Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа
В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.
•Введение 3
◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6
◦§2. Причины приема наркотических средств 16
◦§3. Формы профилактики наркомании 26
◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38
•Заключение 48
•Список Используемой литературы 50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"
Институт социального образования
Кафедра социальной работы
Курсовая работа
Профилактика
наркотической зависимости
Исполнитель: студент группы очного отделения
______ _______________________
дата подпись
Научный руководитель:
ассистент кафедры
социальная работа
Оценка: ______________
_____ _______________________
дата подпись
Екатеринбург 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи. Правительство РФ приняло Целевую Федеральную Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".
В конце XX века злоупотребление наркотическими веществами приняло характер эпидемии. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ составляет более 500 млн. человек, а в России (по данным Минздрава РФ) количество наркопотребителей к 2000 году составляло 315 тыс. человек, реальная же численность превышает этот показатель в 8-10 раз. [30, с.31]
Н.С. Видерман, Н.А. Сирота, И.И. Хажилина, В.М. Ялтонский, отмечают, что стремительный рост показателей связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2010 года
Результаты исследования показали, что наркотическая зависимость может быть охарактеризована как психическое и поведенческое расстройство, вызванное неоднократным употребление психоактивных веществ. На ее развитие у подростков влияют социальные, психологические и медико-биологические факторы [25, с.54].
Противоречие между распространением подростковой наркомании и недостаточной разработанностью моделей профилактики наркозависимости в отечественной науке и практике обусловило актуальность данного исследования.
Проблема: заключается в том, что, несмотря на принимаемые меры, среди подростков продолжает увеличиваться количество детей, юношей и девушек, склонных к употреблению наркотиков и наркозависимости среди них.
В
работе использованы
разработанные социально-
Основная цель этих подходов, выводов и рекомендаций состоит в развитии у подростков рефлексивной функции личности, свойств и качеств, позволяющих им в дальнейшем избежать приобщения к наркотизации, а также в формировании жизненных навыков и антинаркотических установок, определяющих их отношение, поведение и действия причастные к наркотическим веществам.
Объект исследования - процесс профилактики наркотической зависимости у подростов.
Предмет исследования - особенности профилактики наркотической зависимости у подростков.
Цель исследования - изучить особенности наркотической зависимости подростков и определить условия ее профилактики.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что профилактика молодежной наркомании является эффективной при соблюдении следующих условий:
благоприятной окружающей среды
социально психологической обстановки
микросоциальных факторов
Задачи:
На основе разработанных положений по проблемам наркотической зависимости человека выявить особенности ее проявления у подростков.
Изучить технологию профилактики наркотической зависимости у подростков.
Определить условия продуктивной профилактики наркозависимости подростков.
Методы исследования:
- теоретические: обобщение, анализ теоретических источников по заявленной проблеме;
- эмпирические: беседа с сотрудниками Центра "Нарконон-Урал"и анализ их деятельности
База исследования: Центр реабилитации наркозависимости "Нарконон-Урал", город Берёзовский.
§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции
На современном этапе профилактика представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья людей, включая меры, принимаемые в семье, медицинскими учреждениями, и, в первую очередь, детскими педиатрами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями и администрациями школ, правоохранительными органами и организациями, занимающимися вопросами молодежи, и, наконец, государством и правительством. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. Вторичная профилактика подразумевает меры по задержанию развития болезни. Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер [4, с.76].
Когда мы сталкиваемся с любой проблемой, то совершенно естественно ищем причины ее появления, понимание которых поможет нам выработать эффективные стратегии ее решения. Поиск причин охватывает внешние и внутренние факторы, взаимосвязь различных данных, определение ведущих и дополнительных причин, повлиявших на сформировавшиеся трудности. Выявление структуры позволяет выстроить систему предупреждения возможных рецидивов.
В таких условиях возникает необходимость построения системы профилактических действий, под которой будет пониматься совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению нежелательного явления, а также разработка мер по его предупреждению [4, с.85].
Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, которая является наиболее массовой и эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияний условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния провоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.
Повышение устойчивости к изменяющимся условиям в широком смысле понимается многими исследователями как повышение адаптивных способностей организма, что сказывается на качестве приспособительных навыков в течение определенного времени и вариативности применения. Если организм обладает ограниченным репертуаром адаптивных способностей и навыков, то это, в свою очередь, может явиться уже не фактором защиты, а фактором риска. Только изменяющийся организм способен реагировать на изменяющиеся условия среды [10,c.165].
Э.А. Бабаян отмечает, что классификация ВОЗ уменьшает значение первичной профилактики, но только она является истинной. Первичная профилактика была разделена им на радикальную, включающую изменения социально-культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, спорт, санитарное просвещение и т.п., а также меры, запрещающие и контролирующие, раннюю профилактику, под которой подразумевалось выявление злоупотребления без зависимости и предупреждение ее развития. Вторичную и третичную профилактику Э.А. Бабаян и М.У. Гонопольский относят к условным, так как они направлены уже на выявление ранних стадий болезни (запоздалая профилактика), на предотвращение рецидивов (поздняя профилактика) и принудительное лечение далеко зашедших хронических случаев (терминальная профилактика) [2, с.133].
Предложено также иное разделение профилактики на первичную, вторичную и третичную в зависимости от поля деятельности. К первичной профилактике относят все, что адресовано ко всему населению (от системы запретов и наказаний до санитарного просвещения), вторичная профилактика направлена на выявление групп риска, а третичная - непосредственно на злоупотребляющих лиц. Одной из важнейших проблем профилактики является консолидация усилий ведомств и учреждений, так или иначе имеющих к ней отношение.
В этой связи необходимо прояснить позиции участников профилактического процесса. Во-первых, это организации, которые объединяются под руководством одного курирующего ведомства. Выделение главного элемента в профилактической структуре позволяет оптимизировать деятельность всей системы, четко определить объем и направление усилий, сформулировать ожидаемые результаты, выделить ответственных на отдельных этапах. Целесообразно будет создание нового органа, который возложит на себя подобные функции и сможет объективно проанализировать возможности каждой подведомственной организации в реализации профилактической программы, скорректировать ее для различных возрастных и социальных групп [15,c.124].
Во-вторых, это собственно те, на кого направлены профилактические мероприятия, т.е. население в широком смысле слова. Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.
Под профилактический натиск в настоящее время попадают подростки. С одной стороны, это правильно: этот возраст кризисный. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. Это и граница детства, и граница взрослости; это время перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый еще не освоен, старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решение основных задач дальнейшего развития [5, с.34-35].
С другой стороны, сгладить остроту переживания возможно за счет подготовки подростка к предстоящим изменениям. Обучая ребенка навыкам преодоления возникающих трудностей, мы обеспечиваем подростку максимально безболезненное преодоление пространства между детством и взрослостью.
Взрослое население крайне мало охвачено профилактической работой. Это можно объяснить двумя причинами. В фокусе профилактической работы оказываются в основном подростки, на долю взрослых приходятся малоэффективные, массовые формы работы, когда акцентирования внимания на отдельной личности не происходит. Это влияет на формирование у взрослых пассивной и незаинтересованной позиции, что не может не сказываться на взаимодействии со своим ребенком-подростком. Подростку будет труднее вырабатывать ответственное отношение к своим действиям и поступкам, если родители не будут демонстрировать подобное поведение.
Для того чтобы превентивные меры имели высокий коэффициент полезного действия, необходима система профилактических мероприятий. Планируя систему профилактики, необходимо учитывать следующие особенности ее построения [6, с.97].
Преемственность. Рассматривая этот принцип, хочется выделить два аспекта понимания этой особенности. Во-первых, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в странах, давно столкнувшимися с этой проблемой. Имея рабочие модели профилактики, выстраивать собственную систему превентивных мероприятий легче и эффективней, опираясь на плюсы и минусы их применения [17,c.167].
Информация о работе Профилактика наркотической зависимости подростков