Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Результаты проведения проб для наглядности изобразим графически:
По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.
Для
анализа констатирующего и
На этом этапе детям предлагалось сделать те же задания, представленные несколько в иных формах.
Задание 1 было несколько усложнено вместо повторов за исследователем было предложено задание «Назови ласково»
Исследователь четко произносит слова при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Баня - банька Дыня - дынька
Хата - хатка Дети - детки
Нота - нотка Липа – липка
Во второе задание были добавлены новые слоги.
па – ба та – да – та пух – мех – мох
да – та га – ка – га кот – год – ход
ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Как и в контрольном эксперименте выполнения заданий были оценены в бальной системе. За выполнение каждого задания детям начислялось определённое количество баллов.
Балловая система позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате коррекционного обучения. Результаты количественного анализа представлены в таблице 2.
Оценка:
точное и правильное воспроизведение
в темпе предъявления (5 баллов), напряженное
или замедленное
Таблица 2.
Результаты
контрольного эксперимента
Имя ребенка | Оцениваемые критерии | ||||
Слоговая структура | Звуковая структура | Произношение слогов | Средние | ||
Иван С. | 4 | 3 | 3 | 3,333333 | |
Ира С. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Валя Т. | 3 | 3 | 4 | 3,333333 | |
Ира К. | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Сергей С. | 4 | 2 | 5 | 3,666667 | |
Коля Г. | 3 | 5 | 4 | 4 | |
Оля Ш. | 4 | 3 | 4 | 3,666667 | |
Лариса Ш. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Олег Б. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Иван К. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 | |
Среднее значение по группе | 3.7 | 3.5 | 3.6 |
В ходе эксперимента ни одному ребенку не удалось выполнить правильно и точно оба задания.
Частично дети выполнили первое задание, на воспроизведение слов из двух и более слогов с согласными, оппозиционными по твердости – мягкости, по месту и по способу образования. Воспроизведение рядов слогов с согласными, оппозиционными по звонкости – глухости, вызвало затруднения у большинства детей. Воспроизведение слогов из трех элементов сопровождалось не только заменой и смешением согласных звуков, но и изменением структуры ряда.
Некоторые дети частично смогли выполнить второе задание. Они изменяли последовательность и количество элементов в ряду, переставляли и заменяли звуки, слоги.
Воспроизведение ряда из трех похожих слогов сопровождалось увеличением количества ошибок, которые касались как замен звуков, так и изменения структуры ряда.
В
целом, дошкольникам удалось выполнить
оба задания с лучшими
Проанализировав литературу, посвящённую проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста при ОНР 2 уровня, можно сделать вывод о том, что развитие слоговой структуры слова необходимо для нормального развития речи ребёнка. Если нарушение слоговой структуры слова не исправить вовремя оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка.
Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Таким образом, приведенный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребёнку различные типы слов: простые - из открытых слогов, без стечения согласных, и более сложные - из 4-5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом
Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова - это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Ранее
выявление подобных нарушений и
своевременная коррекция
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно - изучали нарушения слоговой структуры слова при ОНР 2 уровня. На базе дошкольного учреждения был проведен экспериментальная работа с обследуемой группой детей. Исследование показало наличие ярко выраженных нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Только благодаря тщательному обследованию слоговой структуры слова у дошкольников, выявления особенностей формирования слоговой структуры слова возможна эффективная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР 2 уровня.
Актуальностью проведения нашего исследования мы считаем увеличение количества детей, имеющим нарушение формирования слоговой структуры слова дошкольном возрасте. И поиском новых путей преодоления трудностей включения таких детей в процесс обучения.
Практическое значение работы - представленная система заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе логопедического обследования на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Информация о работе Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня