Нарушения речи при психопатологиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются у человека только при участии речи и опосредованы ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ «РЕЧИ» В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ……….4
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТОЛОГИЯХ…...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

Файлы: 1 файл

Контр По ПСИХОЛИНГВ.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

Моторная афазия — характеризуется утратой способности к произношению слов, речь становится маловыразительной, замедленной, произносимые слова искажены в результате затруднения формирования звуков и слогов, а также целых слов. Страдает также процесс переключения с одной речевой единицы (звук, слова) на другую. Внешне это проявляется так называемой персеверацией - застреванием на одном слоге или слове. Грамматическое строение речи неправильное (аграмматизм).  
Симптомы моторной афазии: в особо тяжелых случаях речь невозможна, а в более легких затруднена. Моторная афазия в чистом виде встречается редко, обычно расстройства речи сочетаются с нарушением письма (аграфия). Моторная афазия проявляется при возникновении патологического очага в задней трети нижней лобной извилины (центр Брока).

Сенсорная афазия - утрата способности понимания речи окружающих, вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Хотя бывает, что элементарный слух сохранен, но разобрать речь, разделить ее на отдельные слова больной не может. Вследствие отсутствия слухового восприятия нарушается и собственно речь. Больные сенсорной афазией говорят много, но произносимые слова непонятны, поскольку один звук (букву) заменяется другим. В результате речь представляет собой набор бессмысленных звуков. У больного отсутствует сознание своего речевого дефекта. Обычно сенсорная афазия сочетается с нарушением понимания письма (алексия). При сенсорной афазии патологический очаг локализуется в задних отделах верхней височной извилины (центр Вернике).

Сочетание моторной и сенсорной  афазий обозначается как тотальная афазия. Проявляется тотальная афазия, как правило при обширных очагах воспаления или кровоизлияния в головной мозг.

Амнестическая афазия - проявляется забыванием называния предметов. Выпадения из памяти названия предметов является наиболее характерной чертой данного вида афазии. Обычно небольшая подсказка, например первых букв, слогов, помогает больному, но чаще качестве замены больной использует обозначение функции или качества предмета. Амнестическая афазия редко бывает в чистом виде, чаще наблюдается с сенсорной афазией. Локализация очага на стыке височно-теменно-затылочной области. [2]

 

 

ЗАИКАНИЕ  - это нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь) является одним из самых распространенных расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи). Речь - самая молодая в онто- и филогенетическом отношении функция тем быстрее нарушается, чем младше по возрасту пациент, чем выраженнее его соматическая ослабленность, душевная ранимость, впечатлительность и т.д.[13]/

Наиболее часто встречается функциональное заикание, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Но может быть вызвано и органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).

Одной из причин функционального  заикания являются чрезмерно высокие  требования, предъявляемые к речи детей, одновременное изучение нескольких языков. Часто заикание возникает  у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает запаса слов и грамматических средств, для  выражения мыслей. Возникновению  заикания способствуют нервные перегрузки, испуг. Так же, заикание может появиться  в результате подражания.

Различают три формы заикания по типу судорог, периодически возникающих  в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова. Со временем она нередко переходит в более тяжёлую — тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова. Встречается так же смешанная форма заикания. Иногда к судорогам мышц артикуляционного аппарата во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.

Работы И. А. Сикорского в  области заикания отличаются большой  наблюдательностью и точным клиническим  анализом. Он, например, одним из первых в специальной литературе (еще  в 1889 году) вывел закон: "наклонность  к заболеванию заиканием с  возрастом падает гораздо быстрее, чем наклонность к выздоровлению". Иными словами: чем младше пациент (а заикание, по Сикорскому, является детской болезнью и о ее сущности детские врачи должны знать также  полно и точно, как обязаны  знать все, допустим, о коклюше  или диспепсии), тем быстрее он заболевает заиканием. Чем сильнее  закрепилось заикание, чем безуспешнее  было лечение и чем старше больной, тем труднее его лечить. Этот закон  абсолютно точен и в наши дни. Лишь спустя почти столетие стало  ясно, что заикание заиканию рознь, что проявления клинических форм заикания зависят от многих факторов и что удельный вес того или  иного компонента в комплексном  лечении меняется в зависимости  от формы заикания, возраста пациента, его личностных особенностей и т. д.

В частности, в середине 1950-х  годов (В. С. Кочергина, 1957) были выделены две основные формы заикания: логоневроз и органическое заикание. В происхождении  логоневроза большую роль играет психическая травма, в происхождении  органического заикания - ранняя органическая неполноценность головного мозга. Клинические критерии разграничения  обоих видов заикания были разработаны недостаточно, упор больше делался на анамнестические сведения.


 

 

Нередко у пациентов с  врожденными или приобретенными дефектами речи НАРУШАЕТСЯ ТЕМП ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. В одних случаях говорят о резком ускорении темпа речи (тахилалия), в других - о замедлении темпа речи (брадилалия).

Брадилалия, как правило, обусловлена энцефалитами, менингоэнцефалитами и другими грубыми органическими поражениями центральной системы (или их последствиями). Речь построена правильно, но она очень замедленна, монотонна, невыразительна, бедна интонационно и в смысловом отношении. Брадилалия отмечается у многих пациентов и после эпилептического припадка, но в этом случае она преходяща.

Чаще встречается тахилалия. Ускорение темпа речи обычно сочетается с гипердинамическим синдромом, общим психическим (включая двигательное) возбуждением лиц, находящихся в  психотическом состоянии (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, органический психоз), а также у личностей  с сангвинистическим и холерическим темпераментом. Наиболее распространена тахилалия у лиц слабовольных, плохо контролирующих темп речи: они  говорят быстро, темп речи нарастает, пропускаются отдельные звуки, слова, ускоренный темп речи иногда венчается  заиканием.

Тахилалия отмечается и у пациентов независимо от интеллекта и скорее может быть отнесена к нарушениям эмоционального типа. Брадилалия же говорит о резком замедлении всех психических процессов (тут она нередко сочетается с брадикинезией) и чаще всего бывает у лиц с тем или иным интеллектуальным дефектом (временным или постоянным). Тахилалия может быть физиологической и патологической. Сангвиники и холерики говорят обычно быстрее, чем обладатели других темпераментов, однако для того, чтобы это приводило к синдрому неврозоподобного нарушения речи, особенностей темперамента мало: нужны более важные и существенные факторы, в частности, дислалия, дизартрия и т. д. Ускорение темпа речи за счет особенностей темперамента не есть патология, это всего лишь фактор, который может способствовать возникновению патологической тахилалии. Иными словами, быстрая речь у лиц с бурным темпераментом носит физиологический характер, она гармонически соединяется с другими особенностями личности и вытекает из них.

Патологической тахилалией следует называть лишь ту ускоренную речь, которая:

1) сочетается с другими  речевыми дефектами (в первую  очередь с дислалией);

2) делает речь непонятной  или малопонятной;

3) субъект не в силах  без вмешательства извне оперативно  и автоматически замедлить темп  речи.

Тахилалия не обязательно  сопровождает каждого пациента с  гипердинамическим синдромом: наблюдается  множество двигательно расторможенных, болезненно суетливых детей и  подростков, у которых тахилалии  не было и в помине. Имеется много  пациентов с тахилалией, у которых  никогда не было и нет гипердинамии. 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, нельзя недооценивать  роль речевой функции на формирование и развитие личности.

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При  недостаточности речевых функций  коммуникации человека ограничены, снижается  количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная  сфера, а так же  возможны нарушения  чтения и письма.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемов В.А. Речь – многофункциональный процесс./ Тбилиси, - 1973.

2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. /М., - 1975.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций./ М., - 1960.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Изд. 2-е./ М., - 2001.

5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. /М., - 2001.

6. Ковшиков В. А., Пухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности./ М., - АСТ, 2007.

7. Леонтьев А.А. Функции и формы речи. Основы теории речевой деятельности. / М., - 1974.

8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.  Изд. 3-е. /СПб., - 2003.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. /М., 1974.

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. / Ростов -на-Д., - 2003.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: СПб., 2002.

12. Фрумкина P.M. Психолингвистика. – М., 2001.

13. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.

 


Информация о работе Нарушения речи при психопатологиях