Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:39, курсовая работа
Краткое описание
В конце XX века, когда в России усилился рост наркомании, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку, государственные и общественные организации активизировали работу на предотвращение ее распространения, предпринимая усиленные действия в организации профилактических мероприятий. Органы государственной власти, общественные объединения России остро ставят проблему перед всем обществом, обращая особое внимание на ее профилактику среди молодежи.
Оглавление
•Введение 3 ◦§1. Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции 6 ◦§2. Причины приема наркотических средств 16 ◦§3. Формы профилактики наркомании 26 ◦§4. Анализ деятельности Центра "Нарконон - Урал" 38 •Заключение 48 •Список Используемой литературы 50
-
организовывает коррекционно-профилактический
и учебно-воспитательный
процессы; осуществляет
контроль за их
реализацией;
-
согласно законодательству
принимает на должности
и освобождает
от них работников
центра;
-
распоряжается в
установленном порядке
имуществом и средствами,
утверждает и выполняет
смету, заключает
соглашения, открывает
банковские счета
и является распорядителем
кредитов;
-утверждает
правила внутреннего
распорядка, должностные
обязанности всех
работников, несёт
ответственность
за свою деятельность
соответственно законодательству.
Психолог:
-
консультирование;
-
организация групповой
работы;
-
планирование отчётов;
-
ведение документации;
-
участие в организации
мероприятий Центра;
-
повышение квалификации;
-
участие в проведении
профессиональных
встреч, семинаров
для психологов.
Нарколог:
-
проводит медицинские
обследования детей
и подростков;
-
проводит лекции
для детей и
родителей о последствиях
употребления наркотических
веществ;
-
разрабатывает совместно
с другими специалистами
буклеты профилактической
направленности;
-
предоставляет консультационные
услуги учителям
и администрации
школ, ПТУ, техникумов,
лицеев по вопросам,
относящимся к
его компетенции;
-
ведёт всю необходимую
служебную документацию.
Социальный
педагог:
-
сотрудничество с
методистом;
-
осуществление мероприятий
по социальной
адаптации детей
и подростков;
-
реализация необходимых
методик;
-
ведение документации;
-
проведение обучающих
тренингов для
специалистов, работающих
в сфере профилактики
употребления наркотических
веществ.
Педагог-методист:
-
внедрение инновационных
методик и технологий
по вопросам превенции;
-
проведение супервизорской
работы;
-
составление отчётов,
ведение документации;
-
участие в научно-исследовательской
работе;
-
участие в организации
мероприятий Центра.
Социолог:
-
разработка и подборка
методик социологических
исследований;
-
проведение пре
- и пост-тестирования
детей и подростков;
-
проведение сравнительной
характеристики пре
- и пост-тестов;
-
обработка результатов
социологических
исследований.
Методист:
-
разработка, поиск
и обновление методик
и технологий в
превентивном образовании;
-
создание банка
методик различного
характера: диагностических,
коррекционных, развивающих,
профилактических;
-
участие в научно-исследовательской
и образовательной
деятельности Центра [32].
Вывод:
таким образом, проведя
исследование деятельности
Центра по профилактике
и реабилитации подростков
с наркотической
зависимостью, мы можем
признать его работу
высоко эффективной.
Заключение
В
нашем исследовании
мы обратились к актуальной
сейчас проблеме - профилактике
наркотической зависимости
среди подростков.
В ходе работы были
выявлены основные подходы
и модели осуществления
профилактики наркотической
зависимости личности
в подростковой среде.
Были рассмотрены
виды, формы и методы
профилактики наркотической
зависимости у
подростков.
Система
профилактических мероприятий
в плане предотвращения
возникновения у
растущих людей предрасположенности
к употреблению наркотических
веществ предусматривает
разработку ряда условий,
обусловливающих
выработку у подростков
внутренней установки
на неприятие при
любых обстоятельствах
веществ с наркотическим
содержанием.
На
современном этапе
практики социальной
работы профилактика
представляет собой
систему комплексных
мероприятий, направленных
на предупреждение заболеваний
и укрепление здоровья
людей, включая меры,
принимаемые в
семье, медицинскими
учреждениями, воспитателями
дошкольных учреждений,
учителями и администрациями
школ, правоохранительными
органами и организациями,
занимающимися вопросами
молодежи, и, наконец,
государством и правительством [9,c.23].
В
обществе растет осознание
того, что профилактика
наркомании должна стать
приоритетной задачей,
а для этого
необходимо максимально
раннее выявление
симптомов психологической
предрасположенности
к употреблению наркотических
веществ в подростковом
возрасте. Учащиеся
получают большой
объем разнообразных
сведений о наркотиках
из разных источников,
однако среди них
преобладает информация,
способствующая приобщению
к наркотикам.
В
настоящее время
отсутствует единая
стратегия ведения
антинаркотической
работы в государственных
структурах, занимающихся
проблемами наркомании,
не проявляется взаимопонимание
и преемственность
в ключевых вопросах
общего для них
дела.
Для
понимания причин
и способов профилактики
наркомании разной степени
особое внимание следует
уделить понятию "социальная
микросреда". Социальная
микросреда способна
сформировать такие
свойства личности,
как стереотипность
духовной деятельности,
а также обусловливать
эмоциональные и
рациональные факторы
закрепления идей,
образов и представлений
в сознании молодых
людей.
Существенный
прогресс в области
профилактики наркомании
обеспечивается разработкой
подходов, сфокусированных
на психосоциальных
факторах, содействующих
началу наркотизации.
Наркотическая
зависимость у
подростков, стремительный
рост которой отмечается
в России за последнее
десятилетие, как
социально-психологическое
явление представляет
серьезную угрозу
безопасности страны,
благополучию подрастающего
поколения и здоровью
конкретного подростка.
На ее распространение
влияют социальные,
психологические
и другие факторы [9,c.27].
В
процессе исследования
установлено, что
существенной социально-психологической
особенностью проявления
наркозависимости у
подростков выступает
деформация личностных
качеств в виде:
изменения до неадекватности
системы ценностей
и интересов; изменения
мотивационно-потребностной
сферы; проявления духовной
опустошенности и
пренебрежения к
установленной системе
социальных норм, склонностей
к отвержению и
уходу от решения
проблем.
В
процессе исследования
был проведен анализ
деятельности Центра "Нарконон-Урал".
В ходе исследования
была выявлена организация
работы Центра по профилактике
и реабилитации наркозависимых
подростков. Деятельность
Центра можно признать
высоко эффективной.
В
процессе исследования
подтвердилась гипотеза
о том, что профилактика
молодежной наркомании
является эффективной.
Список
Используемой литературы
1.
Асланова Л.М. Девиантное
поведение подростков,
злоупотребляющих
наркотическими и
токсическими веществами /
Сб. "Проблемы контроля
наркотических средств
и профилактики
наркоманий" Машанцева
Н.В. (ред. Э.А. Бабаян) //
М. - 1999. - 290с.
4.
Березин С.В., Лисецкий
К.С., Назаров Е.Н.
Психология наркотической
зависимости и
созависимости: монография. -
М.: МПА, 2001. - 213с.
5.
Битенский В.С., Херсонский
Б.Г., Дворяк С.В., Глушков
В. А: Наркомании
у подростков. Киев:
Здоровье, 2003. - 176 с.
6.
Вторичная и третичная
профилактика зависимости.
Концепция Комплексной
Активной Профилактики
и Реабилитации (КАПР). -
М., 2000. -250с.
7.
Гурвич И.Н. Выводы
и рекомендации
для программ первичной
профилактики. - СПб, 2000. -175с.
8.
Гульдан В.В., Романова
О.Л. Подросток-наркоман
и его окружение
// Вопросы психологии. 1998,
№2. -130с.
9.
Замечания к городской
программе "Профилактика
наркозависимости
в Санкт-Петербурге"
среди молодёжи
и подростков на 1999-2001. -СПб, 2000. -243с.
10.
Концептуальная программа
профилактики наркомании
в высшем учебном
заведении. Перевод
на русский язык
Е.И. Готлиб. - По
результатам работы
международного волонтерского
лагеря VSU-38 "Молодёжь
против наркотиков",
проходившего в
Уральском государственном
университете путей
сообщения, г. Екатеринбург, 17-31
августа 2000. -194с.
11.
Концепция профилактики
злоупотребления
психоактивными веществами
в образовательной
среде, утверждённая
Приказом МЗ РФ
от 28.02. 2000 № 619. -183с.
12.
Концепция профилактической
антинаркотической
помощи / Т.Н. Дудко,
Н.В. Вострокнутов,
А.А. Гериш, А.М.
Басов, Л.Н. Котельникова,
под рук. Г.Н.
Тростнецкой. Разработана
МО РФ при поддержке
МЗ РФ. - М., 2000. -289с.
13.
Левицкий К.Е. Организация
поэтапной профилактики
химических зависимостей
в образовательных
учреждениях. - Самара, 2000. -130с.
15.
Латышев, Г.В., Бережная,
М.А. Организация
мероприятий по
профилактике наркомании:
Методические рекомендации
для педагогических
коллективов школ,
работников подростковых
клубов и социальных
педагогов. - М.: Медицина, 1999. -158с.
16.
Мир без наркотиков.
Методические рекомендации
для педагогов,
психологов, организаторов
профилактических
мероприятий. - Томск, 2000. -129с.
19.
Научно-методические
основы профилактики
наркомании в семье. /
Под. ред. С.В.
Березина, К.С. Лисецкого,
Москва, Изд-во РАО. - 2000. -203с.
20.
Носачев Г.Н. Направления,
виды, методы и
техники психотерапии. -
Самара: "Парус", 1998. -242с.
21.
Надеждин А.В., Иванов
А.И. и др. Профилактика
потребления токсических
и наркотических
веществ несовершеннолетними
в учреждениях
образования: Пособие
для врачей психиатров-наркологов.
- М.: МЗ РФ НИИ
наркологии, 1998. - 118с.
22.
Надеждин А.В. Осторожно:
наркотики! Советы
родителям. - М.: НИИ
наркологии МЗ
РФ, 1998. - 114с.
23.
Профилактика злоупотребления
психоактивными веществами
среди детей и
подростков / Пер.
с англ. - СПб, 2000. -186с.
24.
Паюшина М.Н. Проявление
психологических
особенностей личности
юношества в результате
длительности употребления
наркотических веществ
// Социальная политика
и социология. - 2006. -
№ 3. - 177с.
25.
Паюшина М.Н. Я
минус наркотик. Методическое
пособие по профилактике
антинаркотической
зависимости подростков. -
М.: Крипто-логос, 2006. - 146с.
26.
Работа с детьми
группы риска:
Методическое пособие
для социальной
службы "Ребёнок
на улице". - М.:
Российский Благотворительный
Фонд "Нет алкоголизму
и наркомании" ("НАН"), 1999. - 192с.
27.
Сергеев А.Н., Целинский
Б.П. Рекомендации
педагогам, родителям
и сотрудникам
правоохранительных
органов о проведении
профилактической
работы по предупреждению
распространения
наркотиков и злоупотребления
ими в молодёжной
и подростковой
среде. - М., 2000. - 180с.
28.
Создание системы
профилактики наркомании.
Краткое описание
проекта. - Тольятти:
Общественная организация
"Родители против
наркотиков", 2000. -302с.
29.
Сирота Н.А., Ялтонский
В.М., Баушева И.Л.,
Хажилина И.И., Петунс
О.В., Корецкая И.А.
Проект первичной
профилактики употребления
психоактивных веществ
в школьной среде. -
М., 2000. -239с.
31.
Шаблина В. Посредничество
школьников как
составная часть
психопрофилактики
в образовательной
среде. - СПб, 2000. Руководство
для семей наркоманов
и злоупотребляющих
психотропными веществами.
Нар-Анон, 1971 / Пер.
с англ. - СПб, 2000. -163с.