Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Файлы: 1 файл

Нарушение слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи 2го уровня.doc

— 272.50 Кб (Скачать)
 

Результаты проведения проб для наглядности изобразим  графически:

      По  полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.

    2.3. Анализ констатирующего и контрольного экспериментов

 

       Для анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента были использованы те же задани, что и в констатирующем эксперименте. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых заданий.

       На  этом этапе детям предлагалось сделать  те же задания, представленные несколько  в иных формах.

       Задание 1 было несколько усложнено вместо повторов за исследователем было предложено задание «Назови ласково»

       Исследователь четко произносит слова при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

       Баня - банька Дыня - дынька

       Хата - хатка Дети - детки

       Нота - нотка Липа – липка

       Во  второе задание были добавлены новые  слоги.

       па  – ба та – да – та пух –  мех – мох

       да  – та га – ка – га кот –  год – ход

       ва  – вя ха – ка – ка дом –  дам – дым

       га  – ка на – ма - ма бак – бык  – бок

       ха  – ка ма – мя – ма копка –  кепка - папка

       Как и в контрольном эксперименте выполнения заданий были оценены в бальной системе. За выполнение каждого задания детям начислялось определённое количество баллов.

       Балловая  система позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате коррекционного обучения. Результаты количественного анализа представлены в таблице 2.

      Оценка: точное и правильное воспроизведение  в темпе предъявления (5 баллов), напряженное  или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).

      Таблица 2.

      Результаты  контрольного эксперимента 

Имя ребенка Оцениваемые критерии
  Слоговая структура Звуковая структура Произношение  слогов Средние
Иван  С. 4 3 3 3,333333
Ира С. 4 4 3 3,666667
Валя  Т. 3 3 4 3,333333
Ира К. 3 3 3 3
Сергей  С. 4 2 5 3,666667
Коля  Г. 3 5 4 4
Оля Ш. 4 3 4 3,666667
Лариса  Ш. 4 4 3 3,666667
Олег  Б. 4 4 4 4
Иван  К. 4 4 3 3,666667
Среднее значение по группе 3.7 3.5 3.6  

       В ходе эксперимента ни одному ребенку  не удалось выполнить правильно и точно оба задания.

       Частично  дети выполнили первое задание, на воспроизведение слов из двух и более слогов с согласными, оппозиционными по твердости – мягкости, по месту и по способу образования. Воспроизведение рядов слогов с согласными, оппозиционными по звонкости – глухости, вызвало затруднения у большинства детей. Воспроизведение слогов из трех элементов сопровождалось не только заменой и смешением согласных звуков, но и изменением структуры ряда.

       Некоторые дети частично смогли выполнить второе задание. Они изменяли последовательность и количество элементов в ряду, переставляли и заменяли звуки, слоги.

       Воспроизведение ряда из трех похожих слогов сопровождалось увеличением количества ошибок, которые касались как замен звуков, так и изменения структуры ряда.

       В целом, дошкольникам удалось выполнить  оба задания с лучшими результатами.

 

Выводы по 2 главе

 

       Проанализировав литературу, посвящённую проблеме нарушения  и коррекции слоговой структуры  слова у детей дошкольного возраста при ОНР 2 уровня, можно сделать вывод о том, что развитие слоговой структуры слова необходимо для нормального развития речи ребёнка. Если нарушение слоговой структуры слова не исправить вовремя оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка.

       Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.

       Таким образом, приведенный анализ результатов  исследования позволяет сделать  следующие выводы:

    1. Наибольшие трудности вызвало задание на воспроизведение ряда из трех похожих слогов.
    2. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

 

Заключение

 

       Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребёнку различные типы слов: простые - из открытых слогов, без стечения согласных, и более сложные - из 4-5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом

       Преодоление нарушения слоговой структуры слова  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова - это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

       Основная  задача логопедического воздействия  на детей с общим недоразвитием  речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически  правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

      Таким образом, у детей с общим недоразвитием  речи активная речь может служить  средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

      Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с  вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

      Ранее выявление подобных нарушений и  своевременная коррекция помогают сохранить адаптивность ребенка  и подготовить его к обучению в школе. Коррекционная работа проводится в специальных учреждениях, либо в общеобразовательных на логопедических пунктах. Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего, мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

       В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно - изучали нарушения слоговой структуры слова при ОНР 2 уровня. На базе дошкольного учреждения был проведен экспериментальная работа с обследуемой группой детей. Исследование показало наличие ярко выраженных нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Только благодаря тщательному обследованию слоговой структуры слова у дошкольников, выявления особенностей формирования слоговой структуры слова возможна эффективная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР 2 уровня.

       Актуальностью проведения нашего исследования мы считаем увеличение количества детей, имеющим нарушение формирования слоговой структуры слова дошкольном возрасте. И поиском новых путей преодоления трудностей включения таких детей в процесс обучения.

       Практическое  значение работы - представленная система заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе логопедического обследования на фронтальных и индивидуальных занятиях.

 

Список используемой литературы

 
     
  1. Агранович Е.З. Логопедическая работа по преодолению  нарушения слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство - Пресс, 2001. - 48 с.
  2. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]: практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.-32 с.
  3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
  4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
  6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.-- М.; Айрис-пресс, 2005.-- 96 с.
  7. Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. - №4. – С.26-39
  8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 2005.
  9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 2008.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 2008.
  11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 2007.
  12. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2008.
  13. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М., 2008.
  14. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2008.
  15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 2009.
  16. Коменский Я. Избранные педагогические труды.  – М., 2005.
  17. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М., 2009.
  18. Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 2009, №3
  19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2009.
  20. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
  21. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 87 с.
  22. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. - 677 с.
  23. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. - М.: 1963.
  24. Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребёнком. - М.: Изд. Московского университета, 1985.
  25. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А. Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608 с.
  26. Титова Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду, 2005, № 5,6.
  27. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 221 с.
  28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.,1991
  29. Хрестоматия по логопедии. Том 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 556с.
  30. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006. - 187с.
  31. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 240 с.

Информация о работе Нарушение слоговой структуры речи при ОНР 2 уровня