Обобщение взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся

Задачами работы являются :
 описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
 систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
 рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.

Оглавление

Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом Педагогические основы подготовки специалистов по предупреждению наркозависимости.doc

— 82.21 Кб (Скачать)

        В Приволжском федеральном округе - Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Г. Самара

        В Уральском федеральном округе - Уральский государственный технического университет –УПИ, г.Екатеринбург

        В Сибироском федеральном округе - Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования г.Новосибирск

        В Дальневосточном федеральном округе - Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования г.Владивосток

В Южном федеральном округе - Ростовский государственный педагогический университет г.Ростов-на-

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Авторы: д. б. н., проф. Шипицына Л. М., д. 6. н., проф. Шпиленя Л. С.\ д. м. н. Егоров А. Ю., психологи Иванов А. В., Иванова С. В.

 

Целевое назначение курса: формирование у студентов педагогичес ких и психологических специальностей базовых знаний в области теорк и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних, а так-1 же развитие навыков разработки, организации и реализации профилакти-] ческих программ в условиях образовательных учреждений.

Задачи курса:

1. Обосновать актуальность проблемы наркотизации несовершенно-) летних в современном обществе.

2. Сформировать у будущих специалистов мотивацию к здоровому об-| разу жизни и необходимости ведения профилактической работы в услови-| ях образовательных учреждений.

3. Обучить студентов теоретическим основам наркологии и специфи-J ки наркомании у детей и подростков.

4. Дать представление об общих закономерностях психического и лич-1 ностного развития детей и подростков и факторов способствующих нар-1 котизации.

5. Научить психолого-педагогическим методам и формам профилакти-1 ческой работы и формированию навыков и умений по их практическому [ использованию в профилактических программах с различными группами : детей и подростков, а также с их семьями и социальным окружением.

6. Дать представление об особенностях семейного воспитания, спо­собствующего наркотизации детей и подростков, семьях наркозависимых и работы с созависимыми.

7. Сформировать у студентов навыки и умения самостоятельно разра­батывать, организовывать и внедрять профилактические программы в ус­ловиях образовательных учреждений.

Студенты, освоившие курс смогут:

- овладеть широким спектром теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, пе­дагогика, психология, социология, основы менеджмента, объединяемых кругом проблем связанных с изучением профилактики наркомании у детей и подростков;

- получить представления об основных источниках риска возникнове­ния и формирования наркозависимости среди несовершеннолетних;

- получить основы знаний для определения и выявления признаков и проявлений наркомании и токсикоманий у несовершеннолетних;

- получить представления о специфике и содержании деятельности си­стемы учреждений, в которых детям и подросткам

филактическая анпшаркотическая помощь, а также лечение и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ);

- подготовиться к проведению профилактических мероприятий в кол­лективах детей и подростков, а также в их семьях с целью предупрежде­ния употребления ПАВ;

- получить представления о сущности реабилитации несовершенно­летних, употреблявших ПАВ, как о системе воспитательных, психологи­ческих, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от употребления ПАВ, ресоциализацию и ре-интеграцию в общество;

- ознакомиться с содержанием и организацией реабилитационных ме­роприятий непосредственно в образовательной среде в отношении детей и подростков, употребляющих ПАВ.

При реализации учебной программы предусмотрены следующие фор­мы подачи учебного материала на лекционных, практических и семинарс­ких занятиях:

- беседы преподавателя со слушателями;

- разбор конкретных случаев;

- обсуждение представленных слушателям программ и методов орга­низации профилактической роботы;

- тренинга;

- дидактические игры.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена по окончанию кур­са. В качестве практического занятия на экзамен представляется самосто­ятельная разработка программы профилактики наркомании в условиях об­разовательного учреждения с учетом специализации слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

Наименование разделов и тем

 

о "ЗГ

is S &1

 

Аудиторные занятия

 

ЛК*

 

ПР*

 

1

 

Введение в проблему наркотизма

 

4

 

 

 

 

 

1.1

 

Введение. История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции употребления ПАВ в России на современном этапе. Эпидемиология зависимостей от ПАВ

 

4

 

2

 

2

 

2

 

Основы наркологии

 

28

 

 

 

 

 

2.1

 

Основные понятия в наркологии

 

4

 

2

 

2

 

2.2

 

Нейро-физиологические механизмы

формирования химической зависимости

 

4

 

2

 

2

 

2.3

 

Алкоголизм как форма химической

зависимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

4

 

2

 

 

Наименование разделов и тем

 

*—\

о ш

L.   о 01   S

£ *

60 з-

 

Аудиторные занятия

 

ЛК*

 

ПР*

 

2.4

 

Общие проявления наркомании и токси-команий

 

4

 

2

 

2

 

2.5

 

Формы наркомании и токсикоманий

 

6

 

4

 

2

 

2.6

 

Социальные последствия химической зависимости

 

4

 

2

 

2

 

3

 

Адресат профилактической деятель­ности - дети и подростки

 

22

 

 

 

 

 

3.1

 

Особенности психологии детского, под­росткового и юношеского возраста

 

8

 

4

 

4

 

3.2

 

Факторы риска возникновения химиче­ской зависимости у несовершеннолетних

 

8

 

4

 

4

 

3.3

 

Особенности химической зависимости у несовершеннолетних

 

6

 

2

 

4

 

4

 

Основы и принципы антинаркотиче­ской деятельности

 

14

 

 

 

 

 

4.1

 

Принципы и стратегии антинаркотиче­ской деятельности

 

4

 

2

 

2

 

4.2

 

Основные виды и направления антинар­котической профилактической работы

 

6

 

2

 

4

 

4.3

 

Профилактика наркомании в системе образования

 

4

 

2

 

2

 

5

 

Организация профилактики нарко­мании в условиях образовательных учреждений

 

24

 

 

 

 

 

5.1

 

Организация работы по формированию навыков здорового образа жизни

 

4

 

2

 

2

 

5.2

 

Формы и методы психолого-педагогической профилактики

 

6

 

2

 

4

 

5.3

 

Психолого-педагогический мониторинг по выявлению «групп риска» в условиях образовательных учреждений

 

8

 

2

 

6

 

5.4

 

Дифференцированный подход к профи­лактике химической зависимости с уче­том возрастных особенностей, принад­лежности к «группе риска», половых различий, социальных факторов

 

6

 

4

 

2

 

6

 

Особенности профилактики наркома­нии при работе с семьями

 

4

 

 

 

 

 

6.1

 

Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема со-зависимости

 

4

 

2

 

2

 

 

 

ИТОГО:

 

96

 

46

 

50

 

 

Наименование разделов и тем

 

*—\

о ш

L.   о 01   S

£ *

60 з-

 

Аудиторные занятия

 

ЛК*

 

ПР*

 

2.4

 

Общие проявления наркомании и токсикоманий

 

4

 

2

 

2

 

2.5

 

Формы наркомании и токсикоманий

 

6

 

4

 

2

 

2.6

 

Социальные последствия химической зависимости

 

4

 

2

 

2

 

3

 

Адресат профилактической деятельности –

дети и подростки

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

3.1

 

Особенности психологии детского, подросткового и

юношеского возраста

 

8

 

4

 

4

 

3.2

 

Факторы риска возникновения химической зависимости у несовершеннолетних

 

8

 

4

 

4

 

3.3

 

Особенности химической зависимости у

несовершеннолетних

 

6

 

2

 

4

 

4

 

Основы и принципы антинаркотической

деятельности

 

14

 

 

 

 

 

4.1

 

Принципы и стратегии антинаркотической деятельности

 

4

 

2

 

2

 

4.2

 

Основные виды и направления антинаркотической

профилактической работы

 

6

 

2

 

4

 

4.3

 

Профилактика наркомании в системе образования

 

4

 

2

 

2

 

5

 

Организация профилактики наркомании в

условиях образовательных учреждений

 

24

 

 

 

 

 

5.1

 

Организация работы по формированию навыков

здорового образа жизни

 

4

 

2

 

2

 

5.2

 

Формы и методы психолого-педагогической

профилактики

 

6

 

2

 

4

 

5.3

 

Психолого-педагогический мониторинг по выявлению «групп риска» в условиях образовательных учреждений

 

8

 

2

 

6

 

5.4

 

Дифференцированный подход к профилактике

химической зависимости с учетом возрастных

особенностей, принадлежности к «группе риска»,

половых различий, социальных факторов

 

6

 

4

 

2

 

6

 

Особенности профилактики наркомании при

работе с семьями

 

4

 

 

 

 

 

6.1

 

Семья как адресат профилактической и

реабилитационной работы.

Проблема со-зависимости

 

4

 

2

 

2

 

 

 

ИТОГО:

 

96

 

46

 

50

 

 

Ill СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Введение в проблему наркотизлла

1.1. Введение

История вопроса употребления ПАВ. Особенности и тенденции упот­ребления ПАВ в России на современном этапе. Эпидемиология зависимо­стей от ПАВ.

Употребление ПАВ в доисторическую эпоху. Употребление ПАВ в ан­тичном мире. Употребление ПАВ в период средневековья. Начало употреб­ления ПАВ в Европе с медицинскими целями. Биологические, эволюцион­ные, психологические, социальные предпосылки употребления ПАВ человечеством. Формирование концепции болезни в отношении употребле­ния и зависимости человека от ПАВ. История противодействия употребле­нию ПАВ. Характеристика основных направлений и способов уменьшения распространенности наркотиков среди населения по опыту различных стран. Ограниченность карательных, запретительных, заместительных мер проти­водействия употреблению ПАВ.

История употребления ПАВ в России. Употребление ПАВ в Царской России. Употребление ПАВ в России в период советской власти. Современ­ное состояние проблемы употребления ПАВ в России. Основные виды и формы потребления ПАВ. Эпидемиология алкоголизма и наркомании в Рос­сийской Федерации. Основные тенденции распространения наркотиков в России: эпидемиологический рост числа наркозависимых, нарастающая феминизация наркопотребления, значительное снижение возраста начала потребления наркотиков. Взаимосвязь роста потребления наркотиков с уве­личением распространения опасных сопутствующих заболеваний — гепати­тов, ВИЧ-инфекций, СПИДа, заболеваний передающихся половым путем. Влияние употребления наркотиков на увеличение социально опасных по­следствий - самоубийств, насилия, безнадзорности детей и подростков, ро­ста социального сиротства, криминогенности в обществе. Основные отри­цательные демографические последствия распространения наркотиков среди молодежи. Употребление наркотиков несовершеннолетними - проблема на­циональной безопасности России. Современные государственные законода­тельные инициативы противодействия употребления ПАВ в Российской Фе­дерации. Характеристика государственной системы противодействия распространению наркозависимости в России. Государственно-администра­тивные и общественные меры борьбы с алкоголизмом и наркоманиями

Контрольные вопросы

1. Расскажите об особенностях употребления ПАВ в различные исто­рические эпохи.

2. Опишите биологические, эволюционные, психологические, соци­альные предпосылки употребления ПАВ человечеством.

3. Расскажите об этапах формирования концепции болезни в отноше­нии употребления и зависимости человека от ПАВ.

5.     Опишите исторические этапы противодействия употреблению ПАВ.

5. Каковы характеристики направлений и способов уменьшения рас­пространенности наркотиков среди населения?

6. В чем специфика развития употребления ПАВ в России?

7. Опишите современное состояние проблемы и основные тенденции употребления ПАВ в России.

8. Каковы современные государственные законодательные инициати­вы противодействия употребления ПАВ в Российской Федерации?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Дунаевский В. В., СтяжкинВ. Д. Наркомании и токсикомании. Л.: Медицина, 1991. С. 214

2. Лекции по наркологии. Под. ред. Н. Н. Иванца. М, 2000.

3. Пятницкая И. Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медици­на, 1994. С. 544

4. Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. СПб., 1999.

Дополнительная

1. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1999.

2. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 2000.

3. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению нарко-зависимости. Под. ред. А. Н. Гаранского. М.-СПб., 2000.

4. Фридман Л. С., Флеминги. Ф., Роберте Д. X., ХайманС. Е. (ред.) Наркология. М.; СПб.: «Бином» - «Невский диалект», 1998. 318 с.

5. Цетлин М. Г., Пелинас В. Е. Реабилитация наркологических боль­ных: концепция, программа. М.: «Анахарис», 2001. 48с.

6. Школа без наркотиков. 2-е изд. Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой, СПб., 2001.

Раздел 2. Основы наркологии

2.1. Основные понятия в наркологии

Медицинский, социальный и юридический аспекты понятия «нарко­тическое вещество». Список наркотических препаратов (четыре перечня наркотических средств) в Российской федерации. Единая конвенция о нар­котических средствах от 1961 года, Конвенция о психотропньгх веществах от 1971 года. Понятие психотропного вещества, стимулятора и допинга. Токсикоманическое (одурманивающее) средство. Алкоголь как вариант психотропного вещества.

Наркологическое определение психоактивного вещества (ПАВ). Поня­тия привыкания и пристрастия к ПАВ. Различия между злоупотреблением и зависимостью. Определение понятий злоупотребления наркотическими препаратами и злоупотребления токсикоманическими (одурманивающими) средствами; наркомании и токсикомании. Понятие химической зависимо­сти. Определение понятия аддиктивного поведения. Аддиктивное поведе­ние как проявление отклоняющегося поведения подростков.

2.2. Нейрофизиологические механизмы формирования химичес­кой зависимости

Информация о работе Обобщение взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте