Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 22:10, реферат
Ораторское искусство — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие).
Введение……………………………………………………………………………………………….……….2
Глава 1.
Роды и виды ораторской речи…………………………………………………………….2
Ораторская речь и функциональные стили литературного языка…….6
Функционально - смысловые типы речи…………………………………............8
Глава 2.
Структура ораторской речи………………………………………………..……………...11
Подготовка речи и выступление……………………………………………..………...14
Заключение…………………………………………………………………………………………..………15
Список литературы……………………
Частным случаем рассуждения являются общие мест – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений.
Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку она отражает противоречия современной жизни и коллизии общения. Можно выделить два вида полемичности: 1) имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и 2) эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах.
Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса.
Оратор пользуется всеми возможными средствами из богатого полемического арсенала: намеки, ирония, сарказм, многозначительные умолчания, категоричность оттеночных суждений, антитеза, сравнения, ремарки, рельефность.
Глава 2.
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.
Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет говорить…, делает оговорку…, переходит к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Все
части ораторской речи переплетены
и взаимосвязаны. Объединение всех
частей речи в целях достижения ее
целостности называется интеграцией.
Необратимость речи определяет многое
в ее построении. Ведь трудно удерживать
в оперативной памяти все выступление
целиком. Это и диктует принципиально
иное его построение по сравнению с письменной
речью.
Связанность ораторской речи обеспечивается
когезией, ретроспекцией и проспекцией.
Когезия
– это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие
последовательность и взаимозависимость
отдельных частей ораторской речи, которая
позволяет глубже проникнуть в ее содержание,
понять и запомнить отдельные ее фрагменты,
расположенные на некотором (и даже значительном)
расстоянии друг от друга, но в той или
иной степени связанные между собой.
Этот тип связи может, выражается различными
повторами, словами, обозначающими временные,
пространственные и причинно-следственные
отношения: таким образом, итак, во-первых,
во-вторых, в-третьих, следующий вопрос,
в настоящее время, совершенно очевидно,
посмотрим далее, перейдем к следующему.
Связующую роль выполняют и такие слова
и словосочетания: принимая во внимание,
с одной стороны, с другой стороны, между
тем, несмотря на это, как оказывается,
по всей вероятности, как оказалось в последствии.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).
Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.
В
заключение поговорим об этикетных
речевых формулах, которые входят
в зачин и концовку речи. Этикет
ораторской речи – это устойчивые
специфические единицы общения,
принятые в ораторской практике и
необходимые для установления контакта
с аудиторией, поддерживания общения
в избранной тональности, передачи
другой информации. Помимо основной функции
– поддержания контакта – указанные
речевые формулы выполняют
Чаще
всего в речевом этикете
Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Основная цель оратора – информировать слушателей. Важный вопрос, который стоит перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей.
При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.
Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление.
Существует
три способа выступления: чтение
текста, воспроизведение его по памяти
с чтением отдельных
Речь
должна тщательно готовиться: необходимо
определить тему, цель название выступления
с учетом состава слушателей и
обстановки. Затем составить предварительный
план, подобрать теоретический и фактический
материал. Репетиция – необходимая часть
подготовки. Особое внимание следует обратить
на технику произношения.
Заключение.
"Поэтом
рождаются, а оратором
Список литературы.