Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
В Приволжском федеральном округе - Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Г. Самара
В Уральском федеральном округе - Уральский государственный технического университет –УПИ, г.Екатеринбург
В Сибироском федеральном округе - Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г.Новосибирск
В Дальневосточном федеральном округе - Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования г.Владивосток
В Южном федеральном округе - Ростовский государственный педагогический университет г.Ростов-на-
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Авторы: д. б. н., проф. Шипицына Л. М., д. 6. н., проф. Шпиленя Л. С.\ д. м. н. Егоров А. Ю., психологи Иванов А. В., Иванова С. В.
Целевое назначение курса: формирование у студентов педагогичес ких и психологических специальностей базовых знаний в области теорк и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних, а так-1 же развитие навыков разработки, организации и реализации профилакти-] ческих программ в условиях образовательных учреждений.
Задачи курса:
1. Обосновать актуальность проблемы наркотизации несовершенно-) летних в современном обществе.
2. Сформировать у будущих специалистов мотивацию к здоровому об-| разу жизни и необходимости ведения профилактической работы в услови-| ях образовательных учреждений.
3. Обучить студентов теоретическим основам наркологии и специфи-J ки наркомании у детей и подростков.
4. Дать представление об общих закономерностях психического и лич-1 ностного развития детей и подростков и факторов способствующих нар-1 котизации.
5. Научить психолого-педагогическим методам и формам профилакти-1 ческой работы и формированию навыков и умений по их практическому [ использованию в профилактических программах с различными группами : детей и подростков, а также с их семьями и социальным окружением.
6. Дать представление об особенностях семейного воспитания, способствующего наркотизации детей и подростков, семьях наркозависимых и работы с созависимыми.
7. Сформировать у студентов навыки и умения самостоятельно разрабатывать, организовывать и внедрять профилактические программы в условиях образовательных учреждений.
Студенты, освоившие курс смогут:
- овладеть широким спектром теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, педагогика, психология, социология, основы менеджмента, объединяемых кругом проблем связанных с изучением профилактики наркомании у детей и подростков;
- получить представления об основных источниках риска возникновения и формирования наркозависимости среди несовершеннолетних;
- получить основы знаний для определения и выявления признаков и проявлений наркомании и токсикоманий у несовершеннолетних;
- получить представления о специфике и содержании деятельности системы учреждений, в которых детям и подросткам
филактическая анпшаркотическая помощь, а также лечение и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ);
- подготовиться к проведению профилактических мероприятий в коллективах детей и подростков, а также в их семьях с целью предупреждения употребления ПАВ;
- получить представления о сущности реабилитации несовершеннолетних, употреблявших ПАВ, как о системе воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от употребления ПАВ, ресоциализацию и ре-интеграцию в общество;
- ознакомиться с содержанием и организацией реабилитационных мероприятий непосредственно в образовательной среде в отношении детей и подростков, употребляющих ПАВ.
При реализации учебной программы предусмотрены следующие формы подачи учебного материала на лекционных, практических и семинарских занятиях:
- беседы преподавателя со слушателями;
- разбор конкретных случаев;
- обсуждение представленных слушателям программ и методов организации профилактической роботы;
- тренинга;
- дидактические игры.
Итоговый контроль проводится в форме экзамена по окончанию курса. В качестве практического занятия на экзамен представляется самостоятельная разработка программы профилактики наркомании в условиях образовательного учреждения с учетом специализации слушателей.
И. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№
| Наименование разделов и тем
| о "ЗГ is S &1
| Аудиторные занятия
| |
ЛК*
| ПР*
| |||
1
| Введение в проблему наркотизма
| 4
|
|
|
1.1
| Введение. История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции употребления ПАВ в России на современном этапе. Эпидемиология зависимостей от ПАВ
| 4
| 2
| 2
|
2
| Основы наркологии
| 28
|
|
|
2.1
| Основные понятия в наркологии
| 4
| 2
| 2
|
2.2
| Нейро-физиологические механизмы формирования химической зависимости
| 4
| 2
| 2
|
2.3
| Алкоголизм как форма химической зависимости
|
6
| 4
| 2
|
№
| Наименование разделов и тем
| *—\ о ш L. о 01 S £ * 60 з-
| Аудиторные занятия
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛК*
| ПР*
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4
| Общие проявления наркомании и токсикоманий
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5
| Формы наркомании и токсикоманий
| 6
| 4
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6
| Социальные последствия химической зависимости
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3
| Адресат профилактической деятельности – дети и подростки
| 22
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1
| Особенности психологии детского, подросткового и юношеского возраста
| 8
| 4
| 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2
| Факторы риска возникновения химической зависимости у несовершеннолетних
| 8
| 4
| 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3
| Особенности химической зависимости у несовершеннолетних
| 6
| 2
| 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
| Основы и принципы антинаркотической деятельности
| 14
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1
| Принципы и стратегии антинаркотической деятельности
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2
| Основные виды и направления антинаркотической профилактической работы
| 6
| 2
| 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3
| Профилактика наркомании в системе образования
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
| Организация профилактики наркомании в условиях образовательных учреждений
| 24
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1
| Организация работы по формированию навыков здорового образа жизни
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2
| Формы и методы психолого-педагогической профилактики
| 6
| 2
| 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3
| Психолого-педагогический мониторинг по выявлению «групп риска» в условиях образовательных учреждений
| 8
| 2
| 6
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.4
| Дифференцированный подход к профилактике химической зависимости с учетом возрастных особенностей, принадлежности к «группе риска», половых различий, социальных факторов
| 6
| 4
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
| Особенности профилактики наркомании при работе с семьями
| 4
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1
| Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема со-зависимости
| 4
| 2
| 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ИТОГО:
| 96
| 46
| 50
|
Ill СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение в проблему наркотизлла
1.1. Введение
История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции употребления ПАВ в России на современном этапе. Эпидемиология зависимостей от ПАВ.
Употребление ПАВ в доисторическую эпоху. Употребление ПАВ в античном мире. Употребление ПАВ в период средневековья. Начало употребления ПАВ в Европе с медицинскими целями. Биологические, эволюционные, психологические, социальные предпосылки употребления ПАВ человечеством. Формирование концепции болезни в отношении употребления и зависимости человека от ПАВ. История противодействия употреблению ПАВ. Характеристика основных направлений и способов уменьшения распространенности наркотиков среди населения по опыту различных стран. Ограниченность карательных, запретительных, заместительных мер противодействия употреблению ПАВ.
История употребления ПАВ в России. Употребление ПАВ в Царской России. Употребление ПАВ в России в период советской власти. Современное состояние проблемы употребления ПАВ в России. Основные виды и формы потребления ПАВ. Эпидемиология алкоголизма и наркомании в Российской Федерации. Основные тенденции распространения наркотиков в России: эпидемиологический рост числа наркозависимых, нарастающая феминизация наркопотребления, значительное снижение возраста начала потребления наркотиков. Взаимосвязь роста потребления наркотиков с увеличением распространения опасных сопутствующих заболеваний — гепатитов, ВИЧ-инфекций, СПИДа, заболеваний передающихся половым путем. Влияние употребления наркотиков на увеличение социально опасных последствий - самоубийств, насилия, безнадзорности детей и подростков, роста социального сиротства, криминогенности в обществе. Основные отрицательные демографические последствия распространения наркотиков среди молодежи. Употребление наркотиков несовершеннолетними - проблема национальной безопасности России. Современные государственные законодательные инициативы противодействия употребления ПАВ в Российской Федерации. Характеристика государственной системы противодействия распространению наркозависимости в России. Государственно-административн
Контрольные вопросы
1. Расскажите об особенностях употребления ПАВ в различные исторические эпохи.
2. Опишите биологические, эволюционные, психологические, социальные предпосылки употребления ПАВ человечеством.
3. Расскажите об этапах формирования концепции болезни в отношении употребления и зависимости человека от ПАВ.
5. Опишите исторические этапы противодействия употреблению ПАВ.
5. Каковы характеристики направлений и способов уменьшения распространенности наркотиков среди населения?
6. В чем специфика развития употребления ПАВ в России?
7. Опишите современное состояние проблемы и основные тенденции употребления ПАВ в России.
8. Каковы современные государственные законодательные инициативы противодействия употребления ПАВ в Российской Федерации?
Рекомендуемая литература
Основная
1. Дунаевский В. В., СтяжкинВ. Д. Наркомании и токсикомании. Л.: Медицина, 1991. С. 214
2. Лекции по наркологии. Под. ред. Н. Н. Иванца. М, 2000.
3. Пятницкая И. Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. С. 544
4. Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. СПб., 1999.
Дополнительная
1. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1999.
2. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 2000.
3. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению нарко-зависимости. Под. ред. А. Н. Гаранского. М.-СПб., 2000.
4. Фридман Л. С., Флеминги. Ф., Роберте Д. X., ХайманС. Е. (ред.) Наркология. М.; СПб.: «Бином» - «Невский диалект», 1998. 318 с.
5. Цетлин М. Г., Пелинас В. Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. М.: «Анахарис», 2001. 48с.
6. Школа без наркотиков. 2-е изд. Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой, СПб., 2001.
Раздел 2. Основы наркологии
2.1. Основные понятия в наркологии
Медицинский, социальный и юридический аспекты понятия «наркотическое вещество». Список наркотических препаратов (четыре перечня наркотических средств) в Российской федерации. Единая конвенция о наркотических средствах от 1961 года, Конвенция о психотропньгх веществах от 1971 года. Понятие психотропного вещества, стимулятора и допинга. Токсикоманическое (одурманивающее) средство. Алкоголь как вариант психотропного вещества.
Наркологическое определение психоактивного вещества (ПАВ). Понятия привыкания и пристрастия к ПАВ. Различия между злоупотреблением и зависимостью. Определение понятий злоупотребления наркотическими препаратами и злоупотребления токсикоманическими (одурманивающими) средствами; наркомании и токсикомании. Понятие химической зависимости. Определение понятия аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение как проявление отклоняющегося поведения подростков.
2.2. Нейрофизиологические механизмы формирования химической зависимости