Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 22:10, реферат
Ораторское искусство — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие).
Введение……………………………………………………………………………………………….……….2
Глава 1.
Роды и виды ораторской речи…………………………………………………………….2
Ораторская речь и функциональные стили литературного языка…….6
Функционально - смысловые типы речи…………………………………............8
Глава 2.
Структура ораторской речи………………………………………………..……………...11
Подготовка речи и выступление……………………………………………..………...14
Заключение…………………………………………………………………………………………..………15
Список литературы……………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Глава 2.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусство человеческого общения - это особо сложная и весьма ответственная сфера бытия.
Ораторское искусство — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие).
Ораторская речь — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, "бытовому" общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными высказываниями) двух или нескольких собеседников — публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу (монологический речевой обмен в условиях массового общения).
Глава 1.
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей - военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой юбилейную – (похвальную) речь или застольную речь (тост).
В
современной практике публичного общения
выделяют следующие роды красноречия:
социально-политическое, судебное, социально-бытовое,
духовное (церковно-богословское). Род
красноречия это область
К
социально-политическому
Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируется положение в стране, события в мире, основная их цель дать слушателям конкретную информацию.0
Некоторому виду политической речи свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабые проявления личности, книжная окраска, функционально - окрашенная лексика, политическая лексика, политические экономические термины. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.
Академическое
красноречие – род речи, помогающий
формированию научного мировоззрения,
отличающийся научным изложением, глубокой
аргументированностью, логической культурой.
К этому роду относятся вузовская
лекция, научный доклад, научный
обзор, научное сообщение, научно-популярная
лекция. Конечно, академическое красноречие
близко научному стилю речи, но в
то же время в нем нередко
В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания.
Судебное красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.
Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864г. с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поиска истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор.
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; произнесенная на дипломатических приемах; надгробная речь.
Духовное
(церковно - богословское) красноречие
– древний род красноречия, имеющий
богатый опыт и традиции. Выделяют
проповедь (слово), которую произносят
с церковного амвона или в другом
месте для прихожан и которая
соединяется с церковным
Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.
Как видим основу, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.
2. Ораторская речь и функциональные стили литературного языка.
Живое словесное общение – это наука и искусство. Они представляют собой две стороны медали. И только во взаимодействии, в соединении одного и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством.
В основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Известный исследователь языка В.В. Виноградов считал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление.
Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.
Официально-деловой
стиль обслуживает сферу
Научный
стиль обслуживает сферу
Публицистический
стиль обслуживает сферу
Художественно
– беллетристический стиль
Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А.В. Луначарского: « Каждое слово после того как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира человека.
Разговорный стиль – противопоставлен книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и профессиональных отношений; основная его функция - общение; проявляется в устной форме.
Итак,
можно отметить стилистическую полифонию
ораторской речи. Эта полифония возникает
в результате воздействия на ораторскую
речь, с одной стороны, различных
функциональных стилей, с другой стороны,
элементов различной
3. Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально - смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно следственных отношениях.
Повествование - это динамический функционально - смысловой тип речи, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Этот тип речи, в отличии от описания динамичен, поэтому в нем могут постоянно меняться временные планы.
Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира, и это устройство данного типа определяет его положение в речи.
Динамика
повествования создается
Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование.
Конкретное
– это повествование о
Обычно
выделяют развернутое и неразвернутое
повествование. Развернутое повествование
представляет собой речь, отражающую
последовательные, иногда одновременные,
но развивающиеся действия или состояния.
Неразвернутое повествование
Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.
Описание может быть двух видов: статистическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могу обозначать его временные или постоянные свойства, качества и состояния.
Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику.
Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть, весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций.
Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.
Можно
выделить собственно рассуждение –
цепь умозаключений на какую-либо тему,
изложенных в логически последовательной
форме, его цель – выведение нового
знания; доказательство, цель которого
– раскрытие, конкретизация, установление
достоверности изложенного