Профилактика наркотической зависимости подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.

Оглавление

•Введение 3
◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6
◦§2. Причины приема наркотических средств 16
◦§3. Формы профилактики наркомании 26
◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38
•Заключение 48
•Список Используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 73.48 Кб (Скачать)

Микросоциальные факторы. Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится  семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально  присущими социально-психологическими характеристиками, в  ряде случаев, является основным патогенным фактором в генезе наркологических  заболеваний. Здесь  следует выделить несколько совершенно новых факторов:

- изменение "системы  ценностей" приводит  к снижению авторитета  старшего поколения  в глазах молодежи;

- алкоголизм одного  или обоих родителей  в современных  условиях является  более значимым  фактором риска  заболеваемости наркоманией  у детей и подростков, потерей ими источников  средств существования,  и в ряде случаев  жилья, что в  свою очередь обусловлено  низким уровнем  социальной помощи  этому контингенту;

- низкая степень  религиозности общества  как основы для  этических и моральных  стандартов семьи.  Не достаточная  информированность  родителей в вопросах  формирования антинаркотических  установок в сознании  детей [1,c.81].

Психопатологические факторы. Нарушения  поведения у детей  и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности  относящихся к  наркотическим, могут  быть обусловлены  различными психологическими (или  психиатрическими) причинами. В последние десятилетия  расстройства и особенности  поведения у детей  и подростков по-разному  понимаются различными исследователями. Психологические  механизмы начала наркотизации заключаются  в том, что окружающие микросоциальные  условия не предоставляют  хорошо развитому  интеллектуально  индивиду достаточных  оснований для  эмоционального и  интеллектуального  насыщения [1, с.82-85].

Каждая  из групп вышеперечисленных  факторов, сама по себе не является наркопровоцирующей. Их одновременное  воздействие порождает  благоприятные условия  для развития наркомании. Для того чтобы  преодолеть эту ситуацию и повысить эффективность  действий, нужны усилия в различных направлениях.

Дети  уже с 9-10 лет обладают преимущественно  односторонней информацией  о наркотиках и  наркоманах, которая  преобладает над  информацией, получаемой от учителей и родителей. Характер и содержание информации, сообщаемой учащимся сверстниками и старшими школьниками, отличаются от назидательно-поучительной, но не отражающей реальной картины наркотизма информации, получаемой от учителей. [26,c.48]

На  основе полученных данных обнаружен феномен  дистанциированных  сведений о наркотиках, получаемых детьми в  зависимости от места  жительства (центр  и периферия). К  числу регуляторов  поведения подростков, которые могут  вызвать интерес  к наркотикам, исследователи  называют различные  поведенческие реакции  и среди них - реакцию  эмансипации (неприятие  образа жизни родителей, нежелание подчиняться  принятым нормам поведения, порядкам и законам  общества); реакцию "группирования" со сверстниками, которая  усиливается внушаемостью и взаимной индукцией  в группе; реакцию  имитации кумира (человека более старшего возраста с определенными  возможностями и  способностями).

Современная ситуация, связанная  с незаконным оборотом наркотиков, представляет реальную угрозу не только для нормального  функционирования и  совершенствования  социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущую  жизнь любого общества. Наркотизированное  население вряд ли может решать какие-либо общественно значимые задачи. Оно озабочено  лишь своими проблемами, связанными с поиском  наркотиков или средств  на их приобретение. От него можно ожидать  любых антиобщественных проявлений, как влекущих административную ответственность, так и совершение преступлений небольшой, средней тяжести, тяжких и особо  тяжких [8, с.28].

Сложность характеристики наркоситуации  для школьной среды  объясняется особенностями  подросткового возраста, затянувшимся кризисом всех сфер общественной жизни, неустойчивыми  социально-экономическими условиями, распадом детских и молодежных организаций, в которых  проходил естественный для взрослеющего человека процесс  социальной интеграции и личностного  определения. Отрицательно воздействует на подростков и общая наркоситуация. Вокруг них создано  такое информационное поле, которое образует благоприятную почву  для рекламы и  потребления наркотических  средств [8,c.30].

Вывод: нужно создать  комплекс мер по предотвращению распространения  и применения наркотических  средств.

§3. Формы профилактики наркомании

Как уже говорилось, профилактику наркомании принято  разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает  способы сдерживания  их развития и предупреждение осложнений, а третичная  представляет собой  комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к  подростковой наркологии эта классификация  может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного  поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после  лечения ранних форм алкоголизма и  наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных  рецидивов и безуспешного лечения [7, с.59].

При разработке программ следует помнить, что особенности  профилактики наркомании у подростков заключены  в самом ее предмете - в особенностях подросткового  возраста.

В процессе профилактики необходимо решать следующие  задачи:

1. Развитие рефлексивного  компонента личности.

2. Эмоциональное развитие  подростка (причем  необходимо развивать  у подростка эмоции  не по отношению  к музыке, природе,  литературе и т.д., а по поводу  самого себя).

3. Преобразование деструктивной  тревожности, свойственной  исследуемому возрасту, в конструктивную  путем нахождения  способов разрешения  подростковых проблем  [6,c.42].

Основными направлениями профилактики наркомании являются:

- своевременное выявление  причин и условий,  способствующих распространению  наркомании, организация  и реализация мер  по их устранению  или минимизации;

- формирование в  обществе негативного  отношения к наркомании  и связанным с  ней правонарушениям;

- антинаркотическая  пропаганда и реклама,  противодействие  фактам пропаганды  и незаконной рекламы  наркотиков;

- психолого-педагогическая  и медицинская  диагностика наркотического  поведения и своевременное  выявление незаконных  потребителей наркотиков  и лиц, склонных  к их потреблению;

- повышение уровня  осведомленности  населения о негативных  последствиях немедицинского  потребления наркотиков  и ответственности  за участие в  незаконном обороте  наркотиков;

- изучение и внедрение  в практику наиболее  эффективных видов  и направлений  профилактической  работы, основанных  на отечественном  и зарубежном опыте  организации профилактики  наркомании;

- создание условий  и формирование  мотивации на лечение  у лиц, больных  наркоманией, повышение  эффективности и  доступности социально-медицинской  и духовно-психологической  реабилитации, развитие  сети реабилитационных  учреждений; снижение  тяжести медицинских  и социальных последствий  наркомании; [6,c.125].

- организация мониторинга  наркоситуации и  осуществление постоянного  контроля масштабов  распространения  незаконного оборота  и потребления  наркотиков в Российской  Федерации;

- укрепление материально-технической  базы и кадрового  состава наркологических  служб;

- обучение и переподготовка  педагогов образовательных  учреждений, родителей  (иных законных  представителей) и  других специалистов, осуществляющих работу  с молодежью (в  том числе медицинских  работников и психологов) современным формам, методам и средствам  профилактики наркомании;

- популяризация массовых  видов спорта и  вовлечение детей  и подростков в  систематические  занятия физической  культурой и спортом;

- формирование волонтёрского  молодёжного антинаркотического  движения;

- проведение научных  исследований в  сфере профилактики  наркомании, реабилитации  наркозависимых;

- совершенствование  законодательства  в сфере профилактики  наркомании, реабилитации  наркозависимых [6, с.127].

До  настоящего времени  акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических  и возрастных особенностей подростков. Современные  подходы заменяют "деструктивные  методы", связанные  с запугиванием, ориентируют  на формирование таких  установок и ориентации личности, при которых  наркотики не являются ценностями.

В настоящее время  в мире наибольшее распространение  получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы  достижения социально-психологической  компетентности и  программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа  включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения  проблем [13,c.113].

Первая  задача реализуется  посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая - посредством  обучения умению противостоять  различным факторам риска. Третья реализуется  посредством формирования навыков регуляции  эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Предлагается  следующая классификация  факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие  начало в семье; факторы, связанные с обучением  в школе.

При обучении навыкам  акцент делается на "диалогических" формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее  время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений  жизненных проблем, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой  работы, что не всегда встречается в  наших школах. Считается, что групповые  дискуссии и совместное принятие решений  являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные  психотехнические приемы, разработанные в  моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков [9, с.5].

Одной из неотъемлемых частей программы комплексной  профилактики наркомании является участие  подростков в психокоррекционных группах. При организации  групп необходимо руководствоваться  следующими положениями.

1. Каждый подросток  изначально имеет  отношение к наркотикам (он  о них знает,  он видит их  последствия, он  их боится и  т.д.). С другой  стороны, каждый  подросток имеет  право не употреблять  наркотики и имеет  право реализовать  себя в этом  мире независимо  от того, принимал  ли он раньше  наркотические вещества  или нет. 

2. Каждый подросток  является личностью,  и как личность  он имеет потребность  в росте и развитии. Как известно, развитие  в старшем подростковом  возрасте происходит  посредством установления  межличностных контактов.  Подростки группы  риска обладают  зачастую большим  творческим потенциалом,  но фактически  они находятся  в окружении, где  отсутствуют межличностные  отношения, близость, любовь, принятие  одного человека  другим. Возникает  диссонанс между  потенциальными возможностями  и потребностями.  Этот диссонанс  приносит подростку  глубокое страдание  и, по нашим  наблюдениям, зачастую  является причиной, по которой он  обращается к наркотикам  и попадает в  общество наркоманов.

3. При реализации  программы профилактики  следует обращаться  именно к тому  здоровому началу, что есть в подростке.  Кроме того, проблему  необходимо решать  на том уровне, на котором она  возникает [25, с.124].

Коррекционный эффект зависит от умения специалиста  увидеть различия, особенности каждого  подростка и суметь эти особенности  поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в  одинаковом пути побега от мира, но способы  выживания и самовыражения  у каждого глубоко  индивидуальны. Подростки, участвующие в  программах, еще не выработали другого  способа существования  в мире, кроме "ухода" от него посредством  наркотиков. В соответствии с этим программа  профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях - физическом, эмоциональном и  когнитивном [14,c.119].

4. Большая часть  того, что называется  психической зависимостью, состоит из нерешенных  психологических  проблем, которые  в подростковом  возрасте приходится  решать очень быстро. Однако подростки  часто пытаются  всеми способами  уйти от их решения.  Когда они это  делают с помощью  наркотика, то  психологически застревают  на подростковой  стадии развития. Они употребляют  наркотики, чтобы  быть взрослыми,  однако взрослыми  (в психологическом  смысле) так и не  становятся. В том  случае, если клиент  в процессе участия  в программе профилактики  сможет активизировать  механизмы разрешения  собственных проблем,  а в подростковом  возрасте - это задачи  взросления, он может  превратиться из  подростка группы  риска в нормально  развивающегося человека [14,c.120].

Информация о работе Профилактика наркотической зависимости подростков