Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение и анализ видов нарушений и патологий речи, их сущность и особенности проявления.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть основы человеческой речи, этапы её формирования;
раскрыть виды нарушений и патологий речи;
описать особенности проявления нарушения речи.
Введение ……………………………………………………………….…3
Основы человеческой речи и ее нарушения …………………….5
Развитие и функции человеческой речи……………………...5
Нарушение и патология речи …………………………………9
Особенности проявления нарушения речи……………………...14
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи …………….14
Общее недоразвитие речи (ОНР)…………………………......17
Заикание………………………………………………….……28
Заключение………………………………………………………………..30
Глоссарий…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..34
Каждая
из названных причин, а нередко
и их сочетание могут вызвать
нарушения различных сторон
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации нарушений речевого развития: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
Все виды речевых нарушений и патологий в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
Психолого-педагогическая классификация.
1. Нарушение средств общения:
Существуют основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.
2. Особенности проявления нарушения речи
2.1 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят огромную роль формированию фонематического восприятия, т.Е. Способности принимать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна
связь в формировании лексико-грамматических
и фонематических представлений. При
специальной коррекционной
Без достаточной сформированности фонематического восприятия нереально становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность действий формирования артикулирования и восприятия звуков, различающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
ровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР показывает на маленький уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им дают, пристально слушая, поднимать руку в момент произнесения того либо другого звука либо слога. Такие же трудности появляются при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
Речь ребенка с ФФНР характеризируется множественным пропусканием, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15 – 20 звуков.
Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой паталогией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» – «пувица», «сковорода» – «кода») и звуконаполняемости слов («книга» – «нига», «мост» – «мот»).
В ходе
специальных коррекционных
Основные проявления, характеризующие ФФН:
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: