Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа
В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.
•Введение 3
◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6
◦§2. Причины приема наркотических средств 16
◦§3. Формы профилактики наркомании 26
◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38
•Заключение 48
•Список Используемой литературы 50
Микросоциальные
факторы. Значительная
роль среди этиологических
факторов, приводящих
к формированию аддиктивного
поведения у
- изменение "системы ценностей" приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодежи;
- алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска заболеваемости наркоманией у детей и подростков, потерей ими источников средств существования, и в ряде случаев жилья, что в свою очередь обусловлено низким уровнем социальной помощи этому контингенту;
-
низкая степень
религиозности общества
как основы для
этических и моральных
стандартов семьи.
Не достаточная
информированность
родителей в вопросах
формирования
Психопатологические факторы. Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по-разному понимаются различными исследователями. Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения [1, с.82-85].
Каждая из групп вышеперечисленных факторов, сама по себе не является наркопровоцирующей. Их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для развития наркомании. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию и повысить эффективность действий, нужны усилия в различных направлениях.
Дети уже с 9-10 лет обладают преимущественно односторонней информацией о наркотиках и наркоманах, которая преобладает над информацией, получаемой от учителей и родителей. Характер и содержание информации, сообщаемой учащимся сверстниками и старшими школьниками, отличаются от назидательно-поучительной, но не отражающей реальной картины наркотизма информации, получаемой от учителей. [26,c.48]
На основе полученных данных обнаружен феномен дистанциированных сведений о наркотиках, получаемых детьми в зависимости от места жительства (центр и периферия). К числу регуляторов поведения подростков, которые могут вызвать интерес к наркотикам, исследователи называют различные поведенческие реакции и среди них - реакцию эмансипации (неприятие образа жизни родителей, нежелание подчиняться принятым нормам поведения, порядкам и законам общества); реакцию "группирования" со сверстниками, которая усиливается внушаемостью и взаимной индукцией в группе; реакцию имитации кумира (человека более старшего возраста с определенными возможностями и способностями).
Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, представляет реальную угрозу не только для нормального функционирования и совершенствования социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущую жизнь любого общества. Наркотизированное население вряд ли может решать какие-либо общественно значимые задачи. Оно озабочено лишь своими проблемами, связанными с поиском наркотиков или средств на их приобретение. От него можно ожидать любых антиобщественных проявлений, как влекущих административную ответственность, так и совершение преступлений небольшой, средней тяжести, тяжких и особо тяжких [8, с.28].
Сложность характеристики наркоситуации для школьной среды объясняется особенностями подросткового возраста, затянувшимся кризисом всех сфер общественной жизни, неустойчивыми социально-экономическими условиями, распадом детских и молодежных организаций, в которых проходил естественный для взрослеющего человека процесс социальной интеграции и личностного определения. Отрицательно воздействует на подростков и общая наркоситуация. Вокруг них создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы и потребления наркотических средств [8,c.30].
Вывод: нужно создать комплекс мер по предотвращению распространения и применения наркотических средств.
§3. Формы профилактики наркомании
Как уже говорилось, профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает способы сдерживания их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения [7, с.59].
При разработке программ следует помнить, что особенности профилактики наркомании у подростков заключены в самом ее предмете - в особенностях подросткового возраста.
В процессе профилактики необходимо решать следующие задачи:
1. Развитие рефлексивного компонента личности.
2. Эмоциональное развитие подростка (причем необходимо развивать у подростка эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).
3. Преобразование деструктивной тревожности, свойственной исследуемому возрасту, в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем [6,c.42].
Основными направлениями профилактики наркомании являются:
-
своевременное выявление
причин и условий,
способствующих
- формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;
- антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;
- психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;
- повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;
- изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании;
-
создание условий
и формирование
мотивации на лечение
у лиц, больных
наркоманией, повышение
эффективности и
доступности социально-
- организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;
-
укрепление материально-
- обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании;
- популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
-
формирование волонтёрского
молодёжного
- проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых;
- совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых [6, с.127].
До
настоящего времени
акцент в профилактике
делался на методе
запретов и наказаний.
Но эта технология
не учитывала социально-
В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем [13,c.113].
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.
Предлагается следующая классификация факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие начало в семье; факторы, связанные с обучением в школе.
При обучении навыкам акцент делается на "диалогических" формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений жизненных проблем, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой работы, что не всегда встречается в наших школах. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные психотехнические приемы, разработанные в моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков [9, с.5].
Одной из неотъемлемых частей программы комплексной профилактики наркомании является участие подростков в психокоррекционных группах. При организации групп необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. Каждый подросток изначально имеет отношение к наркотикам (он о них знает, он видит их последствия, он их боится и т.д.). С другой стороны, каждый подросток имеет право не употреблять наркотики и имеет право реализовать себя в этом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет.
2. Каждый подросток является личностью, и как личность он имеет потребность в росте и развитии. Как известно, развитие в старшем подростковом возрасте происходит посредством установления межличностных контактов. Подростки группы риска обладают зачастую большим творческим потенциалом, но фактически они находятся в окружении, где отсутствуют межличностные отношения, близость, любовь, принятие одного человека другим. Возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями. Этот диссонанс приносит подростку глубокое страдание и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой он обращается к наркотикам и попадает в общество наркоманов.
3. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому началу, что есть в подростке. Кроме того, проблему необходимо решать на том уровне, на котором она возникает [25, с.124].
Коррекционный эффект зависит от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого подростка и суметь эти особенности поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в одинаковом пути побега от мира, но способы выживания и самовыражения у каждого глубоко индивидуальны. Подростки, участвующие в программах, еще не выработали другого способа существования в мире, кроме "ухода" от него посредством наркотиков. В соответствии с этим программа профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях - физическом, эмоциональном и когнитивном [14,c.119].
4. Большая часть того, что называется психической зависимостью, состоит из нерешенных психологических проблем, которые в подростковом возрасте приходится решать очень быстро. Однако подростки часто пытаются всеми способами уйти от их решения. Когда они это делают с помощью наркотика, то психологически застревают на подростковой стадии развития. Они употребляют наркотики, чтобы быть взрослыми, однако взрослыми (в психологическом смысле) так и не становятся. В том случае, если клиент в процессе участия в программе профилактики сможет активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в подростковом возрасте - это задачи взросления, он может превратиться из подростка группы риска в нормально развивающегося человека [14,c.120].
Информация о работе Профилактика наркотической зависимости подростков