Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется большим значением внеклассной работы в развитии языкового образования учащихся, в связи с новыми завышенными требованиями общеобразовательных программ при низком уровне языковых знаний.
Для начальной школы разработаны новые программы, планы, в которых усиленное внимание уделяется нравственному воспитанию, приобщению к культурным ценностям. Требования программы обучения необходимо выполнять в связи с большими запросами социального общества.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
Внеклассная работа в образовательном процессе
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Содержание внеклассной работы по русскому языку

Глава 2 Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах
2.1 Формы внеклассной работы по русскому языку
2.2 Дидактические материалы для проведения внеклассной работы
2.2.1 Тематика кружковой работы
2.2.2 Викторина
2.2.3 Олимпиада
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внеклассная работа по русскому языку.docx

— 96.54 Кб (Скачать)

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко, труднее удержать интерес к внеклассной работе сделать его достаточно стойким.

Как уже отмечалось, что для сохранения дальнейшего интереса к внеклассной работе нужно, чтобы дети не растеряли те чувства удовольствия, которые возникли у них на занятиях.

«Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно» [15, с. 19]. Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать вначале как интерес к непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к самим предметам, к обучению, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям. Этот процесс сложный, длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства учителя.

При организации внеклассной работы надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика - организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Надо, чтобы каждый представлял себя или был действительно активным участников той ситуации, которую организовал учитель.

Материал, преподносимый учителем или предлагаемый отдельными учениками, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишен для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть определены элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Перегрузка заданий применением только старых знаний или умений или только новых снижает интерес к этим заданиям. Оптимальное соотношение между указанными знаниями и умениями создает условия для достаточно длительного сохранения интереса детей к заданиям.

Для облегчения перехода от известного к неизвестному в процессе внеклассных занятий полезно использовать различные виды наглядности. Особенно умело и вовремя надо использовать детское воображение. Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта. Поэтому не удивительно, что волшебные сказки и для младших школьников незаметно вплетаются в действительность и служат прекрасным средством не только развлечения, но и воспитания и развития.

Устойчивый интерес к внеклассной работе будет в том случаи, если работа будет проводиться систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. [5, 12]

Как уже было сказано, ограниченную роль во внеклассной работе играет занимательность. Говоря о занимательности, здесь имеется в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания заданий.

Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле на внеклассных занятиях всегда несет элементы остроумия, игрового настроя. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного. Разумная занимательность во внеклассной работе с детьми имеет большую педагогическую ценность.

Во внеурочной работе с младшими школьниками большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры.

Целенаправленное включение игры в тот или иной вид внеклассной работы повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Так как в младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приемам в учебно-воспитательной работе означает нарушение одного из важнейших принципов педагогики-учета возрастных особенностей детей. Игра делает отдельные элементы внеклассной работы эмоционально насыщенными. Среди игр для детей имеются и ролевые. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять свои моральные качества личности: смелость,

находчивость, остроумие, смекалку и т.д. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе внеклассной работы, она не самоцель, а средство для развития интереса к обучению.

Несомненно, роль внеклассной работы в общеобразовательном процессе велика. Это и обогащение новыми знаниями, и лучшее закрепление старых умений, навыков, развитие интереса к учебным предметам, и «создание мотивации самостоятельно искать и решать нестандартные задания». [18, с. 119]

А самое главное - выявление творческих детей и планирование работы по созданию условий для дальнейшего развития учащихся.

 

    1.  Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Развитие пытливости, любознательности у каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во время внеклассной работы по любому предмету.

Изучение «лингвистических интересов учащихся показывает большое желание младших школьников узнать новое о русском языке.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей» [17, с.3.]. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Необходимость проведения внеклассной работы диктуется не только желанием детей узнать что-то новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками «важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами» [2, с. 320].

«Внеурочная, или внеклассная работа объединяет все виды деятельности учащихся, обогащение их развития в рамках языковой личности» [8, с. 447]. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, конкурсы на лучшие сочинение или стихотворение, самостоятельное чтение книг, журналов, газет.

Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты - минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Наиболее регламентирована работа кружков: русского языка, литературы, иностранных языков, театральных, краеведческих и т.п. Обычно они работают по четкому плану, с постоянным руководителем.

Руководство различными организационными формами внеурочной работы возлагается как на учителя начальных классов, так и на приглашенных специалистов-журналистов, артистов, археологов, инструкторов по туризму и т.д.

Основные задачи внеурочной работы:

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому 
языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) Развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний.

Роль внеклассных занятий повышает «социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщает к массовым видам деятельности, расширяют круг общения» [9, с. 404].

В последние годы наблюдается повышение роли семьи, в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы его чрезвычайно возвысившееся участие в жизни школьников не превышало все допустимые нормы.

Внеурочную работу следует ограничивать от учебной помощи отстающим, впрочем, для них, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеурочной работы.

Принципы внеурочной деятельности:

  • избирательность в выборе тем и форм занятий;
  • учет пожеланий и увлечений самих детей;
  • занимательность - более высокая, чем на уроках;
  • сотрудничество учителя и детей - в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся:

  • исследования;
  • индивидуальная работа по интересам;
  • решение познавательных, субъективно-творческих задач;
  • моделирование, программирование и т.д.

 

    1. Содержание внеклассной работы по русскому языку

Не существует единой программы внеклассной работы в силу ее специфики: она отражает текущие интересы учащихся. Вместе с тем учитель должен влиять на их интересы, ненавязчиво предлагая им такие темы, которые возбуждали бы у них потребность узнать больше того, с чем знакомятся на уроках. Более всего занимает детей происхождение языка и письма, происхождение слов и фразеологизмов, развитие языка, употребление языка, языки мира и нашей страны.

В области лексики и фразеологии заинтересовывают детей такие темы, как: «пути появления слов, новые значения у известных слов, пути возникновения фразеологизмов, история слов, собственные имена, название жителей, местности и т.д.» [8, с. 450].

В целом о языке детей интересуют вопросы: как устроен язык, как он «работает», нормы языка. Как ученые изучают язык прошлого и настоящего и т.д. Программу внеклассной работы учитель составляет сам после того, как выяснит желание группы учащихся заняться той или иной темой. Но при этом надо выполнять требования общеразвивающей программы по русскому языку начальной школы. Ведь новая программа по данному предмету для начальных классов обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большое значение придается словарной работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Учителю предлагается познакомить детей с лексическим значением слова, синонимами, антонимами. [7, с. 179]

Впервые с такими словами дети знакомятся уже в I классе. Ученики II класса подбирают однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, работают над выбором слова для выражения Мысли. Словарная работа с третьеклассниками значительнее по объему: они учатся выбирать при составлении предложений сходные и противоположные по значению имена существительные, имена прилагательные, глаголы, устранять однообразие слов в тексте, выбирать наиболее точное и яркое слово для выражения мысли.

Внеклассные занятия «ориентируют ученика на различные  наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живет слово в тексте» [17, с. 4].

Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками грамматики, чтения, развития речи, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит учеников к лучшему восприятию раздела «Лексика», введенного в программу по русскому языку средней школы.

Внеклассные занятия с первоклассниками начинаются беседой о значении русского языка в жизни народа нашей страны, о его богатстве. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.

В каждом классе можно выделить ведущее направление: в I классе - это наблюдение над звуковой стороной слова и тематическая группировка слов; во II классе основное внимание уделяется значению слова, способности слова иметь не одно, а несколько значений, словам, близким и противоположным по значению; в III классе - знакомству с происхождением некоторых слов, с отмиранием одних и появлением других. [20]

Такое распределение материала по классам дает возможность связать содержание внеклассных занятий с программой по русскому языку.

«Современная методика располагает большим запасом разнообразных игровых и занимательных упражнений, заданий, материалов. Выбрать из них нужные для данного занятия не представляет особого труда» [4, с.9]. Но педагогически точно это можно сделать, только сообразуясь с особенностями состава своего класса, группы, своим стилем работы. Обдумывая, как лучше и эффективнее подключить к занятиям элементы игрового и занимательного характера, желательно охватить с возможной полнотой и активно использовать соответствующий материал, имеющийся в литературе, пособиях. Здесь можно использовать и разгадывание ребусов, и многочисленные упражнения, которым можно придать соревновательную направленность: кто быстрее и правильнее соотнесет заданные слова, которые получаются посредством замены, вставки, наращивания, усечения букв (слогов), кто безошибочно установит наличие или отсутствие определенного звука в словах, которые произносит учитель или которые называются детьми по предметным картинками и т.д. Неизменный интерес вызывает у детей создание «живых картинок» к прочитанным текстам, инсценирование. Все эти и многие другие задания и упражнения игрового и занимательного плана могут быть индивидуальными, групповыми или общеклассными.

Информация о работе Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах