Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Дети, подростки и молодежь
Молодежь более старшего, не подросткового поколения, выступает по преимуществу «транслятором» наркотической субкультуры и облегченного отношения к наркотикам. Мы можем и должны констатировать существование определенной «возрастной волны» (преимущественно со стороны юношей) в трансляции «нового» отношения к наркотикам, особенно в среде девочек-подростков. Это своеобразный вызов со стороны особой молодежной наркотической субкультуры, которая базируется и в учреждениях культурно-развлекательной сферы (дискотеки, клубы и др.) и, к сожалению, в образовательных учреждениях. Данная субкультура пропагандирует следующие ценности:
наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «легкие»;
наркотики делают человека «свободным»;
наркотики помогают решать жизненные проблемы;
наркотики могут и должны быть легализованы.
Определенный вклад в формирование этих ценностей, определяющих так называемое разрушающее поведение, внесли и вносят средства молодежной массовой информации.
Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить прием наркотиков при личном желании, «волевом усилии», хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами. Мы можем говорить о том, что психологический барьер в виде своеобразного табу среди несовершеннолетних на прием наркотиков преодолен и в большинстве случаев в детско-подростковой среде отсутствует активная психологическая защита по отношению к первой пробе и последующему приему наркотиков.
В детско-подростковой среде распространена достаточная информированность о видах наркотических средств и эффектах их действия. Эта осведомленность сочетается с пассивным отношением к приему наркотических средств среди сверстников по двору, классу. Такая пассивность, помноженная на относительную несложность приобретения и доступность психоактивных веществ, их включенность в досуговый образ жизни, и придает угрожающий характер наркогенной ситуации.
Именно поэтому мы исходим из того, что вся детско-подростковая среда с учетом, конечно, возрастной специфики является объектом ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы, реализуя, например, такие интересные профилактические программы как «Ровесник - ровеснику». На наш взгляд, именно в этом залог формирования жизненной установки молодых на активное противодействие при вовлечении их в наркотизацию.
Руководство и педагогические работники образовательных учреждений
В настоящее время школа с трудом, но преодолевает, во-первых, сугубо информационно-просветительский подход к наркотической теме, во-вторых, своеобразную позицию, связанную с замалчиванием “наркотических” проблем, если такие случаи действительно появились в школе, попытками «тихим», незаметным для родительского актива способом избавиться от подростка, замеченного в употреблении наркотиков, “убрать” его из класса и школы. Многие родители (например, младших школьников) только приветствуют такую позицию и могут школе в этом помогать. Кроме того, для школы часто еще характерна тенденция перекладывания ответственности за осуществление систематической профилактической антинаркотической работы: в лучшем случае на отдельных специалистов в самом образовательном учреждении (например, школьного врача или психолога), в худшем - на другие, «непедагогические» структуры (здравоохранение, милицию, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.).
Все эти подходы мы считаем малоэффективными. Стремление же скрыть существование проблемы, избавиться от обучающихся, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами, и вовсе противоречит основным принципам государственной политики в области образования, целям и задачам профилактической работы в образовательной среде, нарушает права детей и подростков.
В соответствии с Законом «Об образовании» администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за защиту детей от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ и вовлечения в незаконный оборот указанных веществ. В образовательном учреждении должна осуществляться целенаправленная комплексная работа по предупреждению злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными и одурманивающими веществами и их незаконного оборота среди обучающихся. Указанную работу должен координировать специально назначенный работник образовательного учреждения (например, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и т.д.).
Образовательное учреждение должно принимать меры к выявлению обучающихся, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, другими одурманивающими веществами и (или) участвующих в незаконном обороте указанных веществ, а также обучающихся группы риска употребления психоактивных веществ. Необходимо вести учет таких обучающихся, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу. При этом действия администрации должны быть направлены не на выталкивание таких подростков и молодых людей из образовательного учреждения, а на оказание им необходимой психолого-медико-
На практике и в микрорайоне обслуживания и проживания детей, и в самой школе именно школа должна выступать своеобразным «генератором общественного договора» между основными участниками профилактического процесса, т.е. учащимися, родителями, общественными объединениями, действующими в микрорайоне, об организации и поддержании и в микрорайоне, и в школе “экологически чистого” в отношении наркотиков климата.
В этой работе, ориентированной больше на психологическую поддержку детей и родителей, на формирование активных жизненных ценностей, практически не остается места известным нам по антиалкогольным компаниям эпизодическим лекциям «О вреде употребления...» и другим разовым антинаркотическим мероприятиям.
Семья, родители и микросоциальное окружение
Это очень важный участник профилактического процесса, к сожалению, достаточно сильно подверженный ошибочным иллюзиям типа «нашего ребенка наркотическая беда обязательно обойдет». Это одна из первых родительских иллюзий, которая в целом связана с двойственностью родительского сознания. Родители спокойно воспринимают информацию о наркотиках вообще, но дают аффективные или даже панические реакции, когда сталкиваются с наркотиками через любимых дочерей и сыновей. Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно. При этом, непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители зачастую не знают, что делать, и в результате остаются один на один со своей проблемой. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение.
Краткий обзор ключевых проблем, затрагивающих на социально-психологическом уровне основных участников профилактического процесса, позволяет сделать вывод о необходимости принятия следующих организационно-технологических мер:
1. На региональном и федеральном уровнях необходимо разработать и обеспечить действенное системное отслеживание, социально-психологический мониторинг всей наркогенной ситуации. Мониторинг должен не только выявлять привычные для нас субъективные оценки того, как мы относимся к наркотикам, но предусматривать определение и динамику развития базовых элементов наркогенной ситуации в регионе (наиболее распространенные в регионе наркотики; потребители и распространители; основные пути распространения в досуговой, образовательной, семейной среде; основные структуры и действенные программы профилактической работы и т.д.). Такой мониторинг не только будет давать реально отражающую положение дел информацию, но станет эффективным средством регулирования наркоситуации в регионе.
2. В рамках целевых антинаркотических программ в каждом регионе организовать региональные центры профилактики злоупотребления психоактивными веществами, а также центры реабилитации детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами. Необходимость их организации основана на том, что активная профилактическая работа должна проводиться систематически, действенно, на серьезной, постоянно обновляющейся методической основе. При этом необходимо учитывать своеобразие проблем, связанных с началом злоупотребления наркотиками. Практически профилактическая помощь должна быть самым тесным образом увязана с программами реабилитации, т.е. восстановления в семье, в школе, в кругу сверстников ребенка, который начал наркотизироваться. Не проводя этой реабилитации серьезным и профессиональным способом, мы практически оставляем всех детей, не устоявших перед первой пробой, в зоне наркотического влияния.
3. Для проведения активной профилактической и реабилитационной работы в группах злоупотребляющих и в группах риска наркотизации необходимо как на региональном, так и на федеральном уровне провести серьезную работу по совершенствованию нормативной базы, регулирующей указанную деятельность. В настоящее время мы находимся в определенной малоуправляемой ситуации. С одной стороны, практика заставляет педагогов все шире разворачивать формы активной профилактической и реабилитационной работы, с другой – существующее законодательство о наркотиках, об оценке токсико-наркотического опьянения, о возможности осуществления реабилитационной работы в немедицинских учреждениях ограничивают формы такого вмешательства.
4. Развивать через школьные службы постоянное и доверительное взаимодействие всех активных участников профилактического процесса (обучающихся, родителей и других эмоционально значимых для подростков и молодежи лиц, педагогов, психологов и воспитателей) с действующими центрами профилактики и реабилитации, неформальными реабилитационными сообществами, информационными молодежными средствами, общественными и религиозными объединениями в целях изменения отношения общества к поведению, связанному с потреблением наркотиков, формирования в детско-молодежной среде активных жизненных установок, негативного отношения к легализации наркотиков.
5. Разрабатывать и внедрять целевые обучающие программы, охватывающие детей с младшего школьного до юношеского возрастов, ориентированные на различные возрастные периоды и на различные группы риска наркотизации.
С учетом актуальности проблем распространения наркомании среди детей и молодежи приказом Министра образования Российской Федерации от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде признаны приоритетными в деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Приказом от 17.12.99 № 1226 утвержден план основных мероприятий Минобразования России по выполнению федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы”.
В целях реализации указанной федеральной целевой программы Министерством осуществлен ряд конкретных мероприятий.
Как уже было сказано, разработана Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Концепция предусматривает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг). При этом профилактическая работа должна быть обращена и к тем детям и молодым людям, которые еще не сталкивались с ситуацией наркотизации (первичная профилактика), и к тем, которые начали “экспериментировать” с наркотиками (вторичная профилактика), и к тем, у которых сформировалась наркозависимость (третичная профилактика, или реабилитация).
В целях обеспечения единого подхода к формированию принципов и основных механизмов антинаркотической работы в системе образования России создан Федеральный экспертный совет при Министерстве образования Российской Федерации по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В состав Совета включены представители не только системы образования, но и органов и учреждений иной ведомственной принадлежности (Минздрав, МВД), а также общественных организаций. К основным задачам Совета относятся экспертная оценка материалов и программ в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи, определение единой позиции по вопросам осуществления взаимодействия с общественными и религиозными организациями, а также со средствами массовой информации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
Как отмечалось выше, Министерство считает необходимым создание сети региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и принимает меры по открытию подобных учреждений в ряде регионов России (предполагается, что уже в 2001 году начнет функционировать такой центр в Московской области). Министерством разработаны концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. В настоящее время завершается подготовка пакета нормативно-методических материалов по данному направлению антинаркотической работы.
В деятельности по профилактике наркомании в образовательной среде также активно используются ресурсы уже имеющихся структур: службы практической психологии, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).
Одним из необходимых условий эффективности антинаркотической работы является обучение и повышение квалификации специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и работников образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании среди детей и молодежи. Министерством разработана программа обучения специалистов, планирующих и осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. В 2001 году Министерство организовало на регулярной основе проведение обучающих курсов по данной проблематике. В Правительство Российской Федерации внесены предложения по организации в 2002 г. обучения работников образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании на базе 7 федеральных округов.