Нарушения и патологии речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая Нарушения и патологии речи.docx

— 74.41 Кб (Скачать)

 Каждая  из названных причин, а нередко  и их сочетание могут вызвать  нарушения различных сторон речи. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

В настоящее  время в логопедии существуют 2 классификации нарушений речевого развития: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Все виды речевых нарушений и патологий  в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

  1. Нарушения устной речи.
    1. нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
    1. афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса;
    2. брадилалия – патологически замедленный темп речи;
    3. тахилалия - патологически ускоренный темп речи;
    4. заикание - нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
    5. дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и  
      сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата;
    6. ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
    7. дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

      б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

    • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
    • афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
  1. Нарушения письменной речи:
    • дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
    • дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.

    Психолого-педагогическая классификация.

    1. Нарушение средств общения:

    • фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
    • общее недоразвитие речи.
  1. Нарушение в применении средств общения:
    • заикание;
    • проявление речевого негативизма и др.
 

 Существуют основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

  1. Лечебные мероприятия:
  • медикаментозное лечение (по показаниям);
  • гомеопатия (по показаниям);
  • фитотерапия (по показаниям);
  • психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям);
  • физиотерапия (по показаниям);
  • массаж;
  • лечебная физкультура.
  1. Развитие познавательной деятельности.
  1. Развитие речи:
  • развитие понимания обращенной речи;
  • развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
  • развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
  • развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
  • работа над дыханием и голосом;
  • работа над темпом и ритмом речи.
  1. Логоритмика.
  1. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
  2. Формирование математических представлений.
  3. Подготовка к обучению грамоте.
  4. Физическое развитие.
  5. Эстетическое воспитание.
  6. Социальная адаптация:
  • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • формирование представлений о самом себе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности проявления нарушения речи

2.1 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

Дети  с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят огромную роль формированию фонематического восприятия, т.Е. Способности принимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического  восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и  слоговой структуры слов.

Несомненна  связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При  специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха  дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки  в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной  сформированности фонематического восприятия нереально становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей  с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность  действий формирования артикулирования и восприятия звуков, различающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

ровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

  1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
  2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено обычное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер  нарушенного звукопроизношения  у детей с ФФНР показывает на маленький  уровень развития фонематического  восприятия. Они испытывают трудности, когда им дают, пристально слушая, поднимать  руку в момент произнесения того либо другого звука либо слога. Такие  же трудности появляются при повторении за логопедом слогов с парными  звуками, при самостоятельном подборе  слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько  состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к различным фонетическим группам;
  • невозможность найти наличие и последовательность звуков в слове.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько  групп детей с данным диагнозом:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
  • дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
  • Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь  ребенка с ФФНР характеризируется  множественным пропусканием, искажениями  и заменами звуков. Иногда ребенок  может неправильно произносить 15 – 20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка  с такой паталогией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» – «пувица», «сковорода» – «кода») и звуконаполняемости слов («книга» – «нига», «мост» – «мот»).

В ходе специальных коррекционных занятий  логопед учит такого дошкольника  узнавать и различать звуки родного  языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

Основные  проявления, характеризующие ФФН:

    1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";
    2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба".
    3. Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку";
 
    1. Общее недоразвитие речи
 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Информация о работе Нарушения и патологии речи