Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Глава 3. .
.
.
.
.
.
.
.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
К концу XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемами различных ПАВ, за исключением курящих табак, составляет более 200 млн. человек и имеет устойчивую тенденцию к росту. В политической декларации специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН злоупотребление ПАВ, в частности наркомания и токсикомания были определены как главная угроза для полноценного развития молодежи. Актуальность данной проблемы применительно к нашей стране определяется прежде всего количественными и структурными изменением наркоситуации , основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направлени антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что началось массовое вовлечение в употребление наркотиков самой уязвимой части общества перед этим злом - детей и подростков.
Отсутствие в мировой практике действенных методов лечения наркомании, низкая эффективность существующих реабилитационных программ, особенно в отношении несовершеннолетних с зависимостью от псизоактивных веществ, - все это не дает оснований надеяться не успешное противодействие наркозависимости исключительно лечебными и реабилитационными методами, тем более в условиях все еще недостаточного финансирования системы психоневрологических диспансеров и реабилитационных центров. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркомании, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной пропаганду борьбы с наркоманией, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.
Сегодня в России просматриваются следующие основные особенности и тенденции детской, подростковой и юношеской наркомании:
- рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
- значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
- нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
- высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;
- тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
- широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;
- феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
- неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;
- проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
- все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить ее решение на правоохранительные органы;
- тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий и одноразовых кампаний;
- все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
- существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);
- в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;
- существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировыми показателями;
- действующая система финансирования профилактических мероприятий, реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы; ситуация с реабилитацией способствует созданию мифа о неизлечимости наркомании, что приводит к утяжелению положения наркоманов;
- наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения сопутствующих заболеваний - гепатитов, ВИЧ-инфекции и СПИДа, заболеваний, передаваемых половым путем.
Важным следствием роста наркозависимости стали увеличение уровней безнадзорности, социального сиротства и подростковой преступности.
В сложившейся ситуации в России, в сфере профилактики зависимости от психоактивных веществ основные усилия направлены на превентивное образование обучающихся в образовательных учреждения. Введены новые дисциплины - «Основы безопасности жизнедеятельности», валео-логия, косвенно ориентированные на профилактику наркомании. Однако нельзя не учитывать, что в настоящее время в экстренной профилактической и реабилитационной помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных
школьников и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики в образовательных учреждениях. Отсутствуют специализированные реабилитационные учреждения для детей, страдающих наркоманией. Квалифицированная помощь детям с аддиктивным поведением, алкогольной или наркотической зависимостью оказывается, в основном, только в медицинских наркологических и психиатрических отделениях. С другой стороны, существующие программы, методические рекомендации, пособия по проблемам антинаркотического воспитания, как правило, перегружены медицинской, биологической информацией с акцентом на важность ведения здорового образа жизни. При этом в программах профилактической и коррекционно-реабилитационной помощи практически отсутствует дифференцированный подход к различным возрастным группам несовершеннолетних.
Министерством Образования России, органами управления образованием субъектов Российской Федерации принимаются определенные меры по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних и молодёжи. В программы образовательных учреждений вводятся курсы по проблемам аддиктивного поведения, профилактики алкоголизма и наркомании. Разрабатываются и внедряются новые образовательные программы и педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
К сожалению до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с несовершеннолетними и молодыми людьми, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения и коррекции аддиктивного поведения у детей и молодежи. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркомании у несовершеннолетних и молодежи; практически отсутствуют специальные учебные программы.
Основными проблемными ситуациями, без разрешения которых не может быть реализована эффективная антинаркотическая профилактика, являются:
- недостаточная компетентность и отсутсвие целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми и подростками;
- проблема взаимодействия общества, различных ведомств, государственных учреждений и негосударственных организаций и семьи;
- необеспеченность реальной социально-правовой защиты детей.
-
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью повышения эффективности антинаркотического воспитания в учебных заведениях ,что невозможно без введения в подготовку специалистов, работающих с детьми, в первую очередь педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, учебных дисциплин по изучению проблем профилактики и реабилитации наркомании у детей и подростков.
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Глава 1. Состояние проблемы.
Как уже отмечалось, ситуация с распространением злоупотребления ПАВ
представляется очень серьезной.
По данным Центра социологических исследований Минобразования России на 2003 год:
Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет составляет 61,3 % т.е. 6 млн. 720 тыс. человек. Средний возраст начала курения составляет 11,5 лет.
Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет т.е. 8 млн. 968 тыс. человек. Средний возраст начала потребления алкоголя 13 лет.
Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие его хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет – 44,8% т.е. 4 млн. 910 тыс. чел. Средний возраст первой пробы 14 лет.
6,5% – Пробовали всего один раз.
10,2% – Пробовали несколько раз.
6,6% – Потребляют не чаще 2-3-х раз в месяц.
2,6% – Потребляют примерно один раз в неделю.
2,4% – Потребляют примерно 2-3 раза в неделю.
1,5% – Потребляют ежедневно.
70,2% – Никогда не потребляли.
Коротко необходимо остановиться на иллюзиях и мифах, характерных для каждого из этих участников профилактического процесса.