Нарушения и патологии речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Нарушения и патологии речи.docx

— 74.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая  работа по общей психологии

На тему: «Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…3

  1. Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
    1. Развитие и функции человеческой речи……………………...5
    2. Нарушение и патология речи …………………………………9
  2. Особенности проявления нарушения речи……………………...14
    1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
    2. Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
    3. . Заикание………………………………………………….……28

Заключение………………………………………………………………..30

Глоссарий…………………………………………………………………..32

Список литературы………………………………………………………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря  речи формируются первые связи между  матерью и ребенком, устанавливаются  основы социального поведения в  группе детей, и, наконец, именно через  речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. 
Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Решение данной проблемы имеет теоретическое  и практическое значение, т.к нарушение речи очень тяжелая проблема для многих людей, поскольку ограничивается как круг общения, так и отношение окружающих к самому человеку. Человек становится одинок, затрудненность в общении не позволяет ему активно участвовать в общественной жизни. 
Патологии и нарушение речи возникают в детском возрасте, когда формируется детский речевой аппарат. Если своевременно не обратить внимание на данную проблему, то с возрастом лечение патологии речи становится более трудным, а иногда и не вылечиваемым процессом. Поэтому основная задача логопедов, психологов, а также родителей в первую очередь помочь ребенку разрешить данную проблему, активно заниматься по всевозможным методикам и программам коррекцией речи. 
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед населением нашей страны. 
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Цель  курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий  речи, их сущность и особенности  проявления.

В связи  с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих  задач:

  • рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
  • раскрыть виды нарушений и патологий речи;
  • описать особенности проявления нарушения речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основы  человеческой речи и  ее нарушения

    1.1 Развитие и функции  человеческой речи 

Речь  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не воспринимаемые явления, законы, правила  и т.п.). Без письменной речи человек  был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является  полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем, не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь  без усвоения языка невозможна, в  то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь  вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл  в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого  человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Современному  состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал  длительный процесс филогенетического  развития человека. Следует отметить, что речь - это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной  науки есть основание полагать, что  первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший  этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых  движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств  общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным  средством труда и общения. Её господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек  не стал использовать для общения  звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого  времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным  инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием  производства и первичным разделением  труда. Возникла существенная потребность  в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно - в системе  расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых  звуков началось задолго до возникновения  потребности в общении с помощью  звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты  рук сопровождались определенными  нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались  и становились всё более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые  выполняла кинетическая речь, и более  того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень  развития - на ступень звуковой членораздельной  речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой  заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.

Речь  имеет три функции: 

  • сигнификативную (обозначения); 
  • обобщения;
  • коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

   Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

   Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.

Информационная  сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями  обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства  и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы  подчинить слушателя замыслу  говорящего. 

    1. Нарушение и патология речи
 

 В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, специалисты говорят об особой категории детей с нарушениями в развитии - о детях с речевыми нарушениями.  

Для обозначения  нарушений речи используются также термины: расстройства речи, дефекты речи, речевая патология. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).  Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй. 

Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия.  Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды. 

 Выделяют  следующие причины речевой патологии.

  1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое “готическое” небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.
  2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка - вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
  4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.
  5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).

Информация о работе Нарушения и патологии речи