Профилактика наркотической зависимости подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.

Оглавление

•Введение 3
◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6
◦§2. Причины приема наркотических средств 16
◦§3. Формы профилактики наркомании 26
◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38
•Заключение 48
•Список Используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 73.48 Кб (Скачать)

Именно  для реализации этих положений целесообразно  создавать психокоррекционные группы, являющиеся мощнейшим инструментом изменения человеческого  поведения.

Несомненно, полностью изменить сущность подростка  и его представление  о себе практически  невозможно, да и  не имеет смысла, однако одним из направлений  может быть работа по облегчению самопознания, т.е. минимизация  деструктивной тревоги  самораскрытия, свойственной данному возрастному  периоду. Поэтому  задачей групповой  работы со старшеклассниками  является создание условий  для нейтрализации  негативной тревоги  и увеличения возможностей безопасного в  данной ситуации риска  самораскрытия. Наличие  в группе атмосферы, где познание себя становится возможностью, побуждает подростка  находить в себе новые  ресурсы и овладевать ими, преодолевая, таким  образом, различные  препятствия на пути взросления [23, с.12-13].

Как известно, специфика  групповой психокоррекционной работы заключается  в целенаправленном использовании в  терапевтических  целях групповой  динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы. Группа является моделью  реальной жизни, а  внутригрупповые  отношения - моделью  тех отношений, которые  каждый из участников группы строит с реальными  людьми, составляющими  его окружение. Возможность  изменений личности подростка заключена  в процессе самораскрытия  на групповых занятиях. Тренинг - это место, где каждый может  попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь  и благополучие, но также и получив  насыщенную и адекватную обратную связь.

В соответствии с этим, основные психокоррекционные задачи при работе с подростками  заключаются в  реконструкции и  восстановлении нарушенной системы отношений  личности, коррекции  неадекватных форм поведения  и эмоционального реагирования, иными  словами - в психологической  коррекции личности подростка посредством  обучения его установлению отношений. Целью  такого обучения является восстановление полного  функционирования личности.

Групповая личностно-ориентированная  психокоррекция достигает  эффекта, с одной  стороны, посредством  осознания и понимания  роли собственных  личностных особенностей в возникновении  межличностных конфликтов, а с другой - реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения [14,c.70].

В результате групповой  работы подросток:

- расширяет область  знания о себе  как за счет  того, что скрываемое  делается открытым, так и за счет  обратной связи;

- открывает с помощью  других то, что  сам о себе не  знал;

- начинает видеть  то, о чем ни  он, ни другие и  не подозревали,  его "Я" начинает  проявляться свободнее,  и скрытая область  его личности также  начинает осознаваться.

Семья играет очень важную роль на всех этапах развития наркомании подростка. Результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. Для организации  целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди  подростков, необходимо прежде всего понять, какие особенности  семьи повышают риск наркотизации [3,c.54].

Работа  с проблемными  семьями должна быть направлена на решения  нескольких задач:

- информирование родителей  о роли и месте  семьи в развитии  наркомании у подростка;

- информирование родителей  о возможных семейных  причинах наркотизации  и о признаках  употребления подростком  наркотиков;

- участие в разрешении  латентного семейного  кризиса;

- оптимизация системы  внутрисемейного  воспитания;

- нормализация родительско-детских  отношений и снижение  их конфликтности;

- повышение адекватности  реагирования подростком  на семейную ситуацию;

- повышение ответственности  членов семьи за  свое внутрисемейное  поведение;

- создание позитивного  эмоционального фона  семейных отношений  [31, с.37].

Таким образом, задача-минимум  формулируется как  активизация и  обеспечение позитивной динамики семейных отношений; задача-максимум - участие  и содействие в  нормализации и реконструкции  основных функций  семьи, активизация  личности, как субъекта ответственности  за свою жизнь и  судьбу.

Работа  с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться социальными службами в нескольких формах:

- индивидуальная работа  с членами проблемных  семей;

- работа с семьей  в целом;

- специальные родительские  группы;

- работа с массовой  родительской аудиторией.

Индивидуальная  работа с членами  проблемных семей  часто является единственно  доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой  работе удается субъективно  наиболее заинтересованного  члена семьи. В  подавляющем большинстве  случаев - это женщины. Однако, по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части  случаев удается  привлечь и других членов семьи. В этом случае работа может  продолжаться в режиме общесемейных встреч, индивидуальных встреч с членами семьи  либо в обеих формах сразу [28,c.175].

Результатом индивидуальной работы также может быть готовность взрослых членов семьи посещать родительские группы. Здесь важен не столько какой-то конкретный результат, сколько готовность и желание продолжать работу и сотрудничество со специалистами  социального центра.

Приоритетными формами профилактической работы с семьей считаются  общесемейные встречи. Важным здесь является не столько полнота  представленности семьи, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем  которой является семья "как целое" [19,c.37].

В структуре системного профилактического  воздействия на семью  важную роль играют групповые формы  работы с родителями, которые могут  вестись как параллельно  с другими формами  профилактики, так  и независимо от них. Даже если подросток  избегает участия  в профилактических программах, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к  наркомании, свое поведение  в семье, свои реакции  на ребенка. Клиническая  практика подтвердила  и необходимость, и полезность таких  групп [30, с.21-22].

Поэтому в рамках модели психологического консультирования могут  быть широко использованы следующие методы:

- методы по изменению  привычного мышления;

- методы, направленные  на познание происходящего;

- методы поддержки  и помощи;

- методы, направленные  на снятие напряжения;

- методы, вызывающие  эмоциональные переживания  и чувства;

- методы изменения  поведения. 

Что касается профилактической работы с массовой родительской аудиторией, то мы рассматриваем  ее не только как  основную форму просвещения  родителей и сообщение  им достоверной информации о наркотиках, способах приобщения к ним  детей, признаках  наркотизации и т.п. Одной из форм такой  работы, хорошо зарекомендовавшей  себя, является кинотерапия, заключающаяся в  просмотре специально подобранного художественного  фильма с его последующими обсуждениям. Сеансы кинотерапии вызывают высокую заинтересованность и позволяют успешно  решать задачу привлечения  проблемных семей  к участию в  профилактических программах.

Очевидно, что добиться значительных результатов возможно, если в деятельности реализуются различные  формы работы с  семьей, позволяющие  гибко сочетать психологические  методы работы и привлекать специалистов разных сфер социальной практики.

Наиболее  удобным местом для  превентивной работы является школа, где  осуществляется целенаправленное и систематическое  обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а  иногда создаваемые  специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план [20,c.115].

Исследования  доказывают, что педагогические условия профилактики наркозависимости должны быть ориентированы  на формирование устойчивости личности, в том  числе антинаркотической  устойчивости. Выявление  готовности подростков к употреблению психотропных веществ обусловливает  необходимость нового подхода к предупреждению наркозависимости у  несовершеннолетних: переноса акцента  на личность. В связи  с этим на первый план выходят вопросы  педагогической профилактики наркозависимости подростков, содействия становлению  личности, самореализации [29, с.78].

Цель  педагогической профилактики наркотической зависимости  у подростков заключается  в формировании у  них антинаркотической  устойчивости личности, которая выступает, с одной стороны, как состояние  активного неприятия  наркотических веществ, а с другой, как  механизм позитивного  самоотношения и  оптимальная стратегия  самореализации подростка. Основными направлениями  педагогической профилактики наркотической зависимости  у подростков выступают  обеспечение сберегающей  здоровье направленности образовательного процесса; использование современных  педагогических технологий, соответствующих  новым жизненным  реалиям и направленных на профилактику явлений  аддиктивного поведения  несовершеннолетних; создание благоприятных  условий для личностного  роста, реализации собственных  возможностей и развития у подростка социальной компетентности и  функциональной грамотности, позволяющих ему  интегрироваться  в социум; установление связей и осуществление  взаимодействия со всеми  институтами социального  воспитания, в том  числе с учреждениями системы профилактики безнадзорности и  правонарушений.

Различные методы первичной  профилактики предназначены  для поддержания  интереса у подростков и высокой учебной  мотивации. Одни из них  являются традиционными, другие предполагают менее привычное  для российской школы  активное взаимодействие и помощь детей  друг другу. Наиболее часто используются:

- анализ конкретных  историй жизни  (случаев);

- индивидуальные и  групповые выступления;

- просмотр видео  материалов;

- ролевое моделирование;

- лекции учителя; [7, с.145].

Программы Профилактики для  подростков основаны не столько на дидактических  методах, сколько  на интерактивных  приемах: диалогах, групповых  дискуссиях и т.д. Программы Профилактики должны включить родителей  или авторитетных взрослых, которые  могут помочь узнать детям новые факты  относительно употребления наркотиков, легальных  и нелегальных  веществ. Программы  профилактики должны быть долговременные, с элементами повторения и преемственности  от одной возрастной группы к другой. Усилия профилактики, сосредоточенные  на семье имеют  больший эффект чем  стратегии, адресованные только детям или  только родителям. Программы  общественных организаций  могут включать кампании и акции изменения  региональной политики, которые ограничивают доступ к алкоголю, табаку, лекарственным средствам и др. (например, вблизи учебных и рекреационных учреждений для детей и подростков) [27,c.58]. Объединения усилий учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций предназначены для определенных субпопуляций риска злоупотребления наркотиками - у детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью. Программы профилактики должны отвечать проблем злоупотребления в данном регионе (образцы поведения, виды наркотиков, способы употребления). Чем выше уровень риска, тем более интенсивной должна быть деятельность по профилактике и тем в более раннем возрасте она должна начинаться [10, с.184].

Программы профилактики должны быть адресованы определенным возрастным категориям, развиваться и  дополняться при  переходе к следующей  возрастной ступени. Кроме того, они  должны быть культурально адаптированы. Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение. Оценка эффективности  профилактических программ может быть как  непосредственной, кратковременной, так и отставленной во времени. Критериями оценки являются численность  участников, отношение  к программе, изменение  информированности, намерений, отношения  к ПАВ, изменения  поведения, отношения  к себе, а также  в общении.

Вывод: надо разрабатывать  действенные программы  по профилактике наркомании, также делать основной упор на первичную  профилактику.

§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал"

С каждым годом в  городах России, в  том числе и  Екатеринбурге и  Свердловской области, накапливается опыт работы по противодействию  наркомании.

Информация о работе Профилактика наркотической зависимости подростков