Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг тренеров).
Б. Включение профилактических тем в предметное образование.
Г. Профилактический спецкурс
В. Работа с проблемами (педагог как ролевая модель).
Минимум базового обучающего цикла:
1. Информационный блок.
2. Тренинг ассертивности, включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный тренинг.
3. Психическая саморегуляция; работа с чувствами.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ
А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения – Ассоциация родителей (тренинг тренеров).
Б. Консультирование и элементы тренинга: повторяющиеся обучающие циклы с увеличением охвата (равный равному).
В. Работа с отдельными группами (неблагополучные семьи, группы с проблемным потреблением ПАВ).
Минимум базового обучающего цикла:
1. Информационный блок.
2. Коррекция партнерских взаимоотношений; коррекция детско-родительских взаимоотношений.
3. Тренинг ассертивности; психическая саморегуляция; работа с чувствами.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ ЛИЦА УЧАЩИХСЯ
А. Формирование актива, стимуляция, поддержка и вовлечение в саморазвивающееся движение.
Б. Стимуляция и поддержка иных разрядочных форм деятельности.
В. Работа с отдельными лидерами (позитивно - и негативно – ориентированными)
При этом используются профилактические интервенции нескольких типов инициирующие и поддерживающие.
Еще одна сфера профилактики организуется с учетом возможностей региона и заключается в работе через ИНТЕРНЕТ.
Важная особенность предлагаемой модели – обеспечение саморазвития профилактической программы. Оно осуществляется за счет различных форм стимулирования и поддержки участников программы, меняющегося статуса участника по мере его прогрессирования. Саморазвитие обеспечивается также за счет формирования волонтерского движения и использования принципов «от равных – равным» и «тренинг тренеров». При этом достигается циклическое расширение охвата, позволяющее в течение 3-4 лет вовлечь в профилактическую программу более половины основной целевой группы – несовершеннолетних и тем самым обеспечить влияние на ситуацию с употреблением ПАВ в целом.
Решение профилактических задач невозможно без объективной оценки и мониторинга ситуации с употреблением ПАВ в регионе. Необходимо также с самого начала опираться на реальные инструменты мониторинга и оценки эффективности профилактической программы.
Структура и содержание образовательной программы
Еще одна особенность рассматриваемой базовой профилактической модели заключается в том, что один из основных ее компонентов составляет система непрерывной подготовки кадров, осуществляющих профилактическую программу. Роль образовательной программы особенно велика на начальном этапе работы, когда необходимо сформировать стандарт профилактической работы, который будет поддерживаться в регионе.
Программа состоит из 3-х образовательно-тематических модулей и предполагает обучение в 3 этапа:
Образовательно-тематические модули
1-й модуль: ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Содержит информацию о концептуальных теоретических знаниях в области ведения профилактической антинаркотической работы из мирового и отечественного опыта.
Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую информацию, представленную различными государственными ведомствами, учреждениями и профильными институтами.
2-й модуль: ИНТЕРАКТИВНЫЙ
Модуль включает в себя интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде, и носит методическую направленность.
Главная цель модуля: обучение участников программы интерактивным психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы с различными целевыми группами (детьми, молодежью, их родителями, педагогами, специалистами, государственными и общественными организациями).
3-й модуль: ПРОЕКТНЫЙ
В содержание модуля включены технологии проектной деятельности при разработке региональных систем профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью. Он представлен работой в проблемно-проектных группах.
Цель данного модуля: обучение культуре проектной деятельности при внедрении и разработке региональных систем профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.
Этапы образовательной программы
I этап – Базовый (Объем 72 часа)
Предлагаемая образовательная программа является стартовым звеном в комплексе мероприятий, направленных на построение региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.
Цель:
формирование профессиональной позиции по отношению к проблеме злоупотребления ПАВ;
знакомство с психолого-педагогическими технологиями, обеспечивающими создание, функционирование и развитие системы профилактики злоупотребления ПАВ в детской и молодежной среде;
овладение основами проектной деятельности по формированию и внедрению моделей профилактики с учетом регионального компонента.
II этап. Дистанционный (Объем 72 часа)
Предлагаемая образовательная программа является продолжением в комплексе мероприятий, направленных на построение и научно-методическое сопровождение региональной системы профилактики.
Цели:
Полипрофессиональная экспертиза профилактических проектов и программ.
Научно-методическая и консультативно-информационная поддержка региональных инициатив в области построения региональной системы профилактики.
Мобилизация региональных ресурсов, входящих в проект. l Формирование региональной стратегии (определение основных действующих субъектов, создание организационных структур и организация их деятельности).
В процессе обучения осуществляется инициация профилактических мероприятий.
III этап. Наращивание профессионального потенциала региональной системы профилактики. Осуществляется в форме мастер-классов. (Объем каждого мастер-класса 72 часа).
Цель:
Обучение специалистов ведению профилактической работы с детьми и молодежью в рамках их профессиональной деятельности.
Развитие региональных ресурсных центров.
Проведение образовательных курсов для специалистов системы образования и социальной сферы (руководителей и специалистов профилактических служб при администрации региона, зам. директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, педагогов, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, специалистов ППМС-центров, волонтеров и др.).
Супервизия региональных образовательных программ
В течение года специалистами федерального экспертного совета при Минобразовании России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, осуществляется супервизия и экспертиза образовательных программ.
Цель:
1. Выявление профессионального и организационного потенциала педагогических и руководящих кадров в рамках образовательной профилактической программы.
2. Определение путей профессионального развития участников образовательной профилактической программы.
3. Наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства (с использованием сети Интернет).
4. Осуществление мониторинговых исследований по определению эффективности реализуемых мероприятий в рамках региональной образовательной программы.
Супервизия способствует:
развитию профессиональной культуры разработчиков региональной системы профилактики;
ориентации участников образовательной программы на освоение современных психолого-педагогических, информационных и проектных технологий;
апробации инновационных образовательных технологий;
реализации профессионально-личностного потенциала участников образовательной программы;
отработке отдельных компонентов профилактической программы в соответствии с запросами региона.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ
1. Опыт участия в профилактической программе.
2. Мотивация занятия данной деятельностью.
3. Наличие профессиональных качеств.
4. Опыт преподавательской или общественной деятельности
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ
Руководители, педагогические и медицинские работники образовательных учреждений; работники органов управления образованием субъектов Российской Федерации; руководители и преподаватели образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; специалисты федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; представители государственных образовательных, религиозных организаций, занимающихся решением вопросов профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью.
Резюмируя основные концептуальные идеи программы, необходимо подчеркнуть, что образовательная программа «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» по форме является программой дополнительного профессионального образования, а по сути – программой профессионального развития.
Каждый участник образовательной программы получает комплект методических материалов, подготовленный Центром профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи Минобразования России, и дополнительный набор материалов, подготовленных окружными центрами повышения квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Объем методических материалов, предоставляемых каждому участнику образовательной программы, составляет более 4000 страниц (статей, схем, таблиц, анкет, фотоматериалов и т.д.).
Итогом очного и дистанционного обучения является разработка и защита слушателями региональных команд проекта по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью.
Разработанные слушателями региональные проекты по профилактике злоупотребления ПАВ реализуются в различных сферах жизнедеятельности детей и молодежи: учебной, семейной и сфере досуга.
Появление разномасштабных профилактических антинаркотических проектов и программ для различных целевых групп.
Снижение процессов злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и молодежи;
Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды региона, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни.
Разработка государственного стандарта профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Создание банка данных региональных проектов и программ.
Развитие сети ресурсных центров в каждом субъекте Российской Федерации.
Создание сети кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ на базе образовательных учреждений.
Научно-методическая и консультативная поддержка региональных проектов и программ.
Разработка и внедрение технологии мониторинга и экспертизы эффективности профилактических программ.
Организация и проведение конкурсов профилактических проектов и программ, содействие их внедрению
Реализация образовательной программы повышения квалификации на постоянной основе.
Минобразованием России определены головные учреждения, обеспечивающие повышение квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью, в 7 федеральных округах:
В Центральном федеральном округе - Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России г. Москва
В Северо-Западном федеральном округе - Институт специальной педагогики и психологии г.С-Петербург.