Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:53, контрольная работа
Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются у человека только при участии речи и опосредованы ею. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ «РЕЧИ» В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ……….4
2. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПСИХОПАТОЛОГИЯХ…...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ДИСЛАЛИЯ – это нарушение звукопроизносительной стороны речи при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия разграничивается на физиологическую и патологическую (функциональную и механическую).[5]
Физиологическая дислалия, т. е. нечеткое или неверное произношение тех или иных звуков, встречается у всех нормально развивающихся детей в возрасте от 2,5 до 5-6 лет. По мере совершенствования артикуляционного аппарата и фонематического слуха физиологическая дислалия бесследно исчезает. Обычно до 3-4-летнего возраста разграничить физиологическую дислалию и иные виды дислалий трудно. При всех видах дислалий имеет место вялая артикуляция.
Функциональная дислалия - это самый частый вид патологической дислалий. Патогенетической основой ее является задержка созревания артикуляторных навыков, малая дифференцированность рече-слухового и рече-двигателыюго анализаторов. Причинами же указанных нарушений являются наследственные дефекты речи или нарушения формирования речи в результате патологии беременности, родового акта или первых лет жизни пациента (часто патологически протекали все три периода - пре-, интра- и постнатальный).
Функциональная дислалия
почти повсеместно
Можно даже утверждать, что практически все дети с олигофренией или с заметными задержками психического развития страдают функциональной дислалией, но не все дети и подростки с функциональной дислалией являются пациентами с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Мы выделяем простую и сложную функциональную дислалию. Простая функциональная дислалия проявляется в дефектах произношения согласных звуков: последние могут вообще отсутствовать, искажаться или заменяться другими. Например, вместо "ворона" такой больной говорит "орона", вместо "больница" - "оница" и пр. В наибольшей степени звукопроизношение страдает при выговаривании трудных в артикуляционном отношении звуков: шипящих, свистящих, Р, Л.
Например, (Леша, 5лет 8мес.) “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”. “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто. “ш”, “ж” ,“ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”
Если ребенок не выговаривает одновременно большинство звуков и от этого его речь становится неразборчивой, то функциональная дислалия квалифицируется как сложная. Сложная функциональная дислалия обычно бывает у детей и подростков с выраженными иными речевыми расстройствами или у умственно неполноценных людей.
К функциональной дислалии так же может привести неправильное произношение взрослых, косноязычие родителей.
Функциональную дислалию - наиболее частый компонент синдрома неврозоподобного нарушения речи - следует не смешивать с механической дислалией.
Механическая дислалия возникает вследствие грубых врожденных или приобретенных аномалий органов, принимающих участие в артикуляции. К последним в первую очередь относятся дефекты твердого нёба, носоглотки, короткая уздечка языка, дефекты зубов.
Наиболее тяжелой формой
механической дислалий является ринолалия, подразделяющаяся
в свою очередь на открытую и закрытую
(С. С. Ляпидевский, 1967). Открытая ринолалия
возникает в результате расщелины твердого
и мягкого нёба, поэтому воздух проходит
не только через рот, но и через нос, вследствие
чего искажается произношение всех звуков,
обнаруживается гнусавость, речь становится
замедленной, нередко малопонятной. Причиной
закрытой ринолалии является гипертрофия
слизистой носоглотки и носа, поэтому
страдает произношение носовых звуков
Н и М. Из-за затруднения носового дыхания
возникает гнусавость.
Открытая ринолалия (в меньшей степени
закрытая) может сочетаться с олигофренией,
более легкими степенями задержек речевого
и психического развития.
ДИЗАРТРИЯ - одна из форм расстройства экспрессивной речи, обусловленная нарушением функций исполнительного речевого аппарата (вялый или спастический парез/паралич, ригидность, атаксия, заикание). При полной сохранности понимания речи окружающих, письма и чтения про себя нарушается собственная артикулированная речь; словарь и грамматический строй ее при этом остаются ненарушенными. Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедлена, иногда прерывиста. Является, в частности, одним из проявлений бульбарного синдрома (вызывается поражением ядер IX, X, XII пар черепных нервов) и псевдобульбарного синдрома (если поражаются центральные двигательные кортико-нуклеарные пути), следствием поражения мозжечка и его связей, базальных узлов, премоторных отделов коры доминантного полушария.[ 13].
При бульбарной дизартрии имеются вялые параличи и парезы артикуляционных мышц, поэтому голос таких пациентов слабый, глухой, гнусавый, речь смазанная; психическое же развитие обычно не страдает.
Псевдобульбарная дизартрия
чаще, чем бульбарная, встречается
в практике психиатра, она нередко
сочетается с детским церебральным
параличом, а также с различными
видами недоразвития психики и неврологическими
нарушениями (парезы лицевой мускулатуры,
гиперкинезы, нарушения жевания, глотания
и пр.). В этих случаях страдают
тонкие движения кончика языка и
другие компоненты речевой мускулатуры.
Основные проявления дизартрии:
Паретичность мышц органов артикуляции: углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находится на дне рта, вялый, кончик языка мало активен. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц: лицо амимично, мышцы напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы. Проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.
Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое)
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение), отмечаемое во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.
Звукопроизношение при дизартрии характеризуется смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е . те же варианты, что и при дислалии . Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При чтении стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)
Выше перечисленные проявления
дизартрии проявляются в разной
степени и в различных
Например, при дизартрии мальчик (Саша Ж., 9 лет, 8 мес.) пишет вместо "Дима идет гулять" - "Дима дапет гул ц"; "В лесу осы" - "Лусу осы"; "Мальчик кормит кошку молоком" - "Малкин лали кашко малоко". Письмо сопровождается заменой букв. (Дима М. 8 лет, 11мес.) пишет белка - "берка"; х-ч: мех - "меч"; б-т: утка - "убка"; г-д: гудок - "дудок"; с-ч: гуси - "гучи"; б-п: арбуз - "арпус". Наблюдается замена согласных.
Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Наиболее распространенными
случаями, которые могут привести
к возникновению и развитию дизартрии
у ребенка, являются:
инфекции острого и хронического характера
во время беременности; кислородное голодание;
интоксикации и токсикозы беременности;
несовместимый резус — фактор; различные
травмы во время беременности и родов;
недоношенность; асфиксия; инфекционные
заболевания в первый год жизни ребенка.
АЛАЛИЯ – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств, при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Симптоматика алалии достаточно
многообразна и не ограничивается нарушением
только речевой функции. Характер синдрома
зависет от локализации и тяжести
органического поражения, от общего
соматического состояния
Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия.
Апраксия – расстройство произвольных движений. Ребенок затрудняется в выполнении какого-либо действия, требующего дифференцированных движений пальцев, по подражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характерно для моторной алалии).
Агнозия – расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так и слуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности (слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, не соотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозия проявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.
Зрительная агнозия в
случае грубого поражения выражается
в невозможности зрительного
узнавания предметов, в более
легких случаях проявляется
Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алалликов в известной мере лимитировано состоянием речи)).
Речевая симптоматика выражена разнообразно, что обусловлено системностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любой форме алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь.
Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов, не развиты фонематические функции (ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).
Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов по различным признакам, трудности актуализации словаря.
Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладевают словоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речи выраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями дети самостоятельно не овладевают.
Пример алалии (Вова М. 12лет, 1 мес.) словарный запас ограничен (приблизительно около 10 слов): Вава – собственное имя Вова, Лита- имя сестры Риты, да, пака – пока, макна- машина и др. Мальчик активно использует мимику и жесты, благодаря чему может кое-что объяснить.
АФАЗИЯ — это расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения мысли. При афазии частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата (органы, отвечающие за произношение звуков) и слуха. Афазия может носить стойкий или временный характер. Временные нарушения речи обусловлены, прежде всего временными нарушениями кровообращения в головном мозге, возникающими в результате сужения артерий, питающих головной мозг. Иногда временные нарушения речи развиваются при некоторых разновидностях мигрени. Стойкая афазия возникает при серьезном поражении головного мозга. Афазия подразделяется на моторную, сенсорную и амнестическую.