Изучение интернет-зависимости у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы изучить интернет-зависимость у подростков и предложить меры предосторожности от интернет-зависимости.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
ознакомиться с проблемой;
выяснить причины интернет-зависимости;
провести практическую часть исследования на выявление интернет- зависимости;
разработать и предложить профилактические рекомендации;
сформулировать выводы;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Интернет-зависимость и ее психологическая характеристика……....4
Масштабная проблема – интернет-зависимость у подростков…………..4
Интернет-зависимость – болезнь подрастающего поколения…………….4
Причины интернет-зависимости у подростков…………………………....4
Признаки интернет-зависимости у подростков…………………………....5
Методика и результаты проведения исследования интернет-зависимости у подростков…………………………………………………………………………………..6
Мероприятия по решению проблемы интернет-зависимости у подростков…………………………………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………….8
Список используемых источников……………………………………….9
Приложения…………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Копия Изучение интернет-зависимости у подростков.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Изучение  интернет-зависимости у подростков

 
 

                                                                                 

                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

                                                                                                                                                       

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Интернет-зависимость и ее психологическая характеристика……....4
  1. Масштабная проблема – интернет-зависимость у подростков…………..4
  1. Интернет-зависимость – болезнь подрастающего поколения…………….4
  2. Причины интернет-зависимости у подростков…………………………....4
  3. Признаки интернет-зависимости у подростков…………………………....5
  1. Методика и результаты проведения исследования интернет-зависимости у подростков…………………………………………………………………………………..6
  1. Мероприятия по решению проблемы интернет-зависимости у подростков…………………………………………………………………………………..7    
  2. Заключение………………………………………………………………….8
  3. Список используемых источников……………………………………….9                                    
  4. Приложения…………………………………………………………………10
 
 

Введение

     Алкоголь, наркотики, азартные игры.… К этим трём врагам человека стремительно присоединяется еще один – интернет. Интернет становится все более популярным и многоцелевым, так как с его помощью можно получать самую разную информацию. Интернет - информационная революция. А прогресс, как известно, остановить невозможно. Его плодами пользуются так же, как и всеми другими достижениями цивилизации, приспосабливая к своим личным целям, нуждам, потребностям. С одной стороны, интернет дает колоссальные возможности для развития кругозора человека. С другой — на нем можно болезненно зациклиться. Что нередко и происходит. Интернет не может развить умение общаться. Скорее наоборот. Многие люди признаются, что им печатать на компьютере легче, чем что-то написать на бумаге. Так же и при живом контакте интернет-фанат может забыть, какие слова и как надо говорить, как себя держать. Так можно постепенно превратиться в биоробота, одну из «живых клеток», элементов мировой сети! В наше время трудно представить себе подростка, который не был бы знаком с интернетом, поэтому особенно важно рассмотрение этой проблемы для подростков, когда интернет-зависимость начинает только зарождаться.

     Актуальность нашей работы в том, что с появлением интернета во многих семьях к этой теме появился особый интерес, и состояние данного вопроса в школе раньше не изучалось.

     Объектом данной работы является интернет-зависимость у подростков.

     Цель работы состоит в том, чтобы изучить интернет-зависимость у подростков и предложить меры предосторожности от интернет-зависимости.

     Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

      • ознакомиться с проблемой;
      • выяснить причины интернет-зависимости;
      • провести практическую часть исследования на выявление интернет-      зависимости;
      • разработать и предложить профилактические рекомендации;
      • сформулировать выводы;

     Гипотеза: подростки подвержены интернет-зависимости. 
 
 
 
 
 
 

Интернет-зависимость  и ее психологическая характеристика.

     1.Масштабная проблема – интернет-зависимость у подростков.

     Бурное  развитие информационных технологий привело  к появлению новой психологической  зависимости, получившей название интернет-зависимости. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. Отдельно различают психологическую зависимость от интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Сеготики - это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. С каждым годом все больше людей становятся зависимы от интернета, который заменяет им друзей и общение.

     2. Интернет-зависимость – «болезнь» подрастающего поколения.

     13-летний  подросток ограбил родных бабушку  с дедушкой, чтобы пойти в интернет - кафе... Старшеклассник, наигравшись в игру, жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников... 11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.

     Основная  группа зависимых людей находится  в возрасте от 10 до 16 лет. Ведь подростки быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

       Эту проблему изучили в Новосибирске, где была разработана методика лечения подобных заболеваний. В Китае пришлось открыть реабилитационный центр для больных такого рода.

     3. Причины интернет-зависимости у подростков.

     Одним из важных факторов формирования интернет зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты. Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным. Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше людей подросткового периода, подверженных компьютерной зависимости. В среднем для субъекта требуется не более полугода для становления интернет-зависимости.

     4. Признаки интернет-зависимости у подростков.

     Основные  признаки интернет-зависимости:

  1. лгут, отвечая на вопрос, сколько времени они проводят за компьютером;
  2. наблюдается сильный спад физической активности и социального общения;
  3. пренебрежительно относятся к выполнению домашних и семейных обязанностей;
  4. тратят большое количество денег на покупку дорогого  оборудования;
  5. когда сталкиваются с проблемами в реальной жизни, то даже не пытаются их решить. Вместо этого погружаются в виртуальную реальность;
  6. испытывают постоянную потребность находиться в сети;
  7. уверены в том, что компьютер абсолютно безопасен для их здоровья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика и результаты проведения исследования интернет-зависимости у подростков.

     Для решения поставленных задач мы провели небольшое диагностическое исследование.  Для этого мы выбрали группу учащихся Солнечной средней школы №1 из параллели 8-х классов, в состав которой входят 15 девушек и 15 юношей. Мы использовали письменный вариант опроса учащихся, метод анкетирования. Тестирование проводилось 5 декабря 2009 г. Тест состоит из 19 вопросов, ответы на которые даются по пятибалльной шкале (тест в приложении 1).

     Результаты исследования приведены в таблице (таблица в приложении 2). При анализе данных выявлено, что 23% из опрошенных вошли в группу риска, а 77% пока не зависимы от интернета. Никто из опрошенных не попадает в группу с высоким уровнем интернет-зависимости. Сравнив результаты девушек и юношей, мы определили, что в группе риска 57% - девушки, а 43% - юноши, а в группе с низким уровнем интенет-зависимости 48% - девушки, 52% - юноши.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

  1. у учащихся 8 классов нашей школы наблюдается потребность в Интернете;
  2. исследование показало, что основная масса учеников, участвовавших в тестировании, имеет низкий уровень интернет-зависимости, совсем отсутствуют ученики с высоким уровнем;
  3. количество девушек со средним уровнем интернет-зависимости, входящих в группу риска 57%, юношей - 43%.
  4. у 23% формируется интернет-зависимость;
  5. большую часть группы риска составляют девушки.

Мероприятия по решению данной проблемы

     Врач-психотерапевт  высшей категории, доктор медицинских наук Кулаков разработал меры по профилактике интернет-зависимости у подростков: «Пользоваться интернетом нужно с умом:

  • во-первых, крайне желательно использовать интернет для дела;
  • во-вторых, развлекаться с помощью интернета следует тогда, когда все дела сделаны;
  • в-третьих, пользоваться интернетом следует, ограничивая себя во времени.

     Если  дело зашло слишком далеко, лучше обратиться к профессиональным врачам — нейротерапевтам, психотерапевтам, психологам, которые помогут проанализировать ситуацию.

     Обязательным  условием успешного лечения интернет-зависимости  является осознание проблемы и желание  лечиться со стороны человека, страдающего  интернет-зависимостью. Зависимый человек должен понять, что реальный мир намного интереснее виртуального».

     Несколько правил для тех, кто  работает за компьютером:

      - монитор должен располагаться  на расстоянии 45-70 см от глаз  и чуть ниже их уровня;

     - необходимо отрегулировать изображение  на мониторе так, чтобы картинка  была не слишком яркой;

     - освещение в комнате должно быть ни слишком ярким, ни чересчур слабым по сравнению со свечением экрана;

     - текст следует набирать крупными  буквами;

     -каждые 10-15 минут отводите глаза от  экрана.

     -за компьютером не проводить больше 4 ч в сутки;

     -раз в 40 мин нужно устраивать десятиминутный перерыв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе работы мы попытались раскрыть понятие интернет-зависимости, дать ей психологическую характеристику,  рассмотреть причины этого явления и проверить его существование у учащихся 8-х классов. Гипотеза оказалась верной: подростки подвержены интернет-зависимости.

     При выполнении работы обнаружился  факт, свидетельствующий о том, что  синдром интернет – зависимости мало описан в научной литературе РФ. В основном исследования по данному вопросу ведутся за рубежом. Таким образом, изучение проблемы «компьютер-психика» пока еще не закончено, и нам предстоит узнать еще много неизвестного. 

     Выводы по данному исследованию:

  1. гипотеза оказалось верной:  подростки подвержены Интернет-зависимости;
  2. не все пользователи интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость;

     3)Интернет–зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека;

                  4)воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – это противоядие Интернет-зависимости.

Информация о работе Изучение интернет-зависимости у подростков