Профилактика наркотической зависимости подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.

Оглавление

•Введение 3
◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6
◦§2. Причины приема наркотических средств 16
◦§3. Формы профилактики наркомании 26
◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38
•Заключение 48
•Список Используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 73.48 Кб (Скачать)

- организовывает коррекционно-профилактический  и учебно-воспитательный  процессы; осуществляет  контроль за их  реализацией;

- согласно законодательству  принимает на должности  и освобождает  от них работников  центра;

- распоряжается в  установленном порядке  имуществом и средствами, утверждает и выполняет  смету, заключает  соглашения, открывает  банковские счета  и является распорядителем  кредитов;

-утверждает  правила внутреннего  распорядка, должностные  обязанности всех  работников, несёт  ответственность  за свою деятельность  соответственно законодательству.

Психолог:

- консультирование;

- организация групповой  работы;

- планирование отчётов;

- ведение документации;

- участие в организации  мероприятий Центра;

- повышение квалификации;

- участие в проведении  профессиональных  встреч, семинаров  для психологов.

Нарколог:

- проводит медицинские  обследования детей  и подростков;

- проводит лекции  для детей и  родителей о последствиях  употребления наркотических  веществ;

- разрабатывает совместно  с другими специалистами  буклеты профилактической  направленности;

- предоставляет консультационные  услуги учителям  и администрации  школ, ПТУ, техникумов, лицеев по вопросам, относящимся к  его компетенции;

- ведёт всю необходимую  служебную документацию.

Социальный  педагог:

- сотрудничество с  методистом;

- осуществление мероприятий  по социальной  адаптации детей  и подростков;

- реализация необходимых  методик;

- ведение документации;

- проведение обучающих  тренингов для  специалистов, работающих  в сфере профилактики  употребления наркотических  веществ. 

Педагог-методист:

- внедрение инновационных  методик и технологий  по вопросам превенции;

- проведение супервизорской  работы;

- составление отчётов,  ведение документации;

- участие в научно-исследовательской  работе;

- участие в организации  мероприятий Центра.

Социолог:

- разработка и подборка  методик социологических  исследований;

- проведение пре  - и пост-тестирования  детей и подростков;

- проведение сравнительной  характеристики пре  - и пост-тестов;

- обработка результатов  социологических  исследований.

Методист:

- разработка, поиск  и обновление методик  и технологий в  превентивном образовании;

- создание банка  методик различного  характера: диагностических,  коррекционных, развивающих,  профилактических;

- участие в научно-исследовательской  и образовательной  деятельности Центра [32].

Вывод: таким образом, проведя  исследование деятельности Центра по профилактике и реабилитации подростков с наркотической  зависимостью, мы можем  признать его работу высоко эффективной.

Заключение

В нашем исследовании мы обратились к актуальной сейчас проблеме - профилактике наркотической зависимости  среди подростков. В ходе работы были выявлены основные подходы  и модели осуществления  профилактики наркотической  зависимости личности в подростковой среде. Были рассмотрены  виды, формы и методы профилактики наркотической  зависимости у  подростков.

Система профилактических мероприятий  в плане предотвращения возникновения у  растущих людей предрасположенности  к употреблению наркотических  веществ предусматривает  разработку ряда условий, обусловливающих  выработку у подростков внутренней установки  на неприятие при  любых обстоятельствах  веществ с наркотическим  содержанием.

На  современном этапе  практики социальной работы профилактика представляет собой  систему комплексных  мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний  и укрепление здоровья людей, включая меры, принимаемые в  семье, медицинскими учреждениями, воспитателями  дошкольных учреждений, учителями и администрациями  школ, правоохранительными  органами и организациями, занимающимися вопросами  молодежи, и, наконец, государством и правительством [9,c.23].

В обществе растет осознание  того, что профилактика наркомании должна стать  приоритетной задачей, а для этого  необходимо максимально  раннее выявление  симптомов психологической  предрасположенности  к употреблению наркотических  веществ в подростковом возрасте. Учащиеся получают большой  объем разнообразных  сведений о наркотиках из разных источников, однако среди них  преобладает информация, способствующая приобщению к наркотикам.

В настоящее время  отсутствует единая стратегия ведения  антинаркотической  работы в государственных  структурах, занимающихся проблемами наркомании, не проявляется взаимопонимание  и преемственность  в ключевых вопросах общего для них  дела.

Для понимания причин и способов профилактики наркомании разной степени  особое внимание следует  уделить понятию "социальная микросреда". Социальная микросреда способна сформировать такие  свойства личности, как стереотипность духовной деятельности, а также обусловливать  эмоциональные и  рациональные факторы  закрепления идей, образов и представлений  в сознании молодых  людей.

Существенный  прогресс в области  профилактики наркомании обеспечивается разработкой  подходов, сфокусированных  на психосоциальных  факторах, содействующих  началу наркотизации.

Наркотическая зависимость у  подростков, стремительный  рост которой отмечается в России за последнее  десятилетие, как  социально-психологическое  явление представляет серьезную угрозу безопасности страны, благополучию подрастающего  поколения и здоровью конкретного подростка. На ее распространение  влияют социальные, психологические  и другие факторы [9,c.27].

В процессе исследования установлено, что  существенной социально-психологической  особенностью проявления наркозависимости у  подростков выступает  деформация личностных качеств в виде: изменения до неадекватности системы ценностей  и интересов; изменения  мотивационно-потребностной  сферы; проявления духовной опустошенности и  пренебрежения к  установленной системе  социальных норм, склонностей  к отвержению и  уходу от решения  проблем.

В процессе исследования был проведен анализ деятельности Центра "Нарконон-Урал". В ходе исследования была выявлена организация  работы Центра по профилактике и реабилитации наркозависимых подростков. Деятельность Центра можно признать высоко эффективной.

В процессе исследования подтвердилась гипотеза о том, что профилактика молодежной наркомании является эффективной.

Список  Используемой литературы

1. Асланова Л.М. Девиантное  поведение подростков, злоупотребляющих  наркотическими и  токсическими веществами / Сб. "Проблемы контроля  наркотических средств  и профилактики  наркоманий" Машанцева  Н.В. (ред. Э.А. Бабаян) // М. - 1999. - 290с. 

2. Бабаян Э.А., Гонпольский  М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 2001. - 190с. 

3. Белогуров С.Б.  Наркотики и наркомания. - СПб.: Университетская  книга, 2002. - 160с. 

4. Березин С.В., Лисецкий  К.С., Назаров Е.Н.  Психология наркотической  зависимости и  созависимости: монография. - М.: МПА, 2001. - 213с. 

5. Битенский В.С., Херсонский  Б.Г., Дворяк С.В., Глушков  В. А: Наркомании  у подростков. Киев: Здоровье, 2003. - 176 с. 

6. Вторичная и третичная  профилактика зависимости.  Концепция Комплексной  Активной Профилактики  и Реабилитации (КАПР). - М., 2000. -250с. 

7. Гурвич И.Н. Выводы  и рекомендации  для программ первичной  профилактики. - СПб, 2000. -175с. 

8. Гульдан В.В., Романова  О.Л. Подросток-наркоман  и его окружение  // Вопросы психологии. 1998, №2. -130с. 

9. Замечания к городской  программе "Профилактика  наркозависимости  в Санкт-Петербурге" среди молодёжи  и подростков на 1999-2001. -СПб, 2000. -243с. 

10. Концептуальная программа  профилактики наркомании  в высшем учебном  заведении. Перевод  на русский язык  Е.И. Готлиб. - По  результатам работы  международного волонтерского  лагеря VSU-38 "Молодёжь  против наркотиков", проходившего в  Уральском государственном  университете путей  сообщения, г. Екатеринбург, 17-31 августа 2000. -194с. 

11. Концепция профилактики  злоупотребления  психоактивными веществами  в образовательной  среде, утверждённая  Приказом МЗ РФ  от 28.02. 2000 № 619. -183с. 

12. Концепция профилактической  антинаркотической  помощи / Т.Н. Дудко,  Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, А.М.  Басов, Л.Н. Котельникова, под рук. Г.Н.  Тростнецкой. Разработана  МО РФ при поддержке  МЗ РФ. - М., 2000. -289с. 

13. Левицкий К.Е. Организация  поэтапной профилактики  химических зависимостей  в образовательных  учреждениях. - Самара, 2000. -130с. 

14. Леонова Л.Г., Бочкарева,  Н.Л. Вопросы профилактики  аддиктивного поведения  в подростковом  возрасте: Учебно-методическое  пособие. - Новосибирск:  Новосибирский медицинский  институт, 1998. - 79с. 

15. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация  мероприятий по  профилактике наркомании: Методические рекомендации  для педагогических  коллективов школ, работников подростковых  клубов и социальных  педагогов. - М.: Медицина, 1999. -158с. 

16. Мир без наркотиков. Методические рекомендации  для педагогов,  психологов, организаторов  профилактических  мероприятий. - Томск, 2000. -129с. 

17. Малюченко Г.Н.  Профилактика наркомании  в образовательной  среде: проблемно-ориентированный  подход. - Балашов,  Изд-во БГПИ, 2001. - 196с. 

18. Наркология. Пер.  с англ. - М.; СПб.: "Издательство  Бином" - "Невский  диалект", 1998. -174с. 

19. Научно-методические  основы профилактики  наркомании в семье. / Под. ред. С.В.  Березина, К.С. Лисецкого,  Москва, Изд-во РАО. - 2000. -203с. 

20. Носачев Г.Н. Направления,  виды, методы и  техники психотерапии. - Самара: "Парус", 1998. -242с. 

21. Надеждин А.В., Иванов  А.И. и др. Профилактика  потребления токсических  и наркотических  веществ несовершеннолетними  в учреждениях  образования: Пособие  для врачей психиатров-наркологов. - М.: МЗ РФ НИИ  наркологии, 1998. - 118с. 

22. Надеждин А.В. Осторожно:  наркотики! Советы  родителям. - М.: НИИ  наркологии МЗ  РФ, 1998. - 114с. 

23. Профилактика злоупотребления  психоактивными веществами  среди детей и  подростков / Пер.  с англ. - СПб, 2000. -186с. 

24. Паюшина М.Н. Проявление  психологических  особенностей личности  юношества в результате  длительности употребления  наркотических веществ  // Социальная политика  и социология. - 2006. - № 3. - 177с. 

25. Паюшина М.Н. Я  минус наркотик. Методическое  пособие по профилактике  антинаркотической  зависимости подростков. - М.: Крипто-логос, 2006. - 146с. 

26. Работа с детьми  группы риска:  Методическое пособие  для социальной  службы "Ребёнок  на улице". - М.: Российский Благотворительный  Фонд "Нет алкоголизму  и наркомании" ("НАН"), 1999. - 192с. 

27. Сергеев А.Н., Целинский  Б.П. Рекомендации  педагогам, родителям  и сотрудникам  правоохранительных  органов о проведении  профилактической  работы по предупреждению  распространения  наркотиков и злоупотребления  ими в молодёжной  и подростковой  среде. - М., 2000. - 180с. 

28. Создание системы  профилактики наркомании. Краткое описание  проекта. - Тольятти: Общественная организация  "Родители против  наркотиков", 2000. -302с. 

29. Сирота Н.А., Ялтонский  В.М., Баушева И.Л., Хажилина И.И., Петунс  О.В., Корецкая И.А.  Проект первичной  профилактики употребления  психоактивных веществ  в школьной среде. - М., 2000. -239с. 

30. Соболев В.А., Белоусов  Ю.Л., Подгорный И.А.  Центр первичной  профилактики наркотизма: методологическое  и организационное  обеспечение. - Харьков:  Финарт, 2002. - 180с. 

31. Шаблина В. Посредничество  школьников как  составная часть  психопрофилактики  в образовательной  среде. - СПб, 2000. Руководство  для семей наркоманов  и злоупотребляющих  психотропными веществами. Нар-Анон, 1971 / Пер.  с англ. - СПб, 2000. -163с. 

Информация о работе Профилактика наркотической зависимости подростков