Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется большим значением внеклассной работы в развитии языкового образования учащихся, в связи с новыми завышенными требованиями общеобразовательных программ при низком уровне языковых знаний.
Для начальной школы разработаны новые программы, планы, в которых усиленное внимание уделяется нравственному воспитанию, приобщению к культурным ценностям. Требования программы обучения необходимо выполнять в связи с большими запросами социального общества.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
Внеклассная работа в образовательном процессе
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Содержание внеклассной работы по русскому языку

Глава 2 Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах
2.1 Формы внеклассной работы по русскому языку
2.2 Дидактические материалы для проведения внеклассной работы
2.2.1 Тематика кружковой работы
2.2.2 Викторина
2.2.3 Олимпиада
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внеклассная работа по русскому языку.docx

— 96.54 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах

    1. Внеклассная работа в образовательном процессе
    2. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
    3. Содержание внеклассной работы по русскому языку

 

Глава 2 Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах

2.1 Формы внеклассной  работы по русскому языку 

2.2 Дидактические  материалы для проведения внеклассной  работы

2.2.1 Тематика кружковой  работы

2.2.2 Викторина

2.2.3 Олимпиада

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определяется большим значением внеклассной работы в развитии языкового образования учащихся, в связи с новыми завышенными требованиями общеобразовательных программ при низком уровне языковых знаний.

Для начальной школы разработаны новые программы, планы, в которых усиленное внимание уделяется нравственному воспитанию, приобщению к культурным ценностям. Требования программы обучения необходимо выполнять в связи с большими запросами социального общества.

При этом реформа школы определяет главные задачи обучения: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения, воспитать добросовестное отношение к учению, а также работать над эстетическим воспитанием и познанием ими окружающего мира.

Большинство задач и требований осуществляется при помощи обучения языку, которое знакомит с искусством слова.

Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения - анализа и синтеза, овладевают речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условиях, когда речь нужно обдумать, планировать, говорить не только о том, о чем хочется сказать, что интересно; овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Обучение языку должно обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи устной и письменной. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, и, наконец, средством выражения чувств, настроений.

Умения и навыки в области родного языка (речь- говорение, восприятие речи - аудирование, чтение, письмо), являются необходимым условием и средством учения. Дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, «к подлинному развитию ума» [9, с. 5]. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства.

Современная система обучения языку предполагает непременный выход всех учащихся в состоятельную деятельность с овладением речи. Цель внеклассной работы - сформировать у младших школьников знания о языковых понятиях, соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка, избирательный интерес к родному языку, желание и умение осознанно учиться новому, познавая окружающий мир и самого себя: свои сильные и слабые стороны, свои личные запросы, особенности, возможности.

Роль внеклассных занятий возрастает в условиях реформы школы, развития инициативы учащихся; навыки и потребности самообразования. Внеклассная работа способствует сближению учителя с учащимися на основе увлеченности предметом, совместного участия в работе.

На уроках дети овладевают основой языкового образования, но для расширения области знаний в речевой деятельности используются дополнительные, или внеклассные, занятия. Ведь здесь происходит не просто обучение и знакомство с правилами и требованиями речи, но и самое главное, развитие самостоятельности в приобретении знаний, познавательного интереса и развития творческих возможностей. [19, с. 32]

Поэтому внеклассная работа также является важным компонентом частью языкового образования.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана следующая тема:

«Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах»

 

Объектом исследования организационно-методическая деятельность учителя в области внеклассной работы  по русскому языку.

Предметом являются формы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.

Цель исследования: выявить, как внеклассная работа по русскому языку влияет на процесс языкового образования младшего школьника.

Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы 
    по проблеме исследования;
  2. Анализ опыта учителей;
  3. Выявление системы внеклассной работы по русскому языку в 
    начальной школе;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, синтез, тестирование, эксперимент, обобщение полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах

    1. Внеклассная работа в образовательном процессе

Когда родители приводят детей в школу, они надеются, что их дочери и сыновья приобретут глубокие и прочные знания. А кроме этого, мамы и папы очень хотят, чтобы жизнь детей в школе проходила в условиях содержательной и хорошо организованной воспитательной работы.

Ожидания родителей совпадают с целями, которые ставят перед собой педагогический коллектив.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая «включает в себя такие мероприятия, как:

  • предметные недели (русского языка, математики, английского 
    языка, ИЗО, труда);
  • игра-путешествие «День знаний»;
  • тематические конкурсы чтецов и художников» [18, с. 117].

Итак, что мы можем сказать о внеклассной работе образовательного процесса? Какое она имеет значение для учащихся?

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лице младших школьников во время занятий по различным предметам. Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям настолько большой интерес, чтобы они неоднократно с нетерпением ожидали нового занятия.

Внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения, сложного процесса воздействия на «сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся». [8, с. 444].

Значение внеклассной работы с младшими школьниками состоит в следующем:

  1. Различные виды этой работы содействуют развитию

познавательной деятельность учащихся: восприятия,

представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

  1. Она помогает формированию творческих способностей

учащихся.

  1. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль учебного предмета.
  2. Внеклассная работа содействует воспитанию сотрудничества, 
    индивидуальных качеств каждого ребенка.
  3. Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию 
    у детей культуры чувств, т.к. дети в своих поступках обычно 
    руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а

чувствами. При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с - умственной деятельностью, - так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, ответственности, и вытекающими из них чувств

удовольствия или неудовольствия, радость, гордости или огорчения др.)

  1. Главное же значение различных видов внеклассной работы

состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к учебному предмету, содействует развитию умственных и личностных качеств младших школьников.

По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа имеет ряд особенностей:

  1. По своему содержанию она строго не регламентирована программой. Однако на внеклассных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна.
  2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут, то

внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны на 2-3 минуты и на целый час.

  1. Если классно-урочная форма требует состава учащихся, то длявнеклассной работы дети могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах. Состав учащихся может меняться.
  2. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, викторины и олимпиады, экскурсии и т.д.
  3. Особенностью внеклассной работы является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых 
    форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Основным источником побуждения младшего школьника к учению на внеклассных занятиях может послужить интерес. Конечно же, прочные знания, умения и навыки приобретаются учащимися в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. «Значение познавательного интереса в жизни конкретной личности трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных и творческих действий» [15, с. 16].

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при

сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. «Занимательность - сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу, обнажающее такие стороны явлений действительности, отраженной в науке, которые без специальных приемов не привлекают внимания». [15, с. 23]. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, послужит стимулом для их участия на занятиях. Учителя в своей практике используют занимательный материал с различной целью: проверки и углубления знаний, подготовки к восприятию нового материала или его закрепления, на внеклассных занятиях.

Происходит и обратное влияние: участие, в интересных играх, экскурсиях, сказках, викторинах, в занятиях, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес и к самому учебному процессу.

Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся. Надо учитывать, что удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. [13, с. 74]

Привлечь внимание детей к внеклассному занятию, например, можно разными средствами: особым, красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого

детям мира сказок с таинственным миром определенного учебного предмета, необычными вступительными словами учителя, создавшего этим ситуацию, в которую включены любимые детьми герои современных сказок и рассказов.

Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах. По этим внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к данному внеклассному виду работы или нет.

При соблюдении определенной меры на внеклассных занятиях можно допускать более свободное, чем на уроках, переживание детьми удовольствий, с более свободным внешним их проявлением. Тогда у детей будет дольше сохраняться тот заряд интереса, который возник во время внеклассной работы, и служит стимулом к участию в последующих видах работы. Значительно лучше, скорее и прочнее занимаются те мысли, которые были эмоциональны, вызывали живые, яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

Информация о работе Организация внеклассной работы по русскому языку в начальных классах