- Что вы можете ответить на  эти вопросы?

Тема и задачи классного часа

- Чему посвящён наш классный  час? Почему я назвала это  проблемой? В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль, но в нашем классе тоже встречаются такие люди.

- Давайте, попробуем открыть  секреты вежливости и определить:  

Информация о работе Особенности работы классного руководителя в начальной школе