Нарушения речи при психопатологиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются у человека только при участии речи и опосредованы ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ «РЕЧИ» В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ……….4
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТОЛОГИЯХ…...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

Файлы: 1 файл

Контр По ПСИХОЛИНГВ.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

  1. ПОНЯТИЕ «РЕЧИ»  В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ……….4
  2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТОЛОГИЯХ…...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение  речи существенным образом перестраивает всю психическую  сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются  у человека только при участии  речи и опосредованы ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая  функция, организует и связывает  все другие психические процессы. Приводя к перестройке всех качественных характеристик мышления, памяти и  других психических функций, речь становится универсальным средством воздействия  на мир, «...вместе со словом в сознание человека вносится новый способ действия». [3]. В сознании человека процессы мышления и воображения теснейшим образом связаны с речевой деятельностью, образуя специфически человеческий вид мыслительной деятельности – речевое мышление. Развитие речи тесно связано и с другими психическими процессами. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала (фиксирование наглядно-чувственных представлений посредством соответствующих слов-определений, слов-понятий) способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; чрезвычайно важна роль речи в организации и развитии функций внимания, при регулировании человеком своего поведения и т. д.

С другой стороны, невозможность  использовать язык и речь в онтогенезе психики или ограничение в  его использовании приводят к  задержке, дефициту и искажению многих сторон психического развития (что, например, наблюдается у детей с врожденной или рано приобретенной глухотой, детей с рано приобретенной афазией, детей с алалией и в других случаях отклоняющегося развития).

В свою очередь, имеющиеся  у определенных групп детей с  ограниченными возможностями развития разного рода нарушения психики (и прежде всего – нарушения  интеллектуального развития), как  правило, ведут к задержке или  патологическому нарушению усвоения ряда компонентов языка (прежде всего  – семантического, синтаксического  и лексического).

Итак, общим положением является то, что язык и психика теснейшим  образом связаны, причем эти связи  многогранны и неоднозначны.[6].

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ «РЕЧИ»  В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

 

Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний.

Речь – функциональная система, т. е. целеобусловленная, направленная на достижение определенного результата. Эта система многообразна и непостоянна. Она (на временной и постоянной основе) объединяет те или иные характеристики составляющих ее операций (семантических, синтаксических, лексических, морфологических, морфо-синтаксических, фонематических и фонетических) для достижения конкретной цели той или иной (речевой или неречевой) деятельности, которая совершается в конкретной ситуации речевой коммуникации. [1].

Большое внимание в лингвистике  и психолингвистике уделяется проблеме взаимоотношений языка и речи. [4].

Функции речевой деятельности (функции языка и речи) – это прежде всего ее общественное и индивидуально-личностное предназначение, та роль, которую РД выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности.

К общим функциям языка  и речи в РД следует отнести (1) коммуникативную, (2) репрезентативную (номинативную), (3) интеллектуальную (обобщения, познания и др.) и (4) эмотивную (т. е. служащую для выражения эмоций).

Центральной функцией языка и речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. Но даже когда человек остается один и использует речь, скажем, для потребностей собственного мышления (речемыслительной деятельности), он осуществляет «самокоммуникацию», диалог (общение) с самим собой.

«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.», – указывает А.А. Леонтьев.[7]

Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается  в двух видах – сообщения и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает еще одну функцию – функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических процессов.[11].

Регулирующую функцию речи и  языка в психологии речи принято  дифференцировать:

– на саморегулятивную — с помощью речи планируется собственное поведение. (Например, некто говорит сам себе: «Не волнуйся! Все в порядке»; или: «Сначала перейду площадь, потом пойду налево, заверну за угол»);

– индивидуально-регулятивную функцию – речевое воздействие оказывается на одного человека;

– коллективно-регулятивную — с помощью речи воздействие осуществляется на группу людей. Например, беседа с приятелями, публичная лекция, выступление по радио, статья в журнале и т. п. Производная от регулирующей регулятивная функция используется для управления поведением коммуникантов – участников речевого общения («делай так, как я хочу»). Например: «Иди!»; «Прочитай эту книгу!»

Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования — планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей.

Еще одной важнейшей функцией языка  и речи в речевой деятельности человека является интеллектуальная функция обобщения. «Общение, – указывал Л. С. Выготский, – основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность».[3]. Обобщение, в свою очередь, возможно лишь при наличии у слова (как основного знака языка) значения. В психологии речи значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека .[10].

Благодаря значению, которое несут  в себе слова, и связанной с  ним обобщающей функции речи и  языка речевая деятельность приобретает  еще одну важнейшую – когнитивную, или познавательную функцию. Языковой знак – слово представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира.

Общая интеллектуальная функция (объединяющая в себе функции обобщения, познания и осмысления) может выступать в двух основных вариантах: интеллектуальная коллективная и интеллектуальная индивидуальная функции.

Интеллектуальная коллективная, в  свою очередь, имеет 3 варианта:

• язык и речь выступают как средство существования общественного опыта;

• речь и язык выполняют роль общественно-познавательного средства;

• язык служит средством отражения особенностей национальной культуры.

Интеллектуальная индивидуальная функция также может быть реализована  по разному: в первом случае язык и  речь служат для индивида способом осуществления интеллектуальной психической  деятельности и выражения мысли; во втором – речевая деятельность используется индивидом для овладения  общественно-историческим опытом.

Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд функций, присущих только речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С.Л. Рубинштейн определял как эмоционально-выразительную функцию речи.

Эмоционально-выразительная (по-другому эмотивная) функция речи входит в ее семантическое содержание. Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание.

Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд функций, присущих только речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С.Л. Рубинштейн определял как эмоционально-выразительную функцию речи.

Следует подчеркнуть, что  рассмотренные выше функции языка  и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других – интеллектуальная, в третьих – эмотивная.

Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних  и тех же языковых средств, т. е. словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь .[2].

Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Основными формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь.

Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации .[5].

Письменная речь является одним  из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

По характеру направленности речи: говорящий – воспринимающий речь выделяются экспрессивная и импрессивная формы речи.

Экспрессивная речь – выражение (порождение) мысли, в устной речи (говорение) реализуется через произношение, артикулирование. В письме – через запись, написание, в кинетической речи – производством выразительных движений (жестов).

Термином импрессивная речь определяются процессы восприятия и понимания обращенной речи (она оппозиционна по отношению ко всем ранее рассмотренным формам речи).

 

 

 

 

 

 

  1. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТОЛОГИЯХ

 

 

Нарушение речи возникает  вследствие органического поражения  головного мозга, тех его участков мозга, которые отвечают за речевую  зону, происходит искаженное произношение звуков. Причины органического поражения  вызываются нарушением мозгового кровообращения, опухолями головного мозга, пороками развития нервной системы.  
Нарушения речи проявляется в виде полной или частичной утраты речи (тотальная и моторная афазия); нарушения звукопроизносительной стороны речи (дизартрия) и нарушения темпа речи.

Поражение разных участков коры головного мозга приводит к  качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные  области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.

  • моторный, так называемый «Центр Брока» производит речь, регулируя голосовой аппарат (голосовые связки, мышцы гортани), управляя речевой и дыхательной мускулатурой и всем тем, что участвует в произношении звуков. Именно, в «зоне Брока», расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), — центре моторной речи — формируется двигательная программа речевого высказывания.
  • сенсорный или чувствующий «Центр Вернике» — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать, распознавать и контролировать свою и чужую речь. «Зона Вернике» — центр восприятия речи — расположена в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).
  • при помощи третьих «ассоциативных» (объединяющих) центров, расположенных в нижней теменной доле и отвечающих за правильный подбор слов, мы анализируем, «думаем», что говорить дальше, создавая связную структуру фраз и выстраивая предложения.[13].

 

 

Рассмотрим следующие  нарушения речи:

Информация о работе Нарушения речи при психопатологиях