Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:55, дипломная работа
Целью настоящей работы является обобщение и оценка существующих взглядов на особенности формирования наркотической зависимости в детском и подростковом возрасте, анализ предложенных в Образовательной программе Министерства Образования методик противодействия распространению злоупотребления ПАВ среди учащихся а также оценка программы «Профилактика наркоманий у детей и подростков», разработанной в соответствии с рекомендациями Образовательной программы Мин.Образования. для введения в государственный образовательный стандарт по специальностям «Специальная психология» (031900) и «Социальная педагогика» (031300) для углубленной подготовки специалистов в области профилактики наркоманий среди учащихся
Задачами работы являются :
описание биологических, возрастных, социально-психологических механизмов и закономерностей, определяющих особенности распространения наркоманий и токсикоманий в среде учащихся;
систематизация методологических принципов организации эффективного процесса профилактики наркомании, изложенных в Образовательной программе Министерства Образования;
рассмотрение на примере курса «Профилактика наркоманий у детей и подростков» возможности формирования у будущих специалистов понимания психолого-педагогических методов работы с различными группами детей и подростков, с их семьями и социальным окружением.
Введение
Глава 1. Состояние проблемы.
Распространенность наркомании.в России
Теоритические обоснования причин возникновения.наркоманий
Глава 2. образовательная программа министерства образования.
Характеристика участников профилактического процесса.
Организационные мероприятия.
Региональная программа профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью..
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Важная роль в антинаркотической профилактической работе отводится группам само- и взаимопомощи, объединениям родителей, подростков и молодежи. Разрабатываются обучающие программы-тренинги для подростков и молодежи, направленные на формирование у них активной психологической защиты от приема наркотиков, подготовку волонтеров для работы в детско-молодежной среде. Работа в данном направлении активно ведется в Кемеровской, Ульяновской областях, Санкт-Петербурге. В марте 2001 года в г. Ульяновске состоялась научно-практическая конференция “Комплексная подготовка лидеров среди детей и молодежи в области профилактики наркозависимости”, на которой были обсуждены основные направления развития волонтерского движения в детско-молодежной среде.
Безусловно, система образования не в состоянии самостоятельно решить все проблемы, связанные с предупреждением наркомании среди детей и учащейся молодежи. Непременным условием эффективности антинаркотической работы является участие в этой деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур.
Особое внимание уделяется обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в образовательной среде, в частности, в вопросах выявления и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях; восстановления системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе – системы проведения ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся (возможно, с обязательным тестированием на употребление наркотических средств или психотропных веществ, для чего потребуется соответствующая законодательная база); обеспечения защиты граждан, в первую очередь, несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
В настоящее время Министерство в целях ликвидации имеющихся правовых пробелов в этой области совместно с Минздравом России, МВД России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает проекты соответствующих нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что выполнение многих мероприятий, направленных на профилактику наркомании среди детей и молодежи, возможно только при условии обеспечения целевого выделения средств. Важной составляющей частью борьбы с наркоманией в России является федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”. К сожалению, в 1999-2000 годах данная программа фактически не финансировалась; лишь в декабре 2000 г. Минобразованию России были впервые частично выделены средства на ее реализацию. В 2001 г. программа профинансирована в полном объеме, что позволило выполнить практически все предусмотренные мероприятия.
В рамках федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы» Министерством запланирован ряд первоочередных мероприятий по профилактике наркомании в образовательной среде, в том числе:
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений;
обеспечение учебно-методическими пособиями кабинетов профилактики наркомании при образовательных учреждениях; проведение ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;
разработка, издание и внедрение в образовательный процесс учебных программ для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни;
поддержка экспериментальных учреждений в системе образования и по делам молодежи, реализующих инновационные программы и проекты по профилактике наркомании среди детей и молодежи;
создание трех центров реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (Краснодарский край, Ульяновская и Самарская области).
Только разработка и последовательная реализация комплексной системы мер, направленных на разрешение основных проблем в сфере профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи, позволит обеспечить эффективность антинаркотической работы и преодолеть негативные тенденции развития наркоситуации
«РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ»
По заказу Минобразования России учеными и специалистами различных практик в области педагогики, психологии, наркологии, детско-подростковой психиатрии, социологии и права ведущих научных центров России (Национальный научный центр наркологии Минздрава России, Институт педагогических инноваций Российской академии образования, Российская медицинская академия последипломного образования, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел России, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России и др.) была разработана образовательная программа повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной сферы по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью.
Концептуальная основа образовательной программы
Разработку профилактической образовательной программы необходимо рассматривать в контексте основных задач реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 – 2004 годы» и Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Министерства образования Российской Федерации.
Общая формула профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) давно известна: снижение спроса + снижение предложения. При этом снижение предложения должно несколько опережать снижение спроса, как бы ориентируя в нужном направлении.
Если использовать типологию этапов реагирования на социальную проблему (злоупотребление несовершеннолетними наркотиками и другими ПАВ), то в нашей стране позади остались такие этапы, как отрицание проблемы, панические реакции, и сейчас мы находимся на этапе разрозненных инициатив, постепенно приближаясь к этапу скоординированного системного ответа.
Цель образовательной программы - профессиональная подготовка специалистов, способных организовывать комплексные мероприятия по построению региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Задача программы - обучить специалистов различных социальных практик:
1. Технологиям проведения профилактической работы с детьми и молодежью.
2. Технологиям инициации, разработки и внедрения программ и проектов по профилактике злоупотребления ПАВ в различных целевых группах (учащиеся, члены семей учащихся, педагоги и специалисты учреждений образования, значимые другие лица учащихся).
3. Технологиям наращивания кадрового, организационного, технологического, информационного, политического потенциала проекта и укрепления структуры его управления:
привлечение волонтеров;
создание попечительских советов;
взаимодействие с фондами и организациями, осуществляющими поддержку работ по профилактике злоупотребления ПАВ;
освоение технологий проектной деятельности;
освоение передовых психолого-педагогических и социальных технологий по профилактике злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;
разработка стратегий работы со СМИ.
Образовательная программа предназначена для формирующейся команды специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи в регионе и желающих включиться в процесс внедрения базовой профилактической модели.
Принципы построения образовательной программы
Федеральный компонент образовательной программы опирается на следующие принципы:
координация профилактической работы в регионе;
системная и дифференцированная работа со всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, «экспериментаторами», «зависимыми» от ПАВ) с охватом всех основных значимых других лиц;
сочетание инициирующих и поддерживающих интервенций;
обучающие циклы («тренинг тренеров», «равные – равным»;
формирование и саморазвитие актива во всех целевых группах;
циклическое расширение охвата участников профилактической программы;
мониторинг ситуации и мониторинг эффективности профилактической программы.
Уровни реализации программы
Формирующаяся Минобразованием России система профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ в организационном отношении включает программы нескольких уровней.
Федеральный уровень:
координация всей профилактической деятельности,
выявление региональных ресурсов,
научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение,
определение минимального стандарта профилактических и реабилитационных мероприятий,
супервизия, экспертиза и контроль хода реализации региональных профилактических программ.
Региональный (местный) уровень:
привлечение местных ресурсов,
разработка стратегии реализации региональной профилактической программы с опорой на кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность,
практическая реализация профилактической программы,
учет специфики региональных условий (климато-географических, демографических, социально-экономических, культуральных и др.),
учет предшествующего позитивного и негативного опыта профилактической работы,
экспертиза и контроль хода реализации региональной программы.
Уровень отдельных социальных групп:
включение в профилактическую деятельность всех значимых других лиц (ЗДЛ) несовершеннолетних «группы риска» или имеющих опыт приема ПАВ,
одновременное решение проблем самих ЗДЛ.
Оптимальная базовая (т.н. федеральная) модель должна быть реализована на региональном (местном) уровне с учетом его специфики.
Преимущества такого подхода:
1. Сочетание федеральных и региональных профессиональных и материальных ресурсов, которые могут быть привлечены к реализации профилактической программы.
2. Инициирующее действие команды (создание прецедентов регионального уровня).
3. Формирование актива из целевых групп.
4. Реальная поддержка местной общественности и формирование реального волонтерского движения на региональном уровне.
5. Возможность координации усилий разных ведомств, расположенных на данной территории.
При этом одновременно проводятся:
1. мероприятия по снижению предложения ПАВ (деятельность оперативных служб);
2. мероприятия по снижению спроса на ПАВ;
3. ресурсно-информационная и организационно-методическая поддержка (федеральная и региональная администрация, научные центры, ВУЗЫ, ССУЗЫ, ППМС-центры, психологическая служба образования, наркологическая служба и др.).
Координация профилактической программы в регионе
Для координации профилактической программы в регионе целесообразно создание координационной группы (КГ), которая включает специалистов разного профиля и работает по принципу команды. Профилактическая деятельность - основное занятие. Необходимы продуманная мотивация и разнообразная стимуляция работы членов КГ. Работе КГ должны сопутствовать общая идеология, разделяемая всеми членами КГ концепция и программа профилактики в регионе.
Для достижения взаимопонимания внутри команды желательно совместное прохождение подготовки или тренинга. КГ – «первый тренер» в регионе. Ею инициируются последующие «тренинги тренеров».
Основу профилактической деятельности в каждой целевой группе составляют обучающие циклы.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – УЧАЩИЕСЯ
А. Формирование актива, стимуляция и поддержка саморазвивающегося движения (тренинг тренеров).
Б. Повторяющиеся обучающие циклы с увеличением охвата (равный - равному).
В. Работа с отдельными группами (группы повышенного риска, группы с проблемным потреблением ПАВ).
Минимум базового обучающего цикла:
1. Информационный блок.
2. Тренинг ассертивности, включая техники отказа; тренинг разрешения проблем; коммуникативный тренинг.
3. Психическая саморегуляция; работа с чувствами.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – ПЕДАГОГИ И СПЕЦИАЛИСТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ