Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется большим значением внеклассной работы в развитии языкового образования учащихся, в связи с новыми завышенными требованиями общеобразовательных программ при низком уровне языковых знаний.
Для начальной школы разработаны новые программы, планы, в которых усиленное внимание уделяется нравственному воспитанию, приобщению к культурным ценностям. Требования программы обучения необходимо выполнять в связи с большими запросами социального общества.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
Внеклассная работа в образовательном процессе
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Содержание внеклассной работы по русскому языку

Глава 2 Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах
2.1 Формы внеклассной работы по русскому языку
2.2 Дидактические материалы для проведения внеклассной работы
2.2.1 Тематика кружковой работы
2.2.2 Викторина
2.2.3 Олимпиада
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внеклассная работа по русскому языку.docx

— 96.54 Кб (Скачать)

Приложение 4 содержит примерные задания для первого тура олимпиады по русскому языку, проводимая в 1-ом классе.

 

Заключение

Современная система обучения языку предполагает непременный выход всех учащихся в самостоятельную деятельность с овладением речи; кроме того язык призван обеспечить личностное развитие ученика, дать ему возможность с помощью языка выразить себя как личность, то есть проявить творческие способности, свою индивидуальность.

Все эти качества языковой личности формируются в условиях дополнительных занятий, включающих работу и дома. Нельзя довольствоваться только уроками, необходимо постоянно работать по овладению коммуникативных способностей и формированию общего речевого развития. Здесь на помощь приходят внеклассные занятия.

Конечно же, дополнительные занятия создают эмоционально-творческую атмосферу общения, ориентацию на личностное развитие. Это приводит к формированию языковой личности.

Выходя за рамки классно-урочной системы, то есть в условиях дополнительных занятий ребенок приобретает не только полные и необходимые знания, но и приобретает такие личностные качества, как самостоятельность (при нахождении новых знаний, сведений), активность, целеустремленность и, конечно же, общительность, которые сказываются на успешном осуществлении разных видов учебной деятельности. На внеклассных занятиях созданы все условия для развития вышеперечисленных качеств.

Дополнительная работа необходима для развития языкового образования младших школьников.

Поэтому можно сделать вывод о том, что внеклассная работа по русскому языку имеет огромное значение для развития речи учащихся, ею нельзя пренебрегать для достижения развития языковой личности.

Работа по развитию речи не должна ограничиваться рамками урока. К важному условию, стимулирующему развитие творческого начала в ребенке относится постоянная, систематическая работа на дополнительных занятиях.

 

Список использованной литературы

Приложения

 

Приложение 1          Тематическое планирование кружковых занятий

Темы занятий.

1. «Ученье свет, а неученье-тьма.» (Заглавная буква.)

2.Переправа. (Перенос слов.)

3.Их мы слышим, Их мы видим. (Звуки и буквы.)

4.Поющие и непоющие. (Гласные и согласные.)

5.В слоге жи и в  слоге ши, Только букву и пиши! (Сочетания жи,ши.)

6.Чудовище чавкало, щурясь и угощаясь. (Сочетание ча,ща,чу,щу.)

7.Не пишите мягкий знак, Где чн и где чк. (Сочетания чн,чк.)

8.Азбучные истины.(Обозначение  мягкости согласных гласными  буквами и, е,ё,я)

9.В королевстве мягкого  знака. (Мягкий знак-показатель мягкости.)

10 В гостях у шипящих. (Мягкий знак в конце слов  после шипящих.)

11.Воробьи, соловьи-певуньи. (Разделительный мягкий знак.)

12. «Вместе весело шагать. «(Парные звонкие и глухие согласные.)

13.Звон колоколов. (Непарные  звонкие.)

14.В лесной глуши. (Непарные глухие.)

15.Неслышинки. (Непроизносимые  согласные в корне.)

16.Близняшки. (Двойные согласные.)

17.Близняшки на переправе. (Перенос слов с двойными согласными.)

18.Существительные в ряд! Мама, школа и отряд. (Имя существительное.)

19.«Большая буква - совсем не пустяк. В букве большой уважения знак». (Заглавные буквы в именах существительных.)

20.В стране Глаголие! (Глагол)

21.Всё обдумай, Не спеши! Не с глаголом, Не пиши! (Не с глаголами.)

22.Прилагательные в бой, Смелый, честный, рулевой. (Имя прилагательное.)

23.Ваше величество-Предлог! (Написание предлогов со словами.)

24.Ты приставку представляй, Как писать не забывай! (Приставка.)

25.Приставку слитно ты  пиши,предлог — отдельно напиши! (Правописание приставок и предлогов)

26.Родственники. (Однокоренные слова.)

27. «Всё мы делим пополам!» (Разделительный твёрдый знак.)

28.Шорох, шов и капюшон. (Правописание о-ё после шипящих и ц.)

29.Цыплёнок «Цып». (Правописание ы-и после ц)

30.Мы друг друга заменяем! (Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.)

31.Вместе весело шагать,В  серединке, в серединке! (Правописание звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными.)

32.Сомневай-ка! Проверяй-ка!Ударяй-ка! (Правописание проверяемых безударных гласных в корне.)

33.Словарик. (Непроверяемые безударные гласные в корне.)

34.Великий и могучий! (Итоговое занятие.)

 

Приложение 2  Сценарий викторины «Угадай-ка!», 4 класс

Оборудование: картинки, ребусы, кубик, карточки с заданиями разных цветов: желтого - по русскому языку, красного - по математике, зеленого - по литературе, синего - по естествознанию, оранжевого - из области искусства.

Особенности проведения игры: деление на команды, выбор капитанов и названий команд. Капитаны команд по очереди бросают кубик, грани которого окрашены в цвета, взятые для изготовления карточек. Так как граней у кубика 6, а цветов карточек 5, одна грань белая.

Ход мероприятия

(Капитан первой команды выходит  к столу ведущего. На столе  разложены карточки с заданиями  цветной стороной вверх. Игрок  бросает кубик, после чего выбирает  одну из карточек того же  цвета, что и выпавшая грань  кубика. Карточку, не переворачивая, передает ведущему, который читает  задание и сообщает его оценку  в баллах. Члены команды размышляют  и дают ответ. Если ответ верный  и полный, ведущий оценивает его  и записывает результат. Если  ответ неверный или неполный, то право ответа предоставляется  членам других команд.

1. В Москве живут москвичи, во  Владимире - владимирцы. А как зовут  себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы) (12 баллов)

2. Даны слова, в каждом из которых  спряталось еще одно слово. Найдите  эти слова. (10 баллов)

Хлев (лев).

Укол (кол).

Столб (стол).

Коса (оса).

Щель (ель).

Мрак (рак).

Зубр (зуб).

Удочка (дочка).

Полк (пол).

3. Составьте слова и впишите  их в клетки. (Например: мир, мак, мел, миг, мед) (9 баллов)

4. Сочините стихотворение, используя  рифмы «солнце - оконце», «привет - кабинет». (18 баллов)

5. Слова «пятачок», «ножка», «шишка», «горлышко» имеют несколько значений. Назовите их. (12 баллов)

6. Назовите как можно больше  вежливых слов. (1 слово - 2 балла)

7. Составьте рассказ со словами  «два товарища», «роща», «чаща», «ужи», «закричали». (16 баллов)

8. Что может убежать? (Молоко, время, зерно на элеваторе) (10 баллов)

 

 

 

 

 

 

Приложение 3            Викторина "Занимательная грамматика"

Цели:

-воспитывать интерес к изучаемому  предмету;

-формировать творческие способности  – смекалку, сообразительность, нестандартное  мышление;

-обогащать словарный запас учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель. Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы с вами сегодня  убедимся.

Сейчас состоится викторина по русскому языку для учащихся 3-х классов. У нас 3 команды: 3А, 3Б, 3В. (Сидят за тремя столами.) Нам предстоит выяснить, учащиеся какого класса лучше  знают русский язык. Желаю удачи!

Конкурс 1.  Придумай слово.

Добавьте 1 букву справа, чтобы получилось слово.

ба                                   ла                                    ко

ко                                    со                                    ри

со                                    ба                                   ла

ри                                   ко                                    со

ла                                    ри                                   ба

За каждое правильно придуманное слово команда получает 1 очко.

Конкурс 2. Алфавит.

Если знаете алфавит, угадаете слово.

Каждому члену команды нужно записать слово на листочке.

1-я буква в слове – последняя  буква в алфавите. (я)

2-я буква – 9 в алфавите. (з)

3-я буква -  после буквы ъ. (ы)

4-я буква – перед буквой  л. (к)

Какое слово получилось? Покажите свои листочки.

Сколько участников команды написали слово правильно, столько баллов получает команда.

Конкурс 3.  Назовите одним словом.

Каждой команде предлагается задание. За правильный ответ – 1 балл.

Сильный человек (силач).

Храбрый человек (храбрец).

Болтливый человек (болтун).

Ленивый человек (лентяй).

Богатый человек (богач).

Весёлый человек (весельчак).

Конкурс 4. Словарный.

Вставить пропущенную букву в слова.

к…рандаш                                    л…сица                                к…пуста

т…традь                                       за…ц                                  б…рёза

р…бота                                         к…рова                              …гурец

уч…ник                                        с…бака                                 п…мидор

д…журный                                   м…дведь                                       яг…да

За правильный ответ – 1 балл.

Конкурс 5.  Загадкино.

На доске записаны слова:

Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

Найдите слова, которые спрятались в словах, записанных на доске. Запишите их на листочках.

За каждое слово – 1 балл.

Конкурс 6. Где слова родные, однокоренные?

Найдите однокоренные слова, выделите корень. Лишнее слово  зачеркните.  (Слова записаны на доске.)

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Горный, горка, городок.

Семя, семечко, семья.

Пёс, песочный, песок.

За правильный ответ – 1 балл.

Конкурс 7. Составь слово.

Переставьте буквы местами, чтобы получились слова.  (на карточках)

ланпе     (пенал)

тарпа      (парта)

ганик      (книга)

чкару      (ручка)

ватра       (трава)

елонь      (олень)

За каждое слово – 1 балл.

Конкурс 8.  "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

Раскройте скобки.

(С) кресла шарф 
(С) тащил щенок, 
(По) волок 
(За) уголок, 
(По) трепал 
(Со) всех сторон, 
И (по) мчался 
(На) балкон.

За правильное выполнение – 1 балл.

Подведение итогов. Награждение.


 

 

Приложение 4                    Олимпиада по русскому языку. 1 класс.

 

             1) В каждом слове стёрлась буква. Догадайся, какая и напиши её.

к…шка      ки…

…ист         …онт

по…ка       ту…ан

 

            2) В словах перепутались буквы. Расставь их так, чтобы получились слова:

миаз       сонье

отле       енвас

 

           3) Исправь ошибки Незнайки:

Пришла зима. Выпал снек. Наснигу видны следы Это Звери пробегали.

 

          4) Зачеркни лишнее слово в каждой строке:

СТОЛ КНИГА БОЛЬШОЙ КОНФЕТА ВОРОБЕЙ

БЕЖАТЬ ПОКЛОН ПОЛЗТИ СИДЕТЬ ЧИТАТЬ

СЧАСЛИВЫЙ ГРУСТНЫЙ БОЛЬШОЙ ВЕСЕЛО

 

         5) Догадайся, какую букву надо поставить в треугольник.

 

           6) Подчеркни слова, заканчивающиеся на звонкий согласный звук.

МЕЛ ЗУБ ЛИСТ ДОМ МАЙ

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1964
  2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 1990
  3. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М.-Л., "Просвещение", 1966
  4. Горецкий В.Г. Обучение в I классе: пособие для учителя 
    четырехлетней начальной школы. - М., 1986
  5. Жикин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1972
  6. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., Уч.пед.пос, 1961
  7. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс – М., 1991
  8. Львов М.Р. Методика преподавания русскому языку в начальных 
    классах. - М., 2002
  9. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в 
    начальных классах. - М., 1987
  10. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, изд. 2-е перераб. "Просвещение", М., 1987
  11. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.,1982
  12. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева – М., 1991
  13. Осипова М.П., Медведская В.Н. Активизация познавательной 
    деятельности младших школьников. — М.. 1987
  14. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980
  15. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.
  16. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М., "Просвещение", 1966
  17. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи – М.:Просвещение, 1987
  18. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. /Под ред. П.А. Грушкова. - М.: Просвещение, 1973.
  19. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М., 1970.
  20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи – М., 2001
  21. Текучев Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., М.,1980
  22. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных 
    классах. - М., 1971
  23. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. и доп. М., "Просвещение", 1978
  24. Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. М., Просвещение", 1967
  25. Ушаков Н. Н. Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку, М., 1985
  26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования 
    познавательных интересов учащихся. - М., 1988

 


Информация о работе Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах