Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.
Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34
Курсовая работа по общей психологии
На тему:
«Нарушения и патологии речи: сущность
и особенности проявления».
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Речь -
это средство общения, необходимое,
прежде всего, для вовлечения субъекта
в социальную среду. Именно благодаря
речи формируются первые связи между
матерью и ребенком, устанавливаются
основы социального поведения в
группе детей, и, наконец, именно через
речь и язык культурные традиции в значительной
степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это действительно важное средство,
к которому прибегает человек, когда ему
нужно разумно аргументировать свое отношение
к разным жизненным проблемам. Однако
это лишь второстепенная функция речи.
Только немногие люди занимаются одним
тем, что логически мыслят, а с помощью
речи лишь выдают результат своих размышлений.
Для большинства же речь - в основном способ
передавать информацию, размышлять над
жизненными явлениями и внутренними состояниями
или просто получать удовольствие от разговора.
Решение
данной проблемы имеет теоретическое
и практическое значение, т.к нарушение
речи очень тяжелая проблема для многих
людей, поскольку ограничивается как круг
общения, так и отношение окружающих к
самому человеку. Человек становится одинок,
затрудненность в общении не позволяет
ему активно участвовать в общественной
жизни.
Патологии и нарушение речи возникают
в детском возрасте, когда формируется
детский речевой аппарат. Если своевременно
не обратить внимание на данную проблему,
то с возрастом лечение патологии речи
становится более трудным, а иногда и не
вылечиваемым процессом. Поэтому основная
задача логопедов, психологов, а также
родителей в первую очередь помочь ребенку
разрешить данную проблему, активно заниматься
по всевозможным методикам и программам
коррекцией речи.
Развитие речи, включающее умение четко
произносить звуки и различать их, владеть
артикуляционным аппаратом, правильно
построить предложение и т. д., одна из
насущных проблем, стоящих перед населением
нашей страны.
Нарушения речи многообразны, они могут
проявляться в нарушении произношения,
грамматического строя речи, бедности
словарного запаса, а также в нарушении
темпа и плавности речи.
Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
1.1
Развитие и функции
человеческой речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Важно
отличать язык от речи. Их основное различие
заключается в следующем. Язык
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.
Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь - это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.
У современной
науки есть основание полагать, что
первым средством общения была
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Её господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно - в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
Можно
предположить, что развитие голосовых
звуков началось задолго до возникновения
потребности в общении с
Речь имеет три функции:
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная
сторона направлена на то, чтобы
подчинить слушателя замыслу
говорящего.
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, специалисты говорят об особой категории детей с нарушениями в развитии - о детях с речевыми нарушениями.
Для обозначения нарушений речи используются также термины: расстройства речи, дефекты речи, речевая патология. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.
Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается отрасль дефектологии – логопедия. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.
Выделяют
следующие причины речевой