Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:26, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется большим значением внеклассной работы в развитии языкового образования учащихся, в связи с новыми завышенными требованиями общеобразовательных программ при низком уровне языковых знаний.
Для начальной школы разработаны новые программы, планы, в которых усиленное внимание уделяется нравственному воспитанию, приобщению к культурным ценностям. Требования программы обучения необходимо выполнять в связи с большими запросами социального общества.
Введение
Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
Внеклассная работа в образовательном процессе
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Содержание внеклассной работы по русскому языку
Глава 2 Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах
2.1 Формы внеклассной работы по русскому языку
2.2 Дидактические материалы для проведения внеклассной работы
2.2.1 Тематика кружковой работы
2.2.2 Викторина
2.2.3 Олимпиада
Заключение
Список использованной литературы
Еще раз хочется уделить особое внимание занимательности. Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе, под которой мы понимает такое качество всего внеклассного занятия и отдельных его компонентов (объяснения учителя, материалов для наблюдения, заданий для закрепления и проверки), которое способно возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению знаний. Трудные, на первый взгляд задания, привлекают учеников своей «новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной
эмоциональной обстановки. Без чего невозможно активное усвоение материала учащимися» [2, с. 321]. Той же задаче служат рисунки, схемы, таблицы. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий. Если в I классе занятия обычно проводятся в виде игры-соревнования, то во II классе ведущей становится беседа, а в III классе к ним добавляется рассказ учителя. Этой цели служат и такие виды занятий, как «Занимательный календарь», «Веселый задачник», «Угадай-ка», вводимые для учеников II-III класса» [17, с. 6].
Общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
Наибольшие по объему задания из «Угадайки» заставляют школьников ответить на вопрос по прочитанному дома тексту, или сделать это, опираясь на некоторые жизненные наблюдения.
«Веселый задачник» предлагает ответить на вопросы, исходя из данной задачи, содержание которой может быть заключено в стихотворение, отрывке из рассказа или специально составленном тексте.
«Занимательный календарь» завершает ту или иную тему, поэтому он всегда открывается разделом, в котором кратко излагаются полученные детьми сведения. В заключительном разделе «Узелки на память» выделены некоторые определения, теоретические положения, подводящие итог изученного. Кроме различных упражнений, в «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под названием «Знаете ли вы?», сообщаются некоторые интересные факты, связанные с темой. При итоговом занятии в конце учебного года «Занимательный календарь» служит хорошимматериалом для повторения.
Задания в «Угадайке», «Веселом задачнике» и «Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. С некоторыми ученики, опираясь на полученные знания, справляются легко, другие вызывают определенные затруднения.
В работе с младшими школьниками, особенно на первых порах, когда они еще не овладели техникой чтения, чтение учителя дает возможность более глубоко разобраться в содержании, обратить внимание на выразительность слова, увидеть за словами текста живую действительность. Звучащее слово повышает «эмоциональное воздействие на ребенка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы» [17, с. 8].
Комментарии учителя к тексту (вопросы, замечания, дополнения) не должны быть громоздкими. Беседа после чтения помогает выяснить, как поняли дети содержание, какой вывод сделали из прочитанного. Однако и умелое чтение учителя «позволяет детям почувствовать в процессе знакомства с произведением, что такое хорошо и что такое плохо» [17, с. 8].
С некоторыми художественными произведениями дети знакомятся дома. Обычно это тексты из книг для внеклассного чтения «Звездочка» I класс, «Семицветик» II класс, «Живые страницы» III класс.
Завершающим этапом внеклассной работы по русскому языку каждого года обучения может быть утренник, совпадающий по теме с одним или несколькими итоговыми занятиями.
Как уже было сказано ранее, внеклассная работа по «предмету» - форма его углубленного изучения. Она предназначена для удовлетворения запросов части учащихся, для развития у всех учащихся интереса к изучению русского языка. Участие отдельных школьников того или иного класса во внеклассной работе и использование ими на уроке сведений, полученных на внеклассных занятиях, постепенно отказывает положительное влияние на остальных учащихся, побуждая их расширять свои знания по русскому языку.
В зависимости от того, участвует ли во внеклассной работе группа детей или неформальный круг школьников, различают следующие ее формы: кружок и внеклассное мероприятие.
Кружок как форма внеклассной работы.
Предметный кружок имеет постоянный состав участников, состоящий из 10-15 человек, целесообразнее всего привлекать школьников одной параллели . В этом случае не возникает психологического отчуждения, которое довольно долго не проходит. Кружок имеет определенное направление или тему, план своей работы, которую необходимо сделать целенаправленной, чтобы школьники осознавали ее перспективу. Занятия проводятся периодически, например, один раз в месяц. Возможные направления или темы кружка: «загадки русских слов», «изучение местного говора», «из истории географических названий», «из истории русских имен и фамилий» [10, с. 445].
Занятия кружка необходимо обеспечить разнообразными пособиями, словарями, справочниками, репродукциями картин, текстами художественных произведений, научно-популярными книгами для учащихся и т.д. К внеклассным занятиям полезно готовить небольшие инсценировки, которые будут разыгрывать учащиеся.
Кружок может вести деятельность в форме «редколлегии журнала (детского), туристической группы по изучению родного края, труппы юных актеров, кинолюбителей, группы по изучению какого-то иностранного языка и т.п.» [10, с. 446].
Из числа учителей и учащихся создаются также общества культуры речи в школе, которые следят за грамотностью объявлений, стенгазет в школе, а также устной речи детей и взрослых.
Создаются коллективы помощи библиотеке: школьники реставрируют старые книги, составляют выставки новых книг или тематические выставки, посвященные писателю, заполняют формуляры каталогов» [10. с. 446].
Кружковое занятие не должно повторять полностью структуру урока. Своеобразие занятия кружка в сравнении с уроком заключается в не жесткости его структуры, в большем использовании беседы, в привлечении игр, наглядности, технических средств обучения. Занимательность на занятиях - одно из важных условий его успешности, залог интереса к пополнению новых знаний. Оживляет работу кружка решение и составление ребусов, кроссвордов, шарад, головоломок. Также необходимо проводить на занятиях чтение стихов, прозаических отрывков.
Очень важно, чтобы работа языкового кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники; кружок организует вечера, утренники, выступления членов кружка.
Внеклассные мероприятия.
К ним относятся:
а) выпуск в классе занимательных материалов, вокруг которых затем организуется работа;
б) проведение мероприятий, связанных с языком.
Выпуск занимательных материалов выражается в создании в классе уголков русского языка. Вокруг них организуются на переменах, после уроков беседы, ответы на вопросы учащихся. Материалы уголков нужно менять один раз в неделю.
К внеклассным мероприятиям по языку относятся: утренники и вечера русского языка, конкурсы (викторины), олимпиады.
Олимпиады целесообразно проводить один-два раза в год, привлекая кружковцев. Они должны быть праздничными, интересными. В них могут участвовать школьники всех классов, в которых изучается русский язык.
Конкурсы (викторины) желательно проводить один раз в четверть в качестве определенного итога работы по русскому языку.
Утренники или вечера посвящаются тем или иным годовщинам выдающихся ученых, лингвистов, писателей.
Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. Различают игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит «наблюдение, игры на конструирование, на изобретение новых структур, игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.» [10, с. 448].
Издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки - сказочное изложение грамматических тем, сказки -как речевое творчество самих детей, скороговорки, загадки, потекши; игры на сообразительность, игры в слова, словесное и картинное лото, лестницы слов, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц. Игры превращаются в настоящее «строгое конструирование, например, задания на расшифровку текста, зашифрованного неизвестным кодом и т.д.» [10, с. 448].
Информация о работе Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах