Кружок любого плана, помимо
обычных, будничных занятий, включает
и другие: организационное, вводное, итоговое,
отчетное занятие.
Основным, наиболее часто встречающимся
кружком является Кружок русского языка
(или Кружок любителей русского слова).
Такой кружок может касаться
любых языковых вопросов. Это позволяет
легко подобрать материал, однако следует
конкретно определять вопросы, над которыми
работает кружок.
Этот кружок является как бы
"введением" в науку о языке и, знакомя
учащихся с различными аспектами лингвистики,
призван пробудить в учащихся глубокий
интерес к грамматике, лексике, стилистике
и правописанию. Примерный план работы
такого кружка представлен в приложении 1
Однако там, где учащиеся уже
почувствовали вкус к работе по русскому
языку, гораздо целесообразнее вести один
из тематических кружков.
Темы для организации кружка
русского языка могут быть различными:
Кружок культуры речи. Кружок стилистики,
Кружок лексики. Кружок любителей русской
фразеологии, Кружок этимология, Кружок
диалектологии и топонимики, «Знаешь ли
ты свой родной язык?»; «Древние письмена»
(иероглифы Древнего Египта); «Для шутки
– полминутки» (каламбуры); «Эзопов язык»;
«Праздник загадки» (пословицы, крылатые
слова, афоризмы) и др. , однако важно помнить,
что при разнообразии содержания занятий
кружка необходимо разнообразить и формы
и методы работы. Стоит учитывать, что,
особенно на первых порах, увлекательно
построенный рассказ руководителя кружка
лучше достигает цели, чем неумелый ученический
пересказ. Если материал детям знаком,
то занятие заканчивается живой беседой.
[21, 23]
Определенное время на занятиях
отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.
Несомненно велика роль игр на таких занятиях.
Они разряжают обстановку, снимают напряжение
и повышают интерес к занятиям, несмотря
на возраст детей. Игровая форма раскрепощает
школьников, освобождает их мышление от
формализма, дает возможность ошибаться
и не быть наказанными, и в то же время,
ненавязчиво "заставляет" школьников
всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать,
вычленять главное.
Варианты тем для кружков настолько
различны, насколько высоко желание к
данному вопросу у учителей, ведущих кружки
внеклассной работы по русскому языку.
Задача учителя - строить занятия кружка
так, чтобы были задействованы все мыслительные
операции обучаемых. Поскольку занятия
кружка довольно постоянны и продолжительны
во времени, учитель должен использовать
различные варианты преподнесения материала
и методы работы, обучая детей анализировать,
формулировать собственные мысли, правильно
отвечать на поставленный вопрос, слушать
собеседника и т.д. [11, с. 121].
Очень важно, чтобы работа языкового
кружка не была замкнутой, ее должны знать
все школьники; кружок берет на себя ответственность
по организации вечеров, утренников, выступлений
членов кружка.
2.2.2 Викторина
Викторина относится к групповым
видам внеклассной работы и сочетает в
себе все особенности различных форм внеклассной
работы. Они обладают исключительной занимательностью
и являются богатой почвой для формирования
стойкого познавательного интереса и
развития логического мышления школьников.
Одним из важных требований
к выбору методов обучения является необходимость
активизации учебно-познавательной деятельности
слушателей. Активная мыслительная и практическая
деятельность обучаемых в учебном процессе
является важным фактором освоения изучаемого
материала. Непосредственное вовлечение
обучаемых в активную учебно-познавательную
деятельность в ходе учебного процесса
связано м применением соответствующих
методов и приемов, получивших название
активных методов обучения.
Викторины в свою очередь выступают
как средство развития и коррекции личности
школьников. Интеллектуальная игра –
индивидуальное или, чаще всего, коллективное
выполнение заданий, требующих применения
продуктивного мышления в условиях ограниченного
времени и соревнования. [25, с. 38]
Викторина, как интеллектуальная
игра, объединяет в себе черты игровой
и учебной деятельности – она развивает
теоретическое мышление, требуя формулирования
понятий, выполнения основных мыслительных
операций классификации, анализа, синтеза
и т.п. С другой стороны эта игра выступает
как средство достижения игрового результата
победы в соревновании, причем этот результат
быстро теряет ценность и цель смещается
с результата непосредственно на процесс
поиска и принятия решения.
К активизирующим задачам относят
следующие требования сочетание посильности
и определенной трудности – постепенное
усложнение заданий включение операций
сравнения, сопоставления, обобщения,
ведущих к активизации аналитической
деятельности учащихся введение операции
переноса знаний в новую ситуацию, связанность
заданий с интересами и жизненным опытом
учащихся. Также необходимо включать в
игру моменты, облегчающие младшим школьникам
понимание заданий, различного рода подсказки
для поиска правильного ответа, разыгрывание
импровизированных сцен по ключевым моментам
задания, применение парадоксальных вопросов
для вызывания эмоциональных реакций.
Особое внимание следует уделять
введению операции переноса знаний, поскольку
именно она в наибольшей степени способствует
творческому развитию личности младших
школьников.
Викторина, как правило, содержит
несколько заданий различного рода. Самыми
простыми являются тестовые задания типа
«веришь - не веришь», «да-нет». Их достоинство
– высокая роль везения, что позволяет
добиться успеха даже не слишком подготовленным
участникам, а также возможность варьировать
сложность заданий.
Далее можно варьировать задания,
они могут быть абсолютно разными или
объединены каким-нибудь признаком.
Перечень примерных заданий
для проведения викторины:
- Отгадывание ребусов
- Составление стихов, используя
предложенные рифмы
- Составление анаграмм
- Отгадывание загадок
- Составление рассказа
с предложенными словами или
сюжетом
- Подбор слов по известному
морфемному составу
- Нахождение 3го/4го лишнего
- Объяснение крылатых
фраз, выражений, пословиц, поговорок
- Восстановление текста
- Составление предложений
по известным синтаксическим
членам
- Подбор синонимов к
предложенному слову
- Подбор антонимов к
предложенным словам
- Редактирование ошибочного
правила
- Подбор однокоренных
слов к предложенному
- Кодирование или декодирование
текста
- Объяснение омонимичных
слов или словосочетаний
- Подбор прилагательных
для описания какого-либо явления,
предмета
- Отгадывание слова по
фонетической характеристике составляющих
его звуков
- Игра в слова (из данного слова,
получить второе данное слова, при этом
используя прием замены только одной буквы.
Использовать прием можно неограниченное
количество раз).
- Составление перевертышей
и др. [3, 6, 24]
Сочетание этих и других заданий
представлены в приложениях 2, 3.
Выбор формы задания зависит
от общей смекалки учащихся, их подготовленности,
опыта в решении нестандартных заданий.
Выбор содержания заданий обосновывается
знаниями и умениями учащихся по предмету.
Таким образом задания должны соответствовать
возрастным особенностям младших школьников
и частично учебной программе по русскому
языку. Викторина может охватывать все
изучаемые разделы в начальной школе или
может быть посвящено только одной или
нескольким темам, разделам.
2.2.3 Олимпиада
Олимпиада – одна из наиболее распространённых форм
внеклассной работы, которая способствует
развитию интереса к предмету и творческой
активности. Практика показывает возможность
и целесообразность проведения такого
рода соревнований среди младших школьников.
Олимпиада – это своеобразное
соревнование в знаниях, итог предварительной
работы учащихся как на уроке, так и вне
его. Олимпиады могут быть классными, школьными,
районными, общегородскими. Все участники
олимпиады должны пройти несколько туров
(два, три, четыре). Для проведения олимпиады
избирается жюри, которое оценивает и
письменные работы, и устные ответы участников.
Важнейшие особенности олимпиады.
Олимпиада должна занимать
значительный промежуток времени, по возможности
– целый учебный год.
Олимпиада должна быть массовой,
с тем, чтобы каждый школьник мог принять в ней участие. Причем надо стремиться к обеспечению равных возможностей для всех детей.
Олимпиада должна носить многоступенчатый
характер – от масштаба отдельного класса
до объединения нескольких территорий
(в начальных классах таким объединением
может быть город, район).
Такое построение олимпиады позволяет
участвовать в ней всем школьникам. При
этом выигрывают не только победители,
но и участники.
Олимпиада в начальный период обучения
занимает важное место в развитии детей.
Именно в это время происходят первые
самостоятельные открытия ребенка. Пусть
они даже небольшие и как будто незначительные,
но в них — ростки будущего интереса к
науке. Реализованные возможности действуют
на ребенка развивающе, стимулируют интерес
не только к русскому языку, но и к другим
наукам. [26, с. 117]
Олимпиады по предметам являются действенным
средством вовлечения учащихся во внеклассную
работу. Важнейшей задачей олимпиады является
развитие у школьников интереса к предмету,
воспитание потребности самостоятельно
изучать предмет, знакомиться с научно-популярной
литературой, справочниками и словарями.
Олимпиады позволяют ученику познать
себя, дают возможность проверить свои
знания, а также развивается сообразительность,
чувство слова, формируется умение творчески
применить имеющиеся знания. Формирует
у учащихся навыки самостоятельного поиска
решения задачи, ведущего к успеху. Одновременно
олимпиада является показателем эффективности
работы учителя.
Характер заданий определяется, прежде
всего, объемом умений и навыков по предмету
для каждого класса.
ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ
ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Правила для
проведения I тура.
В классе проводится 1-й тур
олимпиады.
Участники олимпиады рассаживаются
за парты по одному, или предлагается 2
варианта заданий.
Перед началом работы учащиеся
подписывают листы с олимпиадными заданиями.
Учитель проводит общий инструктаж (объясняет, как отметить правильный ответ, сколько дается времени на выполнение, что во время работы нельзя разговаривать и отвлекаться).
Работы собираются сразу по
истечении установленного времени (1 урок).
Подведение итогов должно быть
объективным.
Результаты выполнения заданий
записываются в ведомость.
Правила для
проведения II тура.
В каждой параллели для победителей
классной олимпиады проводится 2-й тур
олимпиад.
Участники олимпиады рассаживаются
за парты по одному.
Перед началом работы проводится
кодирование: на отдельном листе каждый
учащийся записывает свою фамилию и имя,
пишет код, присвоенный ему (номер по порядку, номер посадочного места и т.д.). Листы с кодом находятся у ответственного
до полной проверки всех олимпиадных работ.
На рабочих листах ставится
только код. Необходимо предупредить:
если кто-либо из участников напишет свою
фамилию или какие-то знаки, то эта работа
будет аннулирована.
Ответственный проводит общий
инструктаж (объясняет как отметить правильный ответ, сколько дается времени на выполнение, что во время работы нельзя разговаривать и отвлекаться).
Работы собираются сразу по
истечении установленного времени (1 урок).
Подведение итогов должно быть
объективным. Для этого привлекаются учителя,
не работающие с участниками олимпиады.
Результаты выполнения заданий
записываются в ведомость.
С одной стороны олимпиада выступает
как самостоятельная форма внеклассной
работы по русскому языку. С другой стороны
она требует основательной подготовки
участников, для чего чаще всего используются
другие формы внеклассной работы по русскому
языку. Таким образом, олимпиада является
заключительным этапом, подведением итогов
работы кружковой работы по русскому языку.
Очень важно для проводящего олимпиаду
понимать, что вопросы и задания не должны
выходить за рамки школьной программы
для этого класса. Нужно только так их
сформулировать, чтобы они не повторяли
заданий учебника.